Критерии, показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой и высшей) по должности "педагог-психолог"
Критерии, показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой и высшей) разработаны в соответствии с требованиями пунктов. 35, 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 г. N 196. Настоящие критерии и показатели применяются при формировании Портфолио профессиональных достижений педагогического работника.
Необходимым минимумом при формировании Портфолио является представление профессиональных достижений по критериям 1, 2, 3, 4, 5.
Для установления соответствия заявленной квалификационной категории необходимо набрать:
- на первую квалификационную категорию более 59 баллов - не менее 60% от максимальной суммы баллов;
- на высшую квалификационную категорию более 79 баллов - не менее 80% от максимальной суммы баллов.
Критерии и показатели оценки
|
Подтверждающие документы
|
Рекомендации по оценке показателей
|
Оценка показателя в баллах
|
Само-оценка
|
Критерий I. "Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией"
Максимально возможная сумма баллов - 23
|
1.1. Использование педагогом-психологом современных социально-психологических методик психологического сопровождения образовательного процесса
|
Владение методиками активного социально-психологического обучения (проведение тренинговых, развивающих, коррекционных занятий, круглые столы, деловые игры, мозговые штурмы и т.д.)
|
Аналитическая справка;
краткое описание методик и информация о ходе реализации в виде отчетов, презентаций, публикаций в прессе и т.д.; справки о проведении недели психологии; копии приказов, дипломов, сертификатов
|
1 - владеет 1-ой методикой;
2 - владеет 2-5-ю методиками;
3 - владеет 5-ю и более методиками
|
Выбор одного из баллов (поглощение)
|
|
Наличие системы диагностической деятельности психологического сопровождения образовательного процесса
|
Справка с указанием конкретных диагностических программ, используемых в образовательном процессе, а также итогов диагностики их результативности в 1, 5 и 9 классах
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов (поглощение)
|
|
Проведение экспертизы образовательного процесса (психологический анализ урока (непосредственно-образовательной деятельности), экспертиза образовательных программ, экспертиза здоровьесберегающих показателей образовательного процесса)
|
Аналитическая справка; экспертное заключение с указанием конкретных рекомендаций. Копии писем, приказов и др. документов
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов (поглощение)
|
|
Проведение мониторинговых исследований
|
Приложение отчетов по мониторинговым исследованиям за отчетный период.
- Информационный мониторинг (технический сбор данных по заказу управленческих структур в течение 3 лет)
- Базовый мониторинг (обобщение динамики изменений по результатам психодиагностики в течение 3 лет)
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Повышение психологической компетенции педагогического коллектива (профилактика профессионального выгорания, работа с молодыми педагогами и д.р.)
|
Аналитический отчет о работе с коллективом ОО; программы выступлений на педагогических советах и МО по результатам психологических исследований; планы постоянно действующих психологических семинаров; программы проведения тренинговых занятий и мастер-классов для педагогов
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
1.2. Разработка методических рекомендаций, авторских программ, диагностического инструментария обеспечивающих развивающий характер образовательного процесса (с внешней рецензией от профессионального сообщества)
|
Наличие у педагога-психолога методических рекомендаций, авторских программ, диагностического инструментария обеспечивающих развивающий характер образовательного процесса
|
Аналитическая справка, внешние рецензии от профессионального сообщества;
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
(1-2 разработки)
2-полное соответствие (свыше 3 разработок)
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
1.3. Использование ИКТ в процессе социально-психологического сопровождения
|
Использование мультимедийных презентаций.
Владение навыками работы с интерактивной доской, регулярно использование обучающих программ, цифровых образовательных ресурсов и средств
Участие в on-line - конференциях, сетевых сообществах, ведение странички сайта; проведение консультаций в дистанционном режиме
|
Справка об использовании ИКТ в деятельности педагога-психолога; перечень используемых ресурсов; скрин-шот страницы (сайта); ссылки на ресурсы (в т.ч. авторские), размещенные в сети Интернет, веб-страницу ОО, личный сайт и т.п.
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
1.4. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне
|
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся путем организации групповых психопрофилактических программ
|
Аналитическая справка; справка об итогах реализации психопрофилактических программ; копии планов, писем, приказов и др. документов
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Проведение психолого-медико-психологических консилиумов
|
Приказ о проведении МПК, решение МПК
- по проблеме ребенка
- по проблеме класса (группы) детей
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
1.5. Организация психолого-педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
|
Работа с обучающимися имеющими особые образовательные потребности, охваченные психодиагностическим сопровождением в рамках интегрированного и инклюзивного обучения
|
Справка о количестве детей с ООП и аналитический отчет по работе с ними
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Дополнительная дифференцированная работа с различными категориями обучающихся:
- одаренные дети;
- слабоуспевающие ученики;
- дети группы риска;
- учащиеся, пропустившие занятия по болезни и др.
|
Аналитическая справка;
копии приказов и т.д.
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Критерий II. "Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях"
Максимально возможная сумма баллов - 19
|
2.1. Позитивная динамика в социально-психологической адаптации обучающихся (воспитанников)
|
Динамика показателей адаптации учащихся 1 и 5 классов (воспитанников при приеме в ДОО)
|
Аналитическая справка адаптационного периода;
таблицы динамики (за 3-5 лет);
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Динамика результатов коррекционно-развивающей деятельности по социальной адаптации
|
Аналитическая справка;
таблицы динамики (за 3-5 лет);
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
2.2. Достижения обучающихся (воспитанников) в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях (данные из реестра олимпиад разного уровня)
|
Сопровождение учащихся (воспитанников) при подготовке к конкурсам и олимпиадам
|
Аналитическая справка; программа сопровождения;
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Участие и победы в конкурсных мероприятиях (конкурсы, фестивали, научные конференции, интеллектуальные марафоны, смотры знаний)
*учитывается уровень мероприятий без учета числа участников и победителей
|
Аналитическая справка;
списки учащихся; копии дипломов, грамот, сертификатов, приказов и других официальных документов
|
Муниципальный: 1- участие
2 - победа
Региональный:
2- участие
3 - победа
Федеральный:
3- участие
4- победа
|
Суммирование
|
|
2.3. Организация педагогом-психологом социально-значимой деятельности
|
Организация деятельности обучающихся в социально-ориентированных проектах, социально-значимых акциях, конкурсах под руководством педагога-психолога
|
Аналитическая справка;
краткое описание проекта и (или) информация о ходе его реализации в виде презентаций, отчетов, публикаций в прессе и т.д.;
справка о проведении недели психологии;
копии дипломов, сертификатов, приказов и др.
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности
|
Аналитическая справка;
планы работы кружка, секции, факультатива; списки участников; диагностика результатов работы кружка и др.;
копии приказов, писем, дипломов, грамот, сертификатов и др.
|
0 - отсутствие
1 - частичное соответствие
2 - полное соответствие
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Критерий III. "Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной"
Максимально возможная сумма баллов - 16
|
3.1. Стабильные результаты по освоению коррекционно-развивающих программам
|
Доля обучающихся, воспитанников (в %), имеющих положительные результаты в развитии, коррекции и решении личностных проблем, заданные образовательной программой (индивидуальным "маршрутом" развития обучающихся; коррекционно-комплексным планом развития личности обучающихся)
|
Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей работы (с указанием методик, программ оценки результатов); выписка из журнала групповой работы, заверенная руководителем образовательного учреждения
|
0 - отсутствие
1 - 1-50%
2 - 51-100%
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Динамика доли обучающихся, воспитанников (в %), имеющих положительные результаты в развитии, коррекции и решении личностных проблем, заданные образовательной программой (индивидуальным "маршрутом" развития обучающихся; коррекционно-комплексным планом развития личности обучающихся)
|
Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей работы (с указанием методик, программ оценки результатов); выписка из журнала групповой работы, заверенная руководителем ОУ
|
0 - отсутствие
1 - 1-50%
2 - 51-100%
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
3.2. Организация деятельности обучающихся (воспитанников) под руководством педагога-психолога
|
Доля обучающихся (воспитанников), вовлеченных в активность психолого-педагогического направления (психологические клубы, психологические кружки, секции и т.п.)
|
Аналитическая справка; план работы психологических клубов, психологических кружков, секции и т.п.
|
0 - отсутствует
1 - менее 5%
2 - 6%-10%
3 - более 10%
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
3.3. Организация психологом индивидуальных консультаций для участников образовательного процесса
|
Доля педагогов (специалистов), охваченных индивидуальными психологическими консультациями
|
Справки с указанием количества первичных и повторных консультаций, их тематики и количественном охвате педагогов
|
0 - отсутствует
1 - менее 25%
2 - 26%-49%
3 - более 50%
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Доля родителей учащихся, охваченных индивидуальными консультациями
|
Справки с указанием количества первичных и повторных консультаций, их тематики и количественном охвате родителей
|
0 - отсутствует
1- менее 5%
2 -6%-19%
3- более 20%
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Доля учащихся (воспитанников), охваченных индивидуальными психопрофилактическими консультациями
|
% детей от общего числа, с приложением справки с указанием количества первичных и повторных консультаций, их тематики и количественном охвате учащихся
|
0 - отсутствует
1- менее 3%
2 -4% -9%
3- более 10%
|
Выбор одного из баллов
(поглощение)
|
|
Критерий IV. "Активное участие в работе методических |