Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Нижнетавдинского
муниципального района
от 10 ноября 2023 г. N 119
Муниципальная программа
"Развитие торговли в Нижнетавдинском муниципальном районе" на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов
Паспорт
муниципальной программы "Развитие торговли в Нижнетавдинском муниципальном районе" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Муниципальный заказчик - координатор Программы |
Отдел экономики, прогнозирования и торговли администрации Нижнетавдинского муниципального района |
Разработчик Программы |
Отдел экономики, прогнозирования и торговли администрации Нижнетавдинского муниципального района. |
Цель Программы |
Создание условий для комплексного развития сферы торговли и обеспечения населения района качественными товарами и услугами |
Задачи Программы |
1. Совершенствование муниципальной координации и нормативно-правового обеспечения в сфере торговли; 2. Повышение экономической и территориальной доступности товаров для населения района; 3. Содействие продвижению товаров отечественного производства на районном потребительском рынке; 4. Содействие развитию торговли в сельских населенных пунктах; 5. Содействие продвижению товаров отечественного производства на внешнем рынке; 6. Содействие в создании товарных знаков, брендировании и патентовании товаров собственного производства; 7. Содействие в развитие импортозамещения товарами отечественного производства; 8. Сохранение и развитие системы мероприятий, направленных на обеспечение защиты прав потребителей. |
Сроки реализации Программы |
2024 - 2026 гг. |
Объемы и источники финансирования программы |
Финансирование мероприятий муниципальной программы "Основные направления развития торговли в Нижнетавдинском муниципальном районе" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов осуществляется за счет средств муниципального бюджета, предусмотренных на реализацию долгосрочных муниципальных программ, за счет расходов, переданных на муниципальный уровень и предусмотренных на исполнение государственных полномочий, а также за счет расходов, предусмотренных на содержание органов муниципальной власти Нижнетавдинского района: 2024 год - 1 752 420 (один миллион семьсот пятьдесят две тысячи четыреста двадцать) рублей 00 копеек; 2025 год - 1 753 420 (один миллион семьсот пятьдесят три тысячи четыреста двадцать) рублей 00 копеек; 2026 год - 1 754 420 (один миллион семьсот пятьдесят четыре тысячи четыреста двадцать) рублей 00 копеек; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффекта |
Достижение к 2026 году: - увеличения темпов роста оборота розничной торговли до 150,3%; - увеличение количества торговых объектов различных форматов до 400 единиц. |
Раздел 1. Обоснование целесообразности и необходимости разработки Программы.
Состояние, структура, тенденции и динамика развития потребительского рынка отражают социально-экономическое положение в районе в целом. Сектор торговли, как правило, является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию района товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сферы торговли, можно способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономике района и на обеспечении населения всеми необходимыми товарами и услугами.
Торговля является динамично развивающейся сферой экономики.
Оборот розничной торговли Нижнетавдинского района.
Наименование оборота торговли |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) тыс. руб |
846 670 |
1 014 081,3 |
1 227 955,5 |
Индекс роста к предыдущему году (%) |
123,5 |
119,8 |
121,1 |
В 2022 году населению района продано товаров на сумму 1 228 млн. рублей, что выше 2020 года на 145,03%.
Рост оборота розничной торговли связан с увеличением площади объектов торговли на территории Нижнетавдинского муниципального района, в том числе за счёт размещения торговых рядов для реализации и популяризации ЛПХ, реализации инвестиционных проектов (открытия современных торговых центров и размещением в них магазинов торговых сетей - "Магнит", "Пятёрочка", "Монетка", "Красное и Белое", "FIX PRICE"), открытия торговых точек, таких как магазин низких цен "ДОБРОЦЕН", "ЭКОНОМ-ПЛАНЕТА", а также роста денежных доходов населения.
Торговля - это отрасль с высоким уровнем трудовой занятости населения в экономике района, которая обеспечивает рабочими местами значительную часть населения в трудоспособном возрасте, в том числе оставшуюся без работы в связи со спадом производства и закрытием ряда предприятий и организаций.
Следует отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства в районе, так как, зачастую, именно торговля является для многих предпринимателей "первым шагом" в бизнесе.
В Нижнетавдинском районе более 80% оборота субъектов малого предпринимательства приходится на сектор торговли.
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере торговли способствует повышению конкуренции в данной сфере деятельности, стабилизации уровня цен. Кроме того, малые торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых видов товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Поддержка малого бизнеса в Нижнетавдинском районе является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.
Состояние торговой инфраструктуры на территории района.
Потребительский рынок, будучи одним из развитых, создает хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса. В последние годы одним из положительных направлений развития потребительского рынка является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых объектов, постепенным переходом преимущественно на магазинные формы торговли.
Индикатором развития потребительского рынка муниципального района является обеспеченность населения торговыми площадями. За последние 3 года (2020 - 2022 гг.) в районе торговые площади увеличились на 15,4%. В районе функционирует 198 объектов розничной торговли общей площадью 14 207 кв. метров.
Все объекты, введенные в эксплуатацию, торговой площадью до 1000 кв. метров.
Одной из проблем потребительского рынка в Нижнетавдинском районе является дефицит объектов торговли в малочисленных и труднодоступных населённых пунктах.
С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный Закон). Указанный Федеральный Закон одним из важных направлений развития потребительского рынка определяет формирование современной рациональной торговой инфраструктуры и повышение доступности товаров и услуг для населения. Во исполнение положений Федерального закона разработаны и утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее - Нормативы). В соответствии с приказом Минпромторга России от 16.07.2010 N 602 "Об утверждении формы торгового реестра, порядка формирования торгового реестра и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре" в районе проводится системная работа по формированию торгового реестра.
Формирование торгового реестра и мониторинг обеспеченности торговыми площадями позволят определить в районе и сельских поселениях "проблемные зоны": где недостаточно, а где переизбыток объектов торговли. Проведение данной работы позволит установить основные приоритеты развития инфраструктуры торговли: где строить новые, а где реконструировать или перепрофилировать имеющиеся объекты.
Необходимо выработать совместные подходы для недопущения диспропорций в развитии торговой инфраструктуры, должно быть оптимальное соотношение крупных объектов торговли (торговых центров), магазинов "шаговой доступности", нестационарных объектов в пределах территории сельских поселений.
Особенно остро стоит данный вопрос в отдаленных сельских поселениях. В районе 29 труднодоступных населенных пункта, в некоторых отсутствуют стационарные объекты торговли и задача органов местного самоуправления обеспечить население в данных населенных пунктах товарами первой необходимости через оказание помощи предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.
В соответствии с Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п, и в целях упорядочения размещения объектов мелкой розницы, в районе разработана схема размещения нестационарных объектов торговли.
При разработке схемы размещения временных объектов учитываются нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В связи с отсутствием розничного рынка на территории района и упрощенной процедурой организации розничных ярмарок по сложившейся практике (участие в ярмарке носит уведомительный характер), необходимо более активно организовывать сезонные ярмарки, универсальные ярмарки и ярмарки выходного дня для осуществления реализации сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства. В целом в настоящее время в районе созданы благоприятные условия для реализации сельскохозяйственной продукции фермерскими (крестьянскими) хозяйствами, минуя посреднические структуры, непосредственно населению.
В целях обеспечения беспрепятственной реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания местных товаропроизводителей в районе регулярно проводятся розничные ярмарки по расширенной продаже указанной продукции. В них принимают участие сельхозтоваропроизводители, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Наряду с предприятиями активное участие в ярмарках принимают малые формы хозяйствования (личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства).
Поддержка труднодоступных территорий.
Одной из негативных тенденций развития потребительского рынка является неравномерность его развития на территории района. Около 43% предприятий розничной торговли сосредоточено в районном центре, на их долю приходятся основные объемы розничных продаж. Анализ показывает, что оборот розничной торговли в расчете на душу населения в сельских поселениях в 2 раза ниже по сравнению с районным центром.
Отдалённые и труднодоступные территории района характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. В Нижнетавдинском районе 29 труднодоступных населенных пункта, в некоторых не имеются торговые объекты.
В целях выравнивания условий жизни населения районного центра и сельских поселений и во исполнение Закона Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления ежегодно наделяются полномочием по поддержке отдаленных труднодоступных территорий, в бюджете муниципального района предусматриваются целевые субвенции на обеспечение населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости и социально значимыми видами бытовых услуг.
В 2020 - 2022 гг. организациям и индивидуальным предпринимателям были компенсированы расходы по доставке товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты в сумме около 4 млн. рублей.
Продвижение продукции местных товаропроизводителей на региональном рынке.
Одним из сдерживающих факторов в увеличении реализации местной сельскохозяйственной продукции и продовольствия является слабая маркетинговая политика товаропроизводителей. В целях продвижения и популяризации продукции местных товаропроизводителей Правительством Тюменской области инициировано проведение акции "Покупаем Тюменское!".
Мероприятия акции позволили масштабно проинформировать жителей региона (в том числе и района) о местных производителях и выпускаемых ими продуктах питания. В целях повышения информирования населения района о продукции тюменских и районных товаропроизводителей в рамках акции "Покупаем Тюменское!" проводился целый ряд мероприятий: презентации, дегустации, розничные ярмарки, конкурсы.
Акцию "Покупаем Тюменское" на уровне района поддержали все местные товаропроизводители. Средства массовой информации (радио, газета) активно реализуют медиа-план по поддержке акции.
Принятые меры по совершенствованию взаимоотношений между товаропроизводителями и предприятиями торговли, реализация акции "Покупаем Тюменское!" позволили достичь положительных результатов:
1. Увеличить долю товаров местного производства в общем объеме продажи продовольственных товаров;
2. Улучшить взаиморасчеты за поставляемую продукцию, сократить сумму задолженности, в том числе просроченной, предприятий торговли местным товаропроизводителям;
3. Увеличить объемы поставок продукции местных производителей в предприятия торговли области и района;
4. Сформировать новые хозяйственные связи путем заключения предприятиями торговли договоров поставки с местными тов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.