Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках муниципальной программы.
1.1. Анализ существующей ситуации.
Муниципальная программа "Основные направления развития имущественных и земельных отношений Ишимского муниципального района на 2024 - 2026 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением администрации Ишимского муниципального района "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации", Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Ишимского муниципального района", иными нормативными правовыми актами Ишимского муниципального района и нацелена на решение стратегических задач экономики района в части земельно-имущественных отношений.
Реализация Программы позволит Ишимскому муниципальному району качественно реализовать свои полномочия, будет способствовать созданию благоприятной экономической среды, привлечению к управлению эффективных собственников, создаст условия для развития рынка земли и недвижимости, вовлечет в гражданский оборот единый объект управления, состоящий из земельного участка и расположенного на нем строения.
Основным направлением социально-экономического развития района в сфере имущественных и земельных отношений является повышение эффективности использования муниципального имущества, обеспечение его сохранности, и создания развитого и доступного рынка земли и недвижимости в планируемый период.
Для эффективного управления земельными ресурсами и муниципальным имуществом используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области и Ишимского муниципального района.
В сфере управления муниципальным имуществом приняты:
- Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Ишимского муниципального района, утвержденное решением Думы от 8.09.2017 N 356;
- Положения об учете и порядке ведения Реестра муниципального имущества Ишимского муниципального района, утвержденное решением Думы Ишимского муниципального района от 27.06.2014 N 118;
- Положение о приватизации муниципального имущества Ишимского муниципального района, утвержденное решением Думы Ишимского муниципального от 01.12.2017 N 25;
- Положение об аренде муниципального имущества Ишимского муниципального района, утвержденное решением Думы Ишимского муниципального района от 31.07.2014 N 123;
- Положение о порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него муниципального имущества", утвержденное решением Думы Ишимского муниципального района от 05.02.2009 N 71;
- иные нормативные правовые акты Ишимского муниципального района и административные регламенты.
В сфере земельных отношений приняты:
- Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Ишимского муниципального района, утвержденное решением Думы Ишимского муниципального района от 28.05.2010 N 158;
- Постановление администрации Ишимского муниципального района от 25.12.2012 N 166 "Об утверждении Порядка формирования перечней земельных участков для бесплатного предоставления многодетным семьям в Ишимском муниципальном районе";
- иные нормативные правовые акты и административные регламенты.
Как показала практика, существование в Ишимском муниципальном районе единого органа по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами способствует достижению наибольшего эффекта реализации полномочий органов местного самоуправления в области земельных и имущественных отношений, обеспечивает системный подход к управлению собственностью района, способствует одновременно исправлению существующих недостатков управления собственностью, включая земельные ресурсы, и позволяет добиться решения следующих задач:
- наиболее полно учесть интересы всех собственников;
- создать действенную систему управления;
- увеличить поступление доходов муниципального бюджета в результате эффективности управления муниципальной собственностью Ишимского муниципального района;
- создать единую базу данных об объектах на основе программного комплекса либо иного программного продукта по управлению имуществом и земельными ресурсами;
- сформировать доступный рынок земельных участков;
- унифицировать требования, предъявляемые к оформлению правоустанавливающих документов;
- организовать деятельность специализированного муниципального казенного учреждения "Земельно-градостроительная служба Ишимского муниципального района" для оказания всего комплекса услуг в области земельных отношений и градостроительства;
- повысить квалификационный уровень специалистов органов местного самоуправления, обеспечивающих деятельность уполномоченного органа в сфере имущественных и земельных отношений.
В целях совершенствования механизма управления земельными ресурсами постановлением администрации Ишимского муниципального района от 12.03.2021 N 42 утверждено Положение о совместной комиссии по выработке решений о предоставлении земельных участков юридическим лицам и гражданам в Ишимском районе. В состав комиссии вошли представители уполномоченного органа в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, структурных подразделений администрации Ишимского муниципального района, включая юридическую службу.
Экономической привлекательности района способствует совершенствование структуры собственности, создание новых инвестиционных площадок и вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности и земельных участков в экономические процессы. Немаловажным является повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений Ишимского муниципального района, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества. Развитие земельных отношений района будут способствовать развитию рынка жилья, насыщению потребности населения в земельных участках для строительства, в том числе, повысит качество реализации областных и федеральных программ жилищного строительства, в том числе, национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализации положений Закона Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей" и других законодательных актов.
1.2. Разграничение государственной собственности на землю.
В период с 2016 по 2023 год уполномоченным органом в сфере имущественных и земельных отношений осуществлялись мероприятия по разграничению государственной собственности на землю путем:
- предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц;
- регистрации прав собственности Ишимского муниципального района под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в муниципальной собственности, а также земельных участков, закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями;
- приемка земельных участков, сформированных в счет невостребованных земельных паев из состава земель сельскохозяйственного назначения, из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность;
- выкуп земель коллективно-долевой собственности, включаемых в границы населенных пунктов в связи с изменением градостроительной документации,
- образование земельных участков в счет невостребованных земельных долей и регистрация прав собственности сельских поселений на них и др.
Анализ действующего положения по регистрации прав на земельные участки приведен ниже:
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 2
Ишимский район |
2016, уч/долей |
2018, уч/долей |
2019, уч./долей |
2020, уч./долей |
2021, уч./долей |
2022 уч./долей |
2023 10 мес-в |
Направлено в регистрирующий орган |
33/160 |
33/252 |
24/235 |
6/119 |
25/35 |
18/33,5 |
43/20 |
Зарегистрировано |
33/160 |
33/252 |
24/235 |
6/119 |
25/35 |
18/33,5 |
43/20 |
Уменьшается количество регистрируемых земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которые решением суда в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", признано право муниципальной собственности. Следующий этап - это выдел земельных участков в счет невостребованных земельных долей и регистрация прав на них.
Необходимо отметить достаточно высокий уровень регистрации прав собственности на земельные участки, принадлежащие Ишимскому муниципальному району. Основной массив несформированных земельных участков, принадлежащих Ишимскому муниципальному району, - это земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.
1.3. Формирование земель Ишимского муниципального района.
В целях формирования земель Ишимского муниципального района ведется работа по следующим направлениям:
- инвентаризация земель, в том числе, в рамках проведения муниципального земельного контроля. Выявляются земельные участки, не вовлеченные в гражданский оборот, либо неэффективно используемые землепользователями с целью их дальнейшего оформления и предоставления гражданам или юридическим лицам. За истекший период активно выявлялись земельные участки в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, что позволило сформировать и предоставить по состоянию на 1.10.2023 - 315 земельных участка гражданам данной категории;
- проведение землеустроительных работ по образованию, разделу, установлению границ земельных участков. Указанная работа выполняется специализированным муниципальным учреждением в рамках выполнения муниципального задания учредителя, а также уполномоченным органом - Управлением недвижимости администрации Ишимского муниципального района;
- проведение разграничения государственной собственности на землю, в том числе, принятие в муниципальную собственность земельных участков из государственной собственности Тюменской области. В течение 2016 - 2023 годов в муниципальную собственность принимались земельные участки под автомобильными дорогами, передаваемыми в муниципальную собственность, а также участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, сформированные в счет невостребованных земельных долей; оформлялись общественные пастбища, участки под пожарные водоемы и станции водоочистки;
- расширение границ населенных пунктов Ишимского муниципального района, проведение кадастровых работ с целью постановки на кадастровый учет новых границ населенных пунктов и развития жилищного и иного строительства в населенных пунктах, выкуп земельных участков, выделенных в счет земельных долей (паев).
1.4. Оптимизация количества действующих муниципальных предприятий и учреждений Ишимского муниципального района, контроль за использованием муниципального имущества.
Анализ процессов управления муниципальной собственностью Ишимского муниципального района за период с 2016 по 2023 год позволил выявить определенные позитивные тенденции: в настоящее время действующим является 1 предприятие МУП "Коммунальщик". По сравнению с 2016 годом ситуация изменилась в сторону сокращения количества предприятий и учреждений:
Таблица 3
Показатели |
Ед. |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Количество организаций муниципальной формы собственности |
единиц |
41 |
40 |
39 |
39 |
39 |
38 |
39 |
39 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- муниципальные унитарные предприятия |
единиц |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- муниципальные учреждения (включая ОМС) |
единиц |
39 |
39 |
38 |
38 |
38 |
37 |
38 |
38 |
- хозяйственные общества с долей участия органов МС более 50% |
единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Разработан и введен в действие порядок отнесения имущества к особо ценному имуществу, а также определены перечни особо ценного имущества, закрепляемого за каждым из автономных учреждений; произошел рост количества автономных учреждений и сокращение доли бюджетных учреждений.
1.5. Изменение балансовой стоимости имущества, принадлежащего Ишимскому муниципальному району и закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таблица 4
Распределение имущества по видам пользователей
N п/п |
Вид использования |
Балансовая стоимость, тыс. руб. |
1. |
Оперативное управление |
3216470 |
1.1 |
Учреждения, Автономные, бюджетные, казенные |
1320996 |
1.2 |
ОМС, Администрация и ее структурные подразделения |
1895474 |
2. |
Хозяйственное ведение, Унитарные предприятия |
247674 |
3. |
Казна Ишимского муниципального района |
49378 |
|
Сумма: |
3513522 |
Таблица 5
Имущество сельских поселений
N п/п |
Наименование поселения |
Остаток НФА на 01.07.2023, руб., в том числе: |
||
Всего |
Недвижимое имущество |
Движимое имущество |
||
1. |
Боровское |
8579199 |
6306914 |
2272285 |
2. |
Бутусовское |
3582148 |
1662218 |
1919930 |
3. |
Гагаринское |
5137240 |
4035376 |
1101864 |
4. |
Десятовское |
11390585 |
9166405 |
2224180 |
5. |
Дымковское |
23222595 |
19636027 |
3586568 |
6. |
Карасульское |
34027683 |
29710471 |
4317212 |
7. |
Клепиковское |
9504065 |
6418331 |
3085734 |
8. |
Ларихинское |
30209645 |
25592258 |
4617387 |
9. |
Мизоновское |
24062272 |
23491085 |
571187 |
10. |
Новотравнинское |
15924296 |
14194540 |
1729756 |
11. |
Новолоктинское |
15539776 |
13985292 |
1554484 |
12. |
Неволинское |
11480409 |
7534892 |
3945517 |
13. |
Плешковское |
8654815 |
7137168 |
1517647 |
14. |
Первопесьяновское |
5503214 |
358977 |
5144237 |
15. |
Второпесьяновское |
4870029 |
2988441 |
1881588 |
16. |
Пахомовское |
19726517 |
17102550 |
2623967 |
17. |
Прокуткинское |
18264822 |
15339058 |
2925764 |
18. |
Равнецкое |
16155034 |
9483204 |
6671830 |
19. |
Стрехнинское |
91116026 |
79942944 |
11173082 |
20. |
Тоболовское |
4700650 |
3084705 |
1615945 |
21. |
Черемшанское |
16328678 |
13391448 |
2937230 |
22. |
Шаблыкинское |
5049728 |
2797732 |
2251996 |
|
Итого: |
383029426 |
313360036 |
69669390 |
Балансовая стоимость имущества, принадлежащего Ишимскому муниципальному району составила:
2017 год - 2383,153 млн. руб., 2019 год - 2658,84 млн. руб., 2020 - 2715,5 млн. руб., 2021 год - 3051,9 млн. руб.; 2022 год - 3462,08 млн. руб.; на 1.10.2023 - 3513,5 млн. руб.
Показатели являются относительно стабильными с тенденцией к росту.
В оперативном управлении в 2017 году находилось имущество балансовой стоимостью 2129,196 млн. руб., 2018 год - 2201,773 млн. руб., 2020 - 2480,3 млн. руб.; 2021 год - 2799,9 млн. руб.; 2022 год - 3174,25 млн. руб.; на 1.10.2023 - 3216,47 млн. руб.
В связи с изменениями в статусе структурных подразделений администрации Ишимского муниципального района и регистрации их как казенных учреждений с 2015 года имущество за ними закреплено на праве оперативного управления, что изменило структуру стоимостных показателей Реестра муниципального имущества.
В хозяйственном ведении в 2017 году находилось имущество балансовой стоимостью 123266,05 тыс. руб., в 2018 году - 147536,4 тыс. руб., в 2019 году - 173882 тыс. руб.; в 2020 году - 191695,4 тыс. руб; в 2021 году - 189366,1 тыс. руб.; 2022 год - 243635 тыс. руб.; на 1.10.2023 - 247674 тыс. руб.
1.6. Совершенствование структуры муниципальной собственности путем приватизации муниципального имущества, передачи его в аренду.
1.6.1. Приобретение в собственность Ишимского муниципального района и вовлечение в хозяйственный оборот имущества путем:
- строительства новых объектов и реконструкции действующих;
- приемки имущества (объектов инженерной инфраструктуры), подлежащего передаче в муниципальную собственность при реорганизации совхозов и колхозов;
- приобретения имущества в связи с улучшением материальной базы учреждений образования, культуры и спорта;
- приемки в муниципальную собственность Ишимского муниципального района имущества из государственной собственности Тюменской области;
- приемки в собственность движимого имущества и регистрации прав собственности на бесхозяйное недвижимое имущество; образование земельных участков и регистрация прав муниципального образования на них.
В 2017 - 2023 г.г. оформлен в муниципальную собственность бесхозяйный жилищный фонд, дороги общего пользования и иные объекты в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поставлен на учет как бесхозяйное имущество жилищный фонд д. Камышка, д. Комсомолка, д. Михайловка и здание церквей в с. Боровое и с. Карасуль; большое количество объектов инженерной инфраструктуры, в том числе, водопроводы, здания котельных, трубопроводы газоснабжения; оформлены военно-исторические объекты (памятники) местного значения и переданы в собственность сельских поселений района. Сформировано большое количество земельных участков под объектами недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования.
1.6.2. Задачами приватизации муниципального имущества на современном этапе является своевременное выявление имущества, не используемого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и не востребованного для обеспечения деятельности муниципальных учреждений, а также пополнение доходной части бюджета Ишимского муниципального района. По итогам работы в бюджет района поступили следующие доходы от приватизации: 2017 год - 1480,85 тыс. руб., 2018 год - 403,8 тыс. руб., 2019 год - 1141,552 (за минусом НДС), 2020 год 534,950 тыс. руб.(исчислен НДС), 2021 год - 7398,88 тыс. руб.; 2022 год - 3038,26 тыс. руб.; на 1.10.2023 - 1224,20 тыс. руб.
Приватизация объектов недвижимости, включенных в план приватизации 2023 года, находится в стадии исполнения.
1.6.3. Обеспечение сохранности и функционирования муниципальной собственности Ишимского муниципального района, неиспользуемой для исполнения своих полномочий, осуществляется в том числе, путем сдачи в аренду муниципального имущества. Наметилась тенденция увеличения количества объектов, передаваемых в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" муниципальное имущество предоставляется в аренду по согласованию с Федеральным антимонопольным органом либо путем проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества. В рамках реализации плана мероприятий, направленных на оздоровление экономики, утвержден перечень муниципального имущества, предоставляемого в аренду с целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время большая часть имущества, включенного в перечень, передана в аренду.
Таблица 6
|
Количество объектов имущества, включенных в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование СМСП |
Количество объектов имущества, включенных в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование СМСП, переданного в аренду СМСП |
|||
|
всего объектов (движимое и недвиж.) |
в том числе объектов недвижимости |
всего объектов (движимое и недвиж.) |
в том числе объектов недвижимости |
|
Ишимский район |
181 |
53 |
178 |
50 |
|
Всего заключено договоров аренды по состоянию на 01.10.2023 |
из них |
||||
по результатам торгов |
по согласованию с УФАС |
по предоставлению муниципальной преференции |
по ст. 17.1 Федерального закона о защите конкуренции |
||
70 |
4 |
0 |
42 |
24 |
1.7. Предоставление земельных участков в собственность, аренду, пользование.
Анализ предоставления земельных участков с 2017 года приведен в следующей таблице:
Таблица 7
Предоставлено земельных участков |
2017, шт. |
2018, шт. |
2019, шт |
2020, шт |
2021, шт. |
2022, шт. |
На 1.10.2023 |
В собственность физических и юридических лиц, из них |
133 |
145 |
149 |
115 |
194 |
183 |
214 |
- в собственность за плату |
|
|
|
|
78 |
86 |
55 |
- в собственность для ведения садоводства и огородничества |
5 |
2 |
16 |
4 |
8 |
5 |
6 |
- для иных целей (ЛПХ, ИЖС, гаражи) |
112 |
125 |
107 |
91 |
81 |
48 |
115 |
- в собственность бесплатно для многодетных семей |
16 |
18 |
26 |
20 |
105 |
44 |
38 |
В постоянное бессрочное пользование |
92 |
126 |
44 |
122 |
66 |
67 |
36 |
В безвозмездное срочное пользование |
|
|
|
|
|
8 |
3 |
В аренду физическим и юридическим лицам, из них: |
101 |
70 |
81 |
122 |
188 |
192 |
134 |
- под существующие строения (жилые), в том числе, незавершенные |
44 |
16 |
12 |
11 |
10 |
19 |
7 |
- под существующие строения (нежилые), |
32 |
13 |
11 |
7 |
37 |
9 |
9 |
- по результатам торгов |
12 |
25 |
4 |
13 |
21 |
30 |
31 |
- ИЖС и ЛПХ по заявлению |
15 |
12 |
10 |
7 |
23 |
3 |
4 |
- сельскохозяйственных земель, из них: |
31 |
35 |
44 |
84 |
97 |
131 |
83 |
ЛПХ на полевых участках и сенокошение |
|
|
|
|
42 |
41 |
33 |
С 2012 по 2023 гг. наблюдается уменьшение количества земельных участков, предоставляемых в собственность граждан в садовых обществах. Можно предположить, что граждане, имеющие намерения оформить свои имущественные права, уже воспользовались своими правами и получили правоустанавливающие документы на принадлежащие им земельные участки и объекты недвижимости (в том числе, в рамках "дачной амнистии"). Наблюдается значительной увеличение количества земельных участков, предоставленных в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках и сенокошения.
Одним из важнейших направлений деятельности по управлению имуществом и земельными ресурсами является передача земельных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование юридическим и физическим лицам. В период передачи полномочий по предоставлению земельных участков органам местного самоуправления муниципального района заметно возросло количество заключаемых договоров аренды земельных участков. Особенно активно обращаются граждане для оформления своих имущественных прав под объектами капитального строительства, кроме того, активизировался процесс предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и сельскохозяйственного производства.
Является относительно стабильным и количество заявлений, поступающих от граждан и юридических лиц по вопросам оформления земельных участков. В 2017 году проведено 50 заседаний Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении земельных участков юридическим лицам и гражданам, в 2018 - 50, в 2019 - 56, в 2021 -83; в 2022 - 68, на 1.10.2023 - 51.
Рациональное управление земельными ресурсами и имуществом Ишимского муниципального района способствует пополнению муниципального бюджета - объем поступлений в муниципальный бюджет имеет постоянную тенденцию к росту.
1.8. Рост поступлений в доходную часть муниципального бюджета.
Доходы от аренды имущества Ишимского муниципального района поступали следующим образом: 2017 год - 1969,5 тыс. руб., 2018 год - 3271,8 тыс. руб., 2019 год 3374,5 тыс. руб., за 2020 - 2873,5 тыс. руб., за 2021 год - 2643,38 тыс. руб.; за 2022 год - 2151,2 тыс. руб.; на 1.10.2023 - 2324,3 тыс. руб.
От продажи земельных участков поступили денежные средства: за 2022 год 1135,07 - тыс. руб.; на 1.10.2023 - 3404,23 тыс. руб. Доходы от продажи земельных участков на очередной финансовый год зависят от количества обратившихся за приватизацией земли, размера выкупаемых земельных участков, кадастровой стоимости земли и размера платы за землю, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области.
Доходы от аренды земельных участков распределились следующим образом: за 2017 - 4389,8 тыс. руб., за 2018 год - 5575,1 тыс. руб., за 2019 год 4789,6 тыс. руб., за 2020 год - 2931,4 тыс. руб., за 2020 год 4255,4 тыс. руб., за 2021 год - 7733,8 тыс. руб.; за 2022 год 8702,65 - тыс. руб.; на 1.10.2023 - 9401,61 тыс. руб. Основные процедуры по приватизации электросетевого имущества планируется осуществить в ноябре 2023 года. Доходы поступали с тенденцией к росту, что обусловлено увеличением кадастровой оценки земель и увеличением принимаемых коэффициентов детализации.
В процессе осуществления полномочий по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Ишимского муниципального района можно выделить и ряд негативных тенденций:
- частое изменение норм действующего законодательства на уровне Российской Федерации и Тюменской области. С 1.03.2015 года претерпели существенные изменения нормы о предоставлении земельных участков и все административные регламенты;
- утверждение Генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района без необходимых планов их реализации, что не позволяет учесть в сведениях Единого государственного реестра недвижимости новую поселковую границу населенных пунктов Ишимского муниципального района, а, следовательно, и развивать территории, включенные в границы населенных пунктов;
- недостаточность финансовых средств, выделяемых на цели оформления имущества и имущественных прав Ишимского муниципального района в целях дальнейшего получения доходов от его использования (в частности, на выдел земельных долей);
- проблемами в межотраслевом взаимодействии (в частности, с органами, осуществляющими ведение государственного реестра недвижимости - ФГБУ ФКП Росреестра, в части получения необходимой информации о землях поселений, в части одностороннего изменения сведений, уже поставленных на ГКУ);
- большое количество передаваемых органам местного самоуправления функций без соответствующего финансирования труда специалистов, в результате чего несвоевременно и не в полном объеме выполняются основные функции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.