Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 14.11.2023 N 1133-пп
Программа
развития муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области
Программа развития муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области (далее - программа) направлена на обеспечение положительной динамики развития экономики муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области (далее - муниципальное образование) и значительное повышение уровня и качества жизни населения на его территории.
В программе учитывается уже достигнутый уровень развития экономики и инфраструктуры муниципального образования, она основана на анализе результатов социально-экономического развития муниципального образования за период до 2022 года, первое полугодие 2023 года и намечает перспективы его развития до 2026 года.
Программа ориентирована на то, чтобы к 2026 году:
существенно активизировать в муниципальном образовании процесс диверсификации экономики, способствующий развитию наряду с традиционными промышленными производствами высокотехнологичных видов экономической деятельности, сферы услуг, среднего и малого бизнеса, обеспечению сбалансированности развития промышленного и непромышленного секторов экономики;
трансформировать муниципальное образование из исторически сложившегося индустриального города в территорию с высоким уровнем экологической безопасности, комфортной средой проживания, растущей численностью населения, современной инфраструктурой, благоприятным инвестиционным климатом, развитым сектором услуг, высоким уровнем качества жизни населения.
I. Оценка состояния сферы реализации программы
1.1. Географическое положение, природно-ресурсный потенциал муниципального образования
Город Новотроицк образован в 1945 году в результате выделения поселков Ново-Троицк и Аккермановка из Ново-Троицкого района и преобразования в город Новотроицк областного подчинения, расположен в пределах отрогов Южного Урала, в среднем течении реки Урал, на правом его берегу.
Муниципальное образование находится в 276 километрах от областного центра, в пяти километрах от города Орска и автомобильной трассы "Орск - Оренбург", на стыке Европы и Азии, граничит с Республикой Казахстан.
Общая площадь территории в границах муниципального образования составляет 35234 гектара.
Площадь земель лесного фонда в муниципальном образовании составляет 231 гектар. Основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения являются подрусловые воды реки Урал.
Полезные ископаемые представлены рудами различных металлов (железо, марганец) и строительными материалами (кирпичные глины, флюсовый известняк и другое).
1.2. Население
В состав муниципального образования входят следующие населенные пункты: город Новотроицк, поселок Аккермановка, поселок Новорудный, село Новоникольск, разъезд N 213, станция Губерля, село Пригорное, поселок Крык-Пшак, село Хабарное, поселок Старая Аккермановка.
Численность постоянного населения муниципального образования составляет 79946 человек, в том числе:
в возрасте от 0 до 6 лет - 5180 человек;
в возрасте от 6 до 17 лет - 9883 человека;
в трудоспособном возрасте - 45777 человек.
Четвертая часть населения города (25,7 процента) старше трудоспособного возраста. В муниципальном образовании проживают 1233 многодетные семьи, в которых воспитываются 4030 детей.
Городское население составляет 74959 человек, сельское население - 4987 человек.
Демографическая ситуация последних лет характеризуется продолжающимся процессом миграционного оттока населения и естественной убылью.
Рождаемость в муниципальном образовании с января по декабрь 2022 года составила 640 человек, что на 15,23 процента меньше, чем в январе - декабре 2021 года.
Смертность с января по декабрь 2022 года составила 1405 человек, что на 32,74 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Число умерших в 2022 году превысило число родившихся в 2,2 раза. Естественная убыль населения с января по декабрь 2022 года составила 765 человек.
Муниципальное образование многонационально: здесь проживают представители 76 национальностей.
1.3. Трудовые ресурсы, рынок труда
Численность экономически активного населения на 1 января 2023 года составила 43370 человек.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 января 2023 года, составила 264 человека, уровень регистрируемой безработицы - 0,6 процента.
По состоянию на 1 сентября 2023 года численность безработных - 191 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,4 процента, количество имеющихся в банке вакансий - 2342 единицы.
В 2022 году на предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, сокращено 61 рабочее место, что на 7 единиц меньше, чем в 2021 году.
1.4. Доходы и уровень жизни населения
По состоянию на 1 января 2023 года среднемесячная заработная плата, начисленная работнику в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по муниципальному образованию составила 52 295,1 рубля, за январь - май 2023 года - 58 101,3 рубля, что на 10,4 процента больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 июля 2023 года составила 0,39 млн. рублей.
Объем денежных доходов населения в 2022 году составил 32 231,73 млн. рублей. В структуре доходов наибольший удельный вес имеют оплата труда (58 процентов), социальные выплаты (23,5 процента). Ведущим фактором повышения доходов населения является рост заработной платы - основного источника доходов работающего населения. Очевидно, что уровень жизни населения в большей степени зависит от поступлений заработной платы наемным служащим (работникам).
1.5. Состояние экономики муниципального образования (производство в основных отраслевых группах и ключевых субъектах экономики)
Структура экономики ориентирована на обрабатывающую промышленность, базу которой составляют черная металлургия, а также предприятия химической отрасли и пищевой промышленности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р (об утверждении перечня моногородов) муниципальное образование включено в категорию "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением".
В первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года достигнуты следующие основные показатели социально-экономического развития муниципального образования:
индекс промышленного производства - 91,72 процента (оценочно);
индекс продукции сельского хозяйства - 200,38 процента;
ввод в действие жилых домов - 96,7 процента;
индекс оборота розничной торговли - 111,41 процента;
индекс объема платных услуг населению - 104,76 процента.
В структуре объема отгруженных товаров собственного производства в стоимостном выражении по фактическим видам обрабатывающих производств в 2022 году преобладала доля продукции металлургического производства (80,62 процента), вторую позицию занимало производство химических веществ и химических продуктов (3,77 процента), на третьей позиции находилось производство кокса и нефтепродуктов (1,11 процента), четвертую позицию занимало производство пищевых продуктов (1,03 процента). На прочее производство приходилось 13,47 процента.
Промышленность
Основой экономики муниципального образования является промышленность.
Индекс промышленного производства в целом по муниципальному образованию за январь - июнь 2023 года оценочно составил 91,72 процента. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг за отчетный период оценочно составил 97 602,78 млн. рублей, что на 8,28 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года в сопоставимых ценах.
Структура промышленности муниципального образования представлена следующими видами экономической деятельности:
добыча полезных ископаемых;
обрабатывающие производства;
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха;
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
На территории муниципального образования действуют 7 средних и 8 крупных предприятий, на которых занято 24 740 человек.
Крупными предприятиями города являются акционерное общество "Уральская Сталь", акционерное общество "Новотроицкий завод хромовых соединений", общество с ограниченной ответственностью "АККЕРМАНН ЦЕМЕНТ", общество с ограниченной ответственностью "Оренбургский пропант", акционерное общество "Новотроицкий цементный завод", общество с ограниченной ответственностью "Металекс", общество с ограниченной ответственностью "Новотроицкий содовый завод", общество с ограниченной ответственностью "НСплав".
Градообразующее предприятие муниципального образования - акционерное общество "Уральская Сталь", где трудоустроены более 9000 человек. Акционерное общество "Уральская Сталь" и акционерное общество "Загорский трубный завод" входят в единый металлургический интегрированный холдинг, предлагая новые решения для трубной и мостостроительной промышленности.
Акционерное общество "Уральская Сталь" - лидер мостовой стали российского рынка, один из ведущих производителей листового проката, литой заготовки, крупногабаритных литых изделий и чугуна.
Информация о промышленных предприятиях
Наименование показателя |
2021 год |
2022 год |
Первое полугодие |
Количество крупных и средних предприятий (единиц) |
15 |
14 |
15 |
Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого и среднего предпринимательства) (человек) |
25000 |
25173 |
24740 |
Среднемесячная заработная плата (рублей) |
46 646,4 |
52 295,1 |
58 580,9 |
В 2017 году муниципальное образование стало первым из моногородов Оренбургской области, получивших статус территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) на 10 лет с возможностью пролонгации на 5 лет. Создание ТОСЭР дает возможность диверсифицировать экономику моногорода, снизив его зависимость от градообразующего предприятия - акционерного общества "Уральская Сталь". Реализация инвестиционных проектов резидентами ТОСЭР города Новотроицка возможна по всем видам деятельности, за исключением указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 2023 года N 1179 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года N 614 и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". В настоящее время работают 10 резидентов, которые планируют создать 3573 новых рабочих места. По состоянию на 1 октября 2023 года создано 2561 новое рабочее место.
Малое и среднее предпринимательство
Важным сектором экономики муниципального образования становится малое и среднее предпринимательство. На 30 июня 2023 года количество малых и средних предприятий составило 1834 единицы, что на 3,1 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, в том числе количество индивидуальных предпринимателей составило 1373 человека, что на 5,38 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Мониторинг показал, что количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в первом полугодии 2023 года составило 205 единиц, количество прекративших свою деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства - 147 единиц.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 30 июня 2023 года составило 5692 человека, что на 5,74 процента больше по сравнению с соответствующим периодом 2022 года.
Наиболее привлекательной для малого бизнеса остается сфера торговли, к ней относится около 18,86 процента от общего числа малых предприятий, занято 13,9 процента от общего числа работающих на малых предприятиях.
Состояние сферы малого и среднего предпринимательства
Наименование показателя |
Единица измерения |
Факт |
Оценка |
Прогноз |
|||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
единиц |
499 |
478 |
471 |
478 |
487 |
505 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
единиц |
1333 |
1400 |
1420 |
1450 |
1503 |
1567 |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
человек |
3677 |
2998 |
3305 |
3159 |
3365 |
3397 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млн. рублей |
10 836 |
7 086 |
7 828 |
8 252 |
8 795 |
9 427 |
процентов к предыдущему году |
161,66 |
65,40 |
110,47 |
105,41 |
106,58 |
107,19 |
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство на территории муниципального образования представлено 6 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - КФХ), 5086 личными подсобными хозяйствами (далее - ЛПХ).
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в январе - июне 2023 года составил 593,3 млн. рублей, что в 2 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2022 года в сопоставимых ценах.
Количество КФХ и ЛПХ остается на прежнем уровне.
В 2022 году наблюдалось небольшое снижение производства в обществе с ограниченной ответственностью "Восточная-Агро" в связи с несвоевременной закупкой инкубационных яиц.
1.6. Социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, спорт, социальная защита населения)
Здравоохранение
Медицинскую помощь населению муниципального образования оказывают 3 лечебно-профилактических учреждения: государственное автономное учреждение здравоохранения (далее - ГАУЗ) "Больница скорой медицинской помощи" города Новотроицка, ГАУЗ "Детская городская больница" города Новотроицка, ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" города Новотроицка.
Укомплектованность врачебными кадрами (доля занятых физическими лицами должностей в общем количестве должностей) составила на конец 2022 года 88,6 процента.
Наиболее востребованы врачи следующих специальностей: анестезиологи-реаниматологи, инфекционисты, врачи скорой медицинской помощи, эндоскописты, травматологи-ортопеды, терапевты.
В структуре общей заболеваемости в 2022 году составили:
I место - болезни органов дыхания (28,3 процента);
II место - болезни системы кровообращения (20,3 процента);
III место - болезни системы пищеварения (6,6 процента);
IV место - от внешних причин (5,7 процента);
V место - новообразования, в том числе злокачественные (1,9 процента).
В муниципальном образовании проживают 8102 инвалида, в том числе 363 ребенка-инвалида.
Структура и динамика основных причин смерти в муниципальном образовании за 2022 год характеризуются следующим образом:
на I месте - болезни системы кровообращения (49,9 процента);
на II месте - злокачественные новообразования (14,6 процента);
на III месте - болезни системы пищеварения (6,8 процента);
на IV месте - внешние причины (5,3 процента);
на V месте - болезни системы органов дыхания (5,0 процента).
Образование
Система образования муниципального образования включает 16 школ, 24 дошкольные образовательные организации, 3 организации дополнительного образования, 2 образовательные организации среднего профессионального образования (государственное автономное профессиональное образовательное учреждение (далее - ГАПОУ) "Новотроицкий политехнический колледж" Оренбургской области, ГАПОУ "Новотроицкий строительный техникум"), 1 образовательную организацию высшего образования - Новотроицкий филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС".
Средний процент износа зданий организаций, подведомственных управлению образования муниципального образования, составляет 58 процентов. Требуются проведение капитального ремонта зданий, ремонта наружных инженерных коммуникаций, благоустройство прилегающих территорий, выполнение мероприятий антитеррористической защищенности объектов (ремонт периметрального ограждения, освещение территории, видеонаблюдение).
Укомплектованность педагогическими кадрами составляет 100 процентов с учетом того, что 40 процентов учителей совмещают какую-либо должность или педагогическую специальность (психолог, логопед, социальный педагог). Таким образом, 30 процентов учителей-предметников работают с нагрузкой, превышающей 30 часов в неделю. В образовательные организации муниципального образования требуются учителя русского языка и литературы, математики, физики, географии, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, музыки, изобразительного искусства.
По прогнозу, составленному на конец 2022/2023 учебного года, школы муниципального образования заявили о потребности в 73 учителях-предметниках, а к 2030 году прогнозируется потребность в 126 специалистах, что составляет 27,9 процента от количества специалистов, работающих в настоящее время в школах муниципального образования.
На начало 2023/2024 учебного года в школах муниципального образования работают 31,3 процента руководителей школ, 15,8 процента учителей, 16,6 процента педагогов дошкольных образовательных организаций пенсионного возраста.
Охват учащихся, питающихся в школьных столовых, составляет 97 процентов (10356 человек).
Динамика дальнейшего обучения выпускников 9 классов школ муниципального образования
Учебный год |
Всего выпускников |
Продолжили обучение |
|||
в 10 классе |
в вечерней школе |
в профессиональной образовательной организации (техникум, колледж) |
доля |
||
2020/2021 |
861 |
353 |
0 |
506 |
59 |
2021/2022 |
875 |
367 |
2 |
506 |
58 |
2022/2023 |
866 |
376 |
0 |
490 |
57 |
Динамика дальнейшего устройства выпускников 11 классов школ муниципального образования
Учебный год |
Всего выпускников |
Количество выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования и поступивших |
Другие формы устройства |
|||
в профессиональную образовательную организацию (техникум, колледж) |
в образовательную организацию высшего образования |
|||||
2020/2021 |
408 |
56 человек |
14 процентов |
334 человека |
82 процента |
18 |
2021/2022 |
335 |
54 человека |
16 процентов |
274 человека |
82 процента |
7 |
2022/2023 |
305 |
43 человека |
14 процентов |
249 человек |
82 процента |
13 |
В связи с имеющимся дефицитом рабочих кадров на предприятиях муниципального образования необходимо актуализировать перечень программ подготовки обучающихся по рабочим профессиям и специальностям в профессиональных образовательных организациях.
Решению указанной проблемы способствует участие ГАПОУ "Новотроицкий политехнический колледж" Оренбургской области в федеральной программе "Профессионалитет". При поддержке акционерного общества "Уральская Сталь" на базе данной образовательной организации был создан образовательно-производственный центр (кластер) металлургической отрасли Оренбургской области. Реализуется проект, направленный на подготовку высококвалифицированных специалистов и гарантированное трудоустройство их на предприятиях муниципального образования и восточного Оренбуржья. В 2022/2023 учебном году первые 100 студентов начали обучение по трем специальностям и одной профессии, 85 из них заключили целевые договоры, которые гарантируют трудоустройство в акционерном обществе "Уральская Сталь". В 2023/2024 учебном году к обучению по 4 специальностям и 2 профессиям приступили еще 150 студентов-первокурсников.
Культура
На территории муниципального образования находятся учреждения культуры: муниципальное автономное учреждение культуры (далее - МАУК) "Дворец культуры металлургов г. Новотроицка"; МАУК "Молодежный центр", на базе которого функционируют современный кинотеатр "Молодежный", 63 культурно-досуговых формирования; МАУК "Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк"; муниципальное культурно-просветительное автономное учреждение "Музейно-выставочный комплекс"; три школы дополнительного образования в области искусств (муниципальное автономное учреждение дополнительного образования (далее - МАУДО) "Детская музыкальная школа", МАУДО "Детская художественная школа", МАУДО "Детская школа искусств").
Обеспеченность объектами культуры составляет 100 процентов из расчета количества объектов культуры и численности населения города.
Посещаемость объектов культуры (тыс. посещений):
за 9 месяцев 2023 года - 427,9;
в 2022 году - 669,3;
в 2021 году - 465,1.
Спорт
Создана сеть спортивно-досуговых объектов: 2 стадиона (футбольные поля с подогревом), плавательный бассейн "Волна", 5 спортивных школ, ледовый дворец. Функционируют созданные в рамках национального проекта "Демография" площадки для выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
Обеспеченность спортивными объектами составляет 44,3 процента, постоянно занимаются физкультурой и спортом 51,4 процента населения муниципального образования.
Социальная защита населения
На территории муниципального образования проживают:
15060 детей;
1233 многодетные семьи, в них 4030 детей;
8102 инвалида, в том числе 363 ребенка-инвалида;
3 инвалида и участника Великой Отечественной войны;
182 труженика тыла;
1 житель блокадного Ленинграда;
8 бывших несовершеннолетних узников концлагерей;
60 вдов участников Великой Отечественной войны;
928 граждан, имеющих статус "Дети войны";
834 ветерана боевых действий.
Ежегодно меры социальной поддержки в денежной форме получают около 24,0 тыс. жителей муниципального образования (30 процентов населения), для чего из средств консолидированного бюджета Оренбургской области направляется около 600,0 млн. рублей.
Социальные услуги нуждающимся категориям граждан предоставляют два областных учреждения: государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Новотроицке (далее - КЦСОН) и государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Новотроицкий психоневрологический интернат" вместимостью 505 койко-мест (наполняемость учреждения составляет 100 процентов, при этом 60 процентов - проживающие старше трудоспособного возраста).
Для граждан пожилого возраста и инвалидов проводится обучение компьютерной грамотности, создаются приемные семьи, в которых осуществляется уход за одинокими инвалидами. Ежегодно организуется доставка граждан старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские учреждения для прохождения диспансеризации и в КЦСОН для получения услуг в полустационарной форме.
КЦСОН с сентября 2023 года включено в число пилотных учреждений по внедрению системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и людьми с инвалидностью за счет средств федерального и областного бюджетов. В 2023 году выделено 7,2 млн. рублей, в том числе 6,9 млн. рублей из федерального бюджета, на осуществление бесплатного ухода за гражданами, которые не могут себя самостоятельно обслуживать.
В государственном казенном учреждении Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" муниципального образования создан территориальный координационный центр в составе двух экспертов, которые определяют нуждающихся в уходе граждан.
На базе КЦСОН действует пункт проката технических средств реабилитации, оснащенный 43 единицами средств реабилитации.
В муниципальном образовании проживают 10624 ребенка школьного возраста, которые нуждаются в организованном отдыхе, оздоровлении и досуговых мероприятиях, из них 4176 детей находятся в трудной жизненной ситуации.
В реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Оренбургской области включено 922 организации, из них 19 находятся на территории муниципального образования (2 загородных оздоровительных лагеря, 17 лагерей дневного пребывания). В 2023 году организованными формами отдыха охвачено 2475 детей.
Проводится работа по обеспечению жильем лиц, нуждающихся в особой заботе государства. По состоянию на 1 января 2023 года 210 граждан (семей), проживающих в муниципальном образовании, нуждаются в улучшении жилищных условий, в том числе:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, - 71 человек;
отдельные категории граждан (ветераны боевых действий, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи), имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области по договору социального найма, - 139 семей (556 человек).
До конца 2023 года планируется обеспечить жилыми помещениями 24 жителя муниципального образования.
В 2024 - 2026 годах планируется ежегодно выделять муниципальному образованию более 25 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем не менее 11 сирот и 1 семьи из числа отдельных категорий граждан.
1.7. Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство
Важную роль в экономике города занимает жилищно-коммунальное хозяйство.
В настоящее время отмечается повышенный уровень износа, аварийности жилищного фонда и инфраструктурных объектов города.
Для бесперебойного обеспечения населения питьевой водой необходимы замена изношенных сетей и коллекторов с применением труб из современных материалов, установка оборудования для умягчения воды, восстановление дебита скважин.
Существует необходимость в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде. С целью обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан реализуются мероприятия по капитальному ремонту фасадов домов в исторической части муниципального образования.
Ввод в действие жилых домов в муниципальном образовании за первое полугодие 2023 года уменьшился на 3,3 процента и составил 3,926 тыс. квадратных метров по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Общее количество многоквартирных жилых домов в муниципальном образовании - 755.
В 2022 году проведены:
проектные работы в 42 многоквартирных домах;
строительно-монтажные работы в 38 многоквартирных домах (72 вида работ).
В 2023 году будут проведены:
проектные работы в 17 многоквартирных домах (42 вида работ);
строительно-монтажные работы в 58 многоквартирных домах (79 видов работ.
1.8. Дорожная уличная сеть
Особого внимания требует дорожная сеть в связи с высокой степенью износа дорожной инфраструктуры, хотя затраты на содержание элементов улично-дорожной сети ежегодно увеличиваются. Осуществлен ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования (в 2019 году - 12,614 километра, в 2020 году - 7,15 километра, в 2021 году - 4,18 километра, в 2022 году - 1,42 километра, в 2023 году - 6,37 километра).
1.9. Экология
Остается нерешенным вопрос обеспечения экологической безопасности. Наличие отходов, несанкционированных свалок не только обусловливает загрязнение земель, но и оказывает негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод.
В 2023 году оборудовано 8 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, заменено 6 бункеров-накопителей объемом 8,0 куб. метра и 9 контейнеров объемом 0,75 куб. метра.
В 2024 году необходимо обустроить 230 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласно нормам СанПиНа 2.1.3684-21 из 252.
1.10. Выявление и оценка основных социальных и экономических проблем развития муниципального образования
На основе анализа были выявлены и систематизированы основные проблемы и ограничения социально-экономического развития муниципального образования.
В части развития человеческого потенциала:
сокращение численности населения в 2021 - 2022 годах на 7645 человек (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года);
превышение смертности над рождаемостью в 2,2 раза;
естественная убыль населения с января по декабрь 2022 года - 765 человек;
миграционный прирост за период с января по декабрь 2022 года - 180 человек;
старение населения (25,7 процента населения составляют лица старше трудоспособного возраста).
В части состояния рынка труда:
сокращение среднесписочной численности работников организаций на 1,7 процента;
наибольшая среднесписочная численность сотрудников в организациях промышленного производства - 65 процентов, в непроизводственном секторе - 35 процентов.
В части повышения уровня жизни населения: уровень жизни населения в большей степени зависит только от поступлений заработной платы наемным служащим (работникам), что определяет зависимость от работы ключевых предприятий и субъектов малого предпринимательства муниципального образования.
В части социального развития:
несоответствие объектов социальной инфраструктуры современным нормам и требованиям;
проблема доступности физкультурно-спортивных учреждений (нехватка спортивных залов, недостаточная модернизация материально-технической базы, неукомплектованность в соответствии с федеральными стандартами по видам спорта учреждений спортивной направленности оборудованием и инвентарем).
В части развития инфраструктуры:
доля тепловых сетей, нуждающихся в модернизации, - 52 процента;
доля водопроводных сетей, требующих замены, - 61 процент от общей протяженности;
доля канализационных сетей, требующих замены, - 58 процентов;
доля дорожной уличной сети, нуждающейся в модернизации, - 70 процентов;
доля контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.1.3684-21), - 9 процентов;
доля износа коммунальной техники - более 70 процентов;
доля износа электрического наземного транспорта (трамваи) - 100 процентов.
Угрозы:
демографические проблемы: старение населения; высокая смертность, в том числе вследствие ухудшения здоровья; рост миграции;
сохранение экологических проблем: загрязнение воздушного пространства, почв;
угроза техногенных аварий в силу изношенности фондов, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на промышленных предприятиях, гидротехнических сооружениях.
Очевидно, что без реализации комплекса программных мер по повышению предпринимательской и деловой активности, реализации инновационных производственных и социальных проектов, целевого повышения комфортности проживания и привлечения на этой основе профессиональных специалистов муниципальное образование ожидает инерционное развитие без кардинальных изменений социально-экономической конъюнктуры.
1.11. Определение перспектив развития муниципального образования
Сильные стороны:
значительный производственный потенциал;
значительный объем природно-климатических ресурсов;
выгодное географическое положение.
Слабые стороны:
высокая степень физического и морального износа основных фондов (изношенность парка машин и оборудования, коммунальных сетей городской инфраструктуры, большая доля аварийного и ветхого жилья);
существенная зависимость денежных доходов населения от полученной заработной платы;
концентрация значительной доли производственных мощностей и трудовых ресурсов на одном предприятии.
С целью решения выявленных проблем с учетом имеющихся преимуществ муниципального образования необходимо:
продолжить работу по диверсификации экономики муниципального образования;
принять меры по развитию непроизводственного сектора экономики с целью реализации потенциала высококвалифицированных специалистов и снижения уровня оттока жителей;
использовать потенциал ТОСЭР для привлечения инвесторов и формирования кластеров, ориентированных на создание продукции более высоких переделов, развитие высокотехнологичных производств, увеличение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, создание высокопроизводительных рабочих мест;
повысить эффективность производства за счет внедрения новых технологических решений и современного оборудования;
организовать перепрофилирование производства на выпуск востребованной продукции, отвечающей современным требованиям рынка в условиях импортозамещения;
внедрить наукоемкие и ресурсосберегающие технологии на промышленных предприятиях муниципального образования;
создать новые рабочие места, не связанные с деятельностью градообразующего предприятия, повысить занятость и работоспособность населения;
способствовать развитию конкурентоспособных секторов экономики города, созданию благоприятного предпринимательского климата;
провести реновацию производственных территорий и площадок;
использовать для реализации инновационных проектов свободные производственные здания, помещения, относящиеся к государственной собственности, коммерческие производственные участки, не используемые в производственном процессе;
расширить доступ субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам;
обеспечить комфортные условия проживания жителей за счет улучшения качества городской среды;
развить деловую инфраструктуру за счет создания современных офисных пространств и объектов для делового туризма;
привести в нормативное состояние улично-дорожную сеть;
повысить качество предоставления населению транспортных услуг;
модернизировать жилищно-коммунальный комплекс муниципального образования;
обеспечить пространственное развитие муниципального образования;
обеспечить развитие социальной инфраструктуры муниципального образования;
принять меры, направленные на:
улучшение экологической ситуации;
создание промышленного технопарка;
создание единого с городом Орском транспортного пересадочного узла скоростного железнодорожного транспорта.
III. Перечень приоритетных мероприятий программы
Перечень приоритетных мероприятий программы представлен в приложении N 2 к программе.
IV. Финансовое обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы представлено в приложении N 3 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.