Решение Калининградского областного суда от 17 марта 2023 г. N 3а-62/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С." оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
ООО "С." обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>, этаж: 1, 2, пом. XX из литера А, площадью 4584,8 кв. м. В соответствии со ст. 373, 374 НК РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. Нежилое помещение N включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 г.г. Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, от 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199. Включение его в Перечни является неправомерным, поскольку оно не отвечает критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ. До начала налоговых периодов 2020, 2021, 2022 г.г. обследование помещения N, уполномоченным органом не проводилось. Просит признать недействующими с даты принятия: п. 5675 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204; п. 1690 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177; п. 2410 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Представитель административного истца ООО "С." К.А.Х. заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что при включении принадлежащих административным истцам объектов недвижимости в оспариваемые Перечни Министерством экономического развития, промышленности и торговли нарушен установленный порядок, а именно: не истребованы документы при отсутствии необходимой и достаточной информации в ЕГРН, не проведено обследование.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. административные исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву, из п. 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. Помещение N находится в здании общей площадью 15677,6 кв. м. с N с назначением "нежилое" и наименованием "производственное", на земельном участке с N с категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под существующие здания, строения, сооружения. В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение от 30 декабря 2010 года из общей площади помещения 4584,8 кв. м. торговые площади составляют 4181,5 кв. м., или 91% общей площади здания. Для включения Объекта в Перечни достаточно установить соответствие такого Объекта хотя бы одному из условий согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 4 статьи 378.2 НК РФ. Сведения ЕГРН о наименовании, которое предусматривает размещение торговых объектов, являются отдельным самостоятельным условием. Также самостоятельными условиями являются использование или наименование объекта согласно документам технического учета (инвентаризации). Согласно официальному сайту торгового комплекса "М." https://megakd.ru/ ТК "М." - крупнейший торговый комплекс в историческом центре Калининграда, представляет собой единый комплекс зданий торговых центров "М.Ц.", "М.М.", "М.Д." и торговой галереи "С.", связанных общей территорией, многоуровневой подземной (220 мм) и наземной наземных (180 мм) парковкой, а также подземным пешеходным переходом. Согласно официальному сайту, по адресу: <адрес> расположен торговый комплекс "М.Ц.", который включает в себя: Fashion-Галерея (2 этажа): 27 арендаторов торговых объектов на первом этаже и 14 арендаторов на втором этаже (Z., Л., "K.", "Б.", F., V. и др); офисная часть (11 этажей); фитнес-центр "C.G."; мебельная галерея (2 этажа). Согласно выводам Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12.11.2020 N 46-П в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость.
Заинтересованное лицо Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "С.Д." является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Ф." по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
Установлено, что ООО "С.Д." является собственником нежилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>, этаж: 1, 2, пом. XX из литера А, площадью 4584,8 кв. м.
Помещение N находится в здании общей площадью 15677,6 кв. м. N, имеющем назначение "нежилое" и наименование "производственное". Это здание расположено на земельном участке с N с категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под существующие здания, строения, сооружения.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение XX из лит. А от 30 декабря 2010 года из общей площади помещения 4584,8 кв. м. торговые площади составляют 4181,5 кв. м., или 91% общей площади здания, в том числе по первому этажу - 2076,9 кв. м. (торговый зал), по второму этажу - 2104,6 кв. м. (торговый зал).
Таким образом, поскольку помещение N отвечает критерию, изложенному в п. 5 ст. 378.2 НК РФ - как фактически используемое для размещения торговых объектов.
Суд отклоняет довод административного истца о невозможности включения этих помещений в Перечни без обследования их уполномоченным органом. По смыслу приведенных выше положений Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области обследование необходимо для установления фактического использования объекта при невозможности подтвердить это обстоятельство имеющимися документами. В данном случае фактическое использование помещения N подтверждается технической документацией, эта информация является достаточной и определенной. Суд отклоняет довод представителя административного истца о несоответствии данных, содержащих в техпаспорте, фактическому состоянию и планировке помещений, поскольку данное обстоятельство для целей налогообложения правового значения не имеет; административный истец как собственник объекта недвижимого имущества вправе привести техническую документацию в соответствие.
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость.
Оспариваемые нормативные акты приняты соответствующим органом власти согласно существующим полномочиям.
Таким образом, п. 5675 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204; п. 1690 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177; п. 2410 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований ООО "С.Д." следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административных исковых требований ООО "С.Д." - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 17 марта 2023 г. N 3а-62/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании