Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 19 июня 2023 г. N LXIV - 4
Заключение
Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2022 год
Бюджет Союзного государства на 2022 год принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 23 декабря 2021 г. N LXI-3 и утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 28 февраля 2022 г. N 2 (далее - Декрет о бюджете) по доходам - в сумме 4 598,9 млн рублей и расходам - в сумме 3 111,5 млн рублей, профицит бюджета Союзного государства составляет 1 487,4 млн рублей.
Декретом Высшего Государственного Совета от 22 февраля 2023 г. N 1 "О внесении изменения в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2022 год" в статью 7 внесены изменения, предусматривающие возможность направления Советом Министров Союзного государства (далее - Совет Министров) по согласованию с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России (далее - Парламентское Собрание) профицита бюджета на финансирование новых программ, проектов и мероприятий Союзного государства, утвержденных в IV квартале 2021 года и до 1 октября 2022 года, а также на создание и совершенствование структуры органов Союзного государства и их функционирование.
Сводная бюджетная роспись доходов и расходов на 2022 год утверждена 18 марта 2022 года в срок, установленный статьей 67 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, утвержденного Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от З марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" (в редакции Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 21 февраля 2020 г. N 3 и Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 22 февраля 2023 г. N 2) (далее - Порядок).
Следует отметить, что в нарушение статьи 67 Порядка уточненная бюджетная роспись на 2022 год от 29 декабря 2022 года была утверждена раньше, чем будет принят еще один Декрет, изменяющий параметры бюджета. Проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении изменений и дополнений в декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2022 год" одобрен постановлением Совета Министров только 12 апреля 2023 г. N 12 и по состоянию на 19 июня 2023 года не принят Парламентским Собранием и не утвержден Высшим Государственным Советом Союзного государства (далее - Высший Государственный Совет).
В результате доходная часть бюджета Союзного государства на 2022 год составила 4 605,2 млн российских рублей (увеличена на сумму 6,3 млн российских рублей, в том числе 5,6 млн российских рублей за счет целевых остатков и 0,7 млн российских рублей за счет доходов, полученных дополнительно ТРО Союза).
Расходная часть бюджета составила 3 324,3 млн российских рублей (увеличена на сумму 212,8 млн российских рублей по следующим направлениям:
на 90 млн российских рублей - по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" на финансирование новой программы "Разработка интеллектуальных, высокотехнологичных цифровых и электронных компонентов и систем для автотранспортных средств специального и двойного назначения ("Интелавто"), утвержденной постановлением Совета Министров Союзного государства от 26 сентября 2022 г. N 22;
на 84,5 млн российских рублей - по новому виду расходов "Функционирование Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства (далее - Межгосударственный центр Таможенного комитета) в соответствии с постановлением Совета Министров Союзного государства от 9 ноября 2022 г. N 31;
на 3 млн российских рублей - по новому виду расходов "Оказание гуманитарной помощи" в соответствии с постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 28 апреля 2022 г. N 1;
на 29 млн российских рублей - по новому виду расходов "Оказание гуманитарной помощи населению, проживающему в пострадавших районах Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики" в соответствии с постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 сентября 2022 г. N 20;
на 5,6 млн российских рублей целевых остатков по Программе совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Чернобыльская программа);
на 0,7 млн российских рублей дополнительных доходов, полученных ТРО Союза от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных на расходы на телерадиовещание и на содержание ТРО Союза).
Профицит бюджета Союзного государства составил 1 280,9 млн российских рублей.
Также в разделе "Социальная политика" вид расходов "Организация санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны" переименован на вид расходов "Организация санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий" в соответствии с постановлением Совета Министров Союзного государства от 24 ноября 2022 г. N 33.
Отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2022 год (далее - отчет Совета Министров) сформирован на основе отчетов Федерального казначейства и Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь об исполнении бюджета Союзного государства за 2022 год, принят к сведению Советом Министров Союзного государства (резолюция от 11 мая 2023 г. N 9) и поступил в Парламентское Собрание 15 мая 2023 года.
В соответствии со статьями 35, 81 и 85 Порядка отчет Совета Министров направлен Парламентским Собранием для осуществления внешней проверки в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
По результатам проверки контрольные органы подготовили заключение на отчет и утвердили его решением, принятым на совместном заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (протокол от 14 июня 2023 г. N 37К (1642)/11).
Комиссия Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку (далее - Комиссия) считает важным обратить внимание на следующие итоги исполнения бюджета Союзного государства в 2022 году.
Кассовое исполнение расходов бюджета Союзного государства в 2022 году составило 3 052,4 млн рублей (91,8 процента). Это ниже уровня 2021 года (95,5 процента).
Освоение средств не в полном объеме вызвано меньшим по сравнению с запланированным объемом расходов на функционирование Межгосударственного центра Таможенного комитета в связи с поздним принятием решения о его создании (запланировано 84,54 млн рублей, кассовое исполнение 11,07 млн рублей), снижением расходов по Чернобыльской программе в связи с расторжением государственного контракта МЧС России (запланировано 349,98 млн рублей, кассовое исполнение 273,37 млн рублей) и по ряду мероприятий в связи со сложившейся обстановкой, образованием экономии по итогам конкурсных процедур, а также курсовой разницы.
Общий объем не использованных в 2022 году бюджетных ассигнований составил 271,94 млн рублей, что в 1,3 раза превышает значение аналогичного показателя за 2021 год (214,71 млн рублей), но в 1,4 раза меньше значения аналогичного показателя за 2020 год (391,7 млн рублей).
На 1 января 2023 года размер остатков бюджетных средств составил 1 753,5 млн рублей и увеличился за 2022 год в четыре раза по сравнению с уровнем 2021 года, что обусловлено отсутствием решений Совета Министров Союзного государства об утверждении новых программ и проектов Союзного государства.
Комиссия отмечает следующие результаты, отраженные в заключении контрольных органов Союзного государства, при исполнении бюджета Союзного государства в 2022 году.
Проверкой подтверждается достоверность и полнота отражения данных в отчете об исполнении бюджета Союзного государства за 2022 год.
Средства бюджета Союзного государства направлены на реализацию четырех программ и 30 мероприятий Союзного государства, а также на функционирование его органов.
Расходы на реализацию четырех программ профинансированы на общую сумму 862,99 млн рублей, кассовое исполнение указанных расходов составило 792,9 млн рублей (91,9%). По трем программам отмечается высокий уровень кассовых расходов (98,5% - 100,0%). Анализ реализации в 2022 году программ Союзного государства показал, что все задачи реализованных программ в основном решены.
Анализ хода реализации Чернобыльской программы свидетельствует о недостижении ее целей. Кассовые расходы по Чернобыльской программе составили 79,9% запланированного объема. При реализации МЧС России мероприятия "Снижение рисков трансграничных переносов радиоактивных элементов при чрезвычайных ситуациях на радиоактивно загрязненных территориях государств - участников Союзного государства и повышение оперативности при их ликвидации" не достигнут ожидаемый результат, указанный в перечне мероприятий Чернобыльской программы, в части создания опытного образца автоматизированной системы мониторинга чрезвычайных ситуаций с радиационным фактором на радиоактивно загрязненных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях государств - участников Союзного государства. Причиной неисполнения мероприятия является нарушение исполнителем сроков государственного контракта (МЧС России). Отсутствие автоматизированной системы мониторинга не позволило решить задачу "Совершенствование систем радиационной безопасности населения и аграрного производства в условиях радиоактивного загрязнения территорий государств - участников Союзного государства для обеспечения возвращения к нормальной жизнедеятельности", обозначенную Чернобыльской программой. Учитывая, что реализация программы завершена и опытный образец автоматизированной системы мониторинга не создан (неиспользованные 49,0 млн рублей возвращены в бюджет Союзного государства), средства бюджета Союзного государства, направленные на его создание, в сумме около 153,0 млн рублей израсходованы без достижения результата.
Расходы бюджета Союзного государства на 2022 год на реализацию 30 мероприятий утверждены в объеме 1 582,9 млн рублей. Кассовое исполнение расходов в 2022 году по 29 мероприятиям составило 1 494,2 млн рублей, или 94,4% показателя уточненной сводной бюджетной росписи (мероприятие "Фестиваль Союзного государства "Творчество юных" не проведено).
В полном объеме в 2022 году исполнены расходы по 10 мероприятиям. По 16 мероприятиям уровень исполнения составлял свыше 90,0%.
Низкий уровень кассового исполнения сложился по мероприятиям:
"План совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в 2022 году" - 8,7 млн рублей, или 55,4% (в связи с проведением специальной военной операции);
"Издание и распространение журнала "Союзное государство" - 34,5 млн рублей, или 49,1% (обусловлено оптимизацией распространения журнала в 2022 году путем выпуска строенных номеров);
"Издательская деятельность Постоянного Комитета Союзного государства" - 7,4 млн рублей, или 61,6% (причиной неполного использования средств является корректировка Плана издательской деятельности Постоянного Комитета, а также курсовая разница), "План совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2022 году" - 2,4 млн рублей, или 66,3% (в связи с проведением специальной военной операции).
До настоящего времени Советом Министров не утверждены положения по ежегодно проводимым мероприятиям Союзного государства "Участие в Международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске", "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "Участие в культурно-образовательной патриотической акции "Поезд Памяти" и "Лечение граждан Беларуси и России с использованием протонной терапии".
Установлены нарушения требований нормативных правовых актов Союзного государства, регулирующих бюджетный процесс.
Выявлены нарушения Постоянным Комитетом и Секретариатом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Положения о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет средств бюджета Союзного государства для удовлетворения потребностей органов Союзного государства, их аппаратов и организаций Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров от 12 апреля 2018 г. N 3 (далее - Положение о закупках), а также недостатки правового регулирования деятельности Межгосударственного центра Таможенного комитета.
При отсутствии стратегии развития средств массовой информации Союзного государства расходы бюджета на СМИ составили в 2022 году 821,96 млн рублей (в том числе расходы ТРО Союза - 385,89 млн рублей), или 26,9% всех бюджетных расходов. При этом вопросы о роли и статусе ТРО Союза в создаваемом медиахолдинге Союзного государства, а также о нормативно-правовом регулировании его деятельности до настоящего времени не решены.
Итоговые отчеты о выполнении завершенных в 2022 году двух программ Союзного государства отправлены на доработку по причине несоответствия их содержания требованиям Порядка.
На протяжении более 20 лет остаются неурегулированными вопросы управления собственностью Союзного государства.
В государствах-участниках применяются разные подходы к определению имущества, подлежащего обособленному учету. Так, по информации Госкомимущества, на 1 января 2022 года обособленно учитывалось 958 824 единицы имущества Союзного государства, в том числе малоценное имущество (бумага, канцелярские товары, сувенирная продукция, расходные материалы, расходы на питание, командировочные и другое). Росимуществом в модуле "Союзное государство" по состоянию на 21 апреля 2023 года оформлено 820 карт учета объектов имущества. При этом данные об объектах имущества Союзного государства являются неполными и недостоверными.
Средства, полученные от использования имущества, в том числе от внедрения результатов программ Союзного государства, использования результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них, в бюджет Союзного государства не зачисляются.
Анализ внедрения полученных результатов по исполненным программам показал, что они в основном используются в образовательной и научной деятельности исполнителей. Вместе с тем, по данным государственных заказчиков, часть объектов имущества не используется. В отдельных случаях государственные заказчики не располагают информацией об использовании имущества Союзного государства, переданного исполнителям программ.
Комиссия рекомендует принять к сведению основные замечания и выводы, отмеченные в заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства на 2022 год.
Комиссия предлагает Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России согласиться в основном с выводами, изложенными в заключении контрольных органов по итогам проверки исполнения бюджета за 2022 год, и с учетом подтверждения контрольными органами данных отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2022 год рекомендовать:
Высшему Государственному Совету Союзного государства:
утвердить отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2022 год;
рекомендовать Совету Министров Союзного государства:
принять меры к обеспечению в полном объеме нормативно-правового регулирования деятельности Межгосударственного центра Таможенного комитета;
поручить республиканским органам государственного управления Республики Беларусь и федеральным органам исполнительной власти, органам и организациям Союзного государства - государственным заказчикам программ, подпрограмм, проектов и мероприятий провести в срок до 1 марта 2024 года инвентаризацию имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, и обеспечить в срок до 15 июля 2024 года внесение в системы учета сведений об указанном имуществе, в том числе актуализировать ранее внесенные сведения;
поручить Постоянному Комитету Союзного государства проработать вопрос о перечислении в бюджет Союзного государства части доходов, полученных от использования имущества, в том числе от внедрения результатов программ Союзного государства, использования результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них Союзного государства;
Постоянному Комитету Союзного государства:
Постоянному Комитету как органу, выполняющему функции финансового органа Союзного государства, совместно с заинтересованными ведомствами и организациями разработать и представить на утверждение в установленном порядке:
проект документа, определяющего перечень подлежащих принятию нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по поводу союзной собственности (в том числе единый учет имущества Союзного государства и контроль за его использованием) и устанавливающих критерии имущества, подлежащего обособленному учету, а также определяющих единый координирующий орган и его полномочия, с указанием конкретных сроков принятия данных актов и ответственных исполнителей;
предложения о внесении изменений в План создания общего информационного пространства, предусматривающих перечень мероприятий (с указанием сроков их реализации и ответственных исполнителей) по реформированию СМИ Союзного государства (телерадиовещание, интернет-каналы, печатные издания) путем создания медиахолдинга Союзного государства;
предложения о внесении изменений в Положение о закупках, предусматривающих порядок осуществления закупочной деятельности при оказании гуманитарной помощи.
Постоянному Комитету Союзного государства информировать Парламентское Собрание Союза Беларуси и России о ходе работы по устранению отмеченных в настоящем заключении недостатков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.