Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
городского округа Октябрьск
Самарской области
от 16.11.2023 N 1026
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в границах городского округа Октябрьск Самарской области на 2024 год
Настоящая программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в границах городского округа Октябрьск Самарской области (далее - Программа), разработана в целях предотвращения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды. Настоящая Программа разработана и подлежит исполнению муниципальной экологической службой Администрации городского округа Октябрьск Самарской области.
Программа разработана в целях реализации положений:
- статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля
Контролируемыми лицами регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - региональный экологический надзор) являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие деятельность на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории городского округа Октябрьск и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в следующих сферах:
- государственный надзор в области с обращения с отходами;
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Предметом государственного экологического надзора является соблюдение гражданами и организациями обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", Водным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
К объектам экологического надзора относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования;
в) природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании граждан или организаций и к которым предъявляются обязательные требования.
Всего на территории городского округа Октябрьск порядка 450 хозяйствующих субъектов подлежат региональному экологическому надзору.
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, учитываются в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС).
На территории городского округа Октябрьск в государственный реестр объектов НВОС внесено 85 объектов НВОС I-IV категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), из них:
- I категории - 0 объектов,
- II категории - 1 объект,
- III категории - 12 объектов,
- IV категории - 72 объекта.
Просмотр реестра объектов НВОС доступен для любых пользователей в публичной части реестра https://uonvos.rpn.gov.ru.
При осуществлении регионального экологического надзора применяется система оценки управления рисками.
Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска, для регионального экологического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется постановлением Главы городского округа Октябрьск Самарской области (заместителя Главы городского округа Октябрьск Самарской области) по результатам оценки риска причинения вреда, вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба).
На текущий момент категория риска и классы (категории) опасности присвоены по всем объектам НВОС, включенным в государственный реестр объектов НВОС, расположенным на территории городского округа Октябрьск.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Внеплановые проверки в 2023 году муниципальной экологической службой Администрации городского округа Октябрьск (далее - МЭС) также не проводились.
В регулярном режиме осуществлялись плановые и рейдовые мероприятия по осмотру (обследованию) территории городского округа Октябрьск.
За отчетный период 2023 года специалистами МЭС проведено 63 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, по результатам которых при выявлении нарушений природоохранного законодательства информация направлялась в соответствующие организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности контрольного органа
Постановлением Администрации городского округа Октябрьск Самарской области (далее - Администрация) от 08.11.2022 N 1126 утверждена и размещена на официальном сайте Администрации Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в границах городского округа Октябрьск Самарской области на 2023 год.
В разделе "Контрольно-надзорная деятельность" в разделе региональный государственный экологический контроль (надзор) на сайте Администрации (https://oktyabrskadm.ru/regional_nyj_gosudarstvennyj_ekologicheskij_kontrol_/), размещено:
- информация о нормативно-правовых актах или отдельных их частях, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора;
- информация по обобщению и анализу правоприменительной практики надзорной деятельности при осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Октябрьск с наиболее часто встречающимися составами административных правонарушений;
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора);
- утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- доклады о государственном контроле (надзоре);
- иная информация.
В целях организации надлежащего производственного экологического контроля хозяйствующим субъектам рекомендуется руководствоваться действующим законодательством в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями законодательства в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, специалистами МЭС осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.
За истекший период 2023 года выдано 33 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, за 2022 год - 75 предостережений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации" Доклад об осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды за 2022 год и форма федерального статистического наблюдения (форма N 1-контроль), утвержденная приказом Росстата от 21.12.2011 N 503 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за 2022 год в установленные сроки размещены в электронном виде посредством государственной автоматизированной системы "БАРС.Своды" и направлены в министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков
К проблемам, на решение которых направлена программа профилактики, относятся следующие случаи.
1) Отсутствие программы производственного экологического контроля, предусмотренной статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
2) Отсутствие производственного контроля на источниках выбросов, предусмотренного статьей 25 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3) Невыполнение обязанности по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Ответственность за данные административные правонарушения предусмотрена частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
4) Сброс на почву отходов содержания сельскохозяйственных животных (навоз) запрещен частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Ответственность за данные административные правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
5) Непредоставление или несвоевременное предоставление следующих отчетов:
- годовой формы отчета федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
- информации об объектах размещения отходов, об образовании и движении отходов, о технологиях использования и обезвреживания отходов в государственное бюджетное учреждение Самарской области "Природоохранный центр", предусмотренной статьей 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
- отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, предусмотренный статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Ответственность за данные административные правонарушения предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
2.1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
1) предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
2) предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере на территории городского округа Самара;
3) увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
4) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
5) мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц и как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
2.2. Проведение профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
1) предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
2) предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере на территории городского округа Октябрьск;
3) увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
4) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
5) мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц и как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
В рамках осуществления регионального экологического надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
1) Информирование
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований проводится в соответствии со ст. 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений, информации о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования, на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации и в иных формах.
Информация на сайте обновляется постоянно по мере актуализации.
2) Обобщение правоприменительной практики
Доклад о правоприменительной практике контроля (надзора) готовится с периодичностью не реже одного раза в год и размещается на официальном сайте в сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3) Объявление предостережения
Специалистами МЭС осуществляется выдача и учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере охраны окружающей среды. Данные учета объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий. Данная форма профилактических мероприятий позволяет минимизировать вероятность наступления событий, следствием которых может являться риск причинения вреда окружающей среде.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направить возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
4) Консультирование
Консультирование осуществляется специалистами МЭС по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Порядок консультирования размещается на официальном сайте Администрации в сети "Интернет".
Время консультирования одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Администрации.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
5) Профилактический визит.
Профилактический визит проводится в соответствии с требованиями, установленными статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 настоящего Федерального закона.
В ходе профилактического визита может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
Проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
Руководитель контрольного (надзорного) органа по ходатайству должностного лица контрольного (надзорного) органа, проводящего обязательный профилактический визит, может продлить срок его проведения не более чем на 3 рабочих дня.
Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Ответственное должностное лицо |
1 |
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований |
||
1.1 |
Размещение текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного экологического надзора |
Постоянно |
Муниципальная экологическая служба Администрации г.о. Октябрьск Самарской области |
1.2 |
Размещение ежегодного доклада об осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) |
до 15.03.2024 |
Муниципальная экологическая служба Администрации г.о. Октябрьск Самарской области |
1.3 |
Размещение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному |
до 01.10.2023 (проект Программы) |
Муниципальная экологическая служба Администрации г.о. Октябрьск Самарской области |
1.4 |
Размещение ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий по региональному государственному экологическому контролю |
в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения |
Муниципальная экологическая служба Администрации г.о. Октябрьск Самарской области |
2 |
Обобщение правоприменительной практики |
||
2.1 |
Подготовка и размещение на официальном сайте Администрации г.о. Октябрьск доклада о правоприменительной практике по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды |
до 01.04.2024 |
Муниципальная экологическая служба Администрации г.о. Октябрьск Самарской области |
3 |
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
||
3.1 |
Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. |
По мере выявления готовящихся нарушений обязательных требований или признаков нарушений обязательных требований, не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений |
Муниципальная экологическая служба Администрации г.о. Октябрьск Самарской области |
4 |
Консультирование |
||
4.1 |
Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного экологического контроля (надзора) в отношении # |
По мере поступления обращений контролируемых лиц |
Муниципальная экологическая служба Администрации г.о. Октябрьск Самарской области |
5 |
Профилактический визит |
||
5.1 |
Проведение профилактических визитов |
В соответствии с утвержденным перечнем индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предлагаемых для проведения профилактического визита |
Муниципальная экологическая служба Администрации г.о. Октябрьск Самарской области |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показатели качества профилактических мероприятий направлены на:
- улучшение состояния подконтрольной среды (повышение уровня законопослушности, повышение качества поступающей информации);
- снижение количества нарушений обязательных требований;
- снижение количества фактов причинения вреда окружающей среде.
Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности направлена на снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере охраны окружающей среды.
Отчетные показатели профилактических мероприятий в 2023 году исполнены в полном объеме.
Отчетные показатели
профилактических мероприятий в 2024 году
N п/п |
Наименование показателя |
Величина |
1 |
Полнота и актуальность информации, размещенной на официальном сайте Администрации г.о. Октябрьск в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
100% |
2 |
Размещение на официальном сайте Администрации г.о. Октябрьск доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного экологического надзора в сфере охраны окружающей среды |
100% |
3 |
Доля случаев объявления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в случаях, предусмотренных законодательством |
100% |
4 |
Доля граждан удовлетворённых консультированием в общем количестве граждан обратившихся за консультированием |
100% |
5 |
Исполнение плана контрольно-надзорных мероприятий |
100% |
6 |
Исполнение плана мероприятий по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды |
100% |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа Октябрьск Самарской области от 16 ноября 2023 г. N 1026 "Об утверждении Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.