Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 июня 2003 г. N 11-14/30777
Вопрос: Организация, выступая в качестве арендатора, заключила договор аренды нежилого помещения, находящегося в федеральной собственности, сроком на 11 месяцев. В соответствии с частью второй ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации подписанный сторонами договор был направлен на согласование в Минимущество России. Арендодатель (федеральное государственное унитарное предприятие) передал вышеуказанное имущество согласно акту приема-передачи в течение 5 дней после подписания сторонами (арендатором и арендодателем) договора. Согласно условиям данного договора он вступает в силу с момента согласования. Процедура согласования заняла длительный период и договор был согласован лишь через 6 месяцев после его подписания сторонами.
Правомерно ли организации-арендатору принимать к вычету налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента, а также относить суммы арендных платежей на уменьшение налогооблагаемой прибыли с момента подписания акта приема-передачи?
Ответ: С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляются на основании главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
В соответствии со ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В целях налогообложения прибыли арендные платежи в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством.
Таким образом, арендные платежи, уплачиваемые по заключенному в установленном законодательством порядке договору аренды находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса при условии их обоснованности и подтверждения соответствующими первичными документами (договор аренды, акт приема-передачи, счета на оплату арендных платежей, платежные поручения и др.), начиная с периода, в котором этот договор вступил в законную силу.
Согласно п. 3 ст. 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Таким образом, при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления.
В том случае если арендодателями федерального имущества выступают лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, и эти управомоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке уплачивают налог на добавленную стоимость при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 июня 2003 г. N 11-14/30777
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 19, октябрь 2003 г.