Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства Севастополя
от 17.11.2023 N 192-РП
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Севастополя
от 17.08.2020 N 96-РП
(в редакции распоряжения
Правительства Севастополя
от 17.11.2023 N 192-РП)
Концепция цифровой трансформации образовательной системы города Севастополя на 2023 и 2024 годы (далее - Концепция)
1. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 N 1241 "О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 N 427-р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, отдельными поручениями Губернатора города Севастополя от 07.04.2020 N 28 (пункт 21), от 14.04.2020 N 31.
Настоящая Концепция описывает текущее состояние образовательной системы в городе Севастополе, достигнутые результаты в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" относительно формирования материально-технической базы образовательных организаций города Севастополя, исходя из чего определяет основные цели, актуальные задачи, этапы и механизмы цифровой трансформации системы образования города Севастополя.
Настоящая Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации и информационного общества, сформулированным в Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, постановлению Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 N 1241 "О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", основным направлениям социально-экономического развития, указанным в национальном проекте "Образование", национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", требованиям и рекомендациям, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды", а также региональному законодательству: Закону города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года", постановлению Правительства Севастополя от 01.07.2021 N 300-ПП "Об утверждении перечня массовых социально значимых государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами города Севастополя, подлежащих переводу в электронный формат", распоряжениям Правительства Севастополя от 25.01.2018 N 16-РП "Об утверждении концепции формирования цифровой среды Севастополя "Умный город", от 19.08.2021 N 142-РП "Об утверждении Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления города федерального значения Севастополя на 2022 - 2024 годы".
2. Состояние образовательной системы в городе Севастополе
В городе Севастополе в последние годы наблюдается высокий миграционный приток населения. По данным Росстата, по состоянию на январь 2022 г. численность населения города Севастополя составила 522 057 человек, на 2023 год - 558 273 человека. Прирост по сравнению с предыдущим периодом составил 36 216 человек.
По состоянию на 2022/2023 учебный год функционируют следующие образовательные организации города Севастополя (далее - образовательные организации):
- 72 дошкольных учреждения и шесть детских садов, находящихся в составе образовательных центров;
- 63 образовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- 10 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;
- девять государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования.
Контингент образовательных организаций города Севастополя составляет 82 288 человек, из которых:
- 21 950 человек являются воспитанниками дошкольных учреждений;
- 52 305 учащихся получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование;
- 8 033 студента получают среднее профессиональное образование.
В 2022 году дополнительными общеразвивающими программами охвачен 58 061 ребенок и молодежь в возрасте от 5 до '18 лет.
Рост численности населения города Севастополя предполагает увеличение контингента обучающихся в общеобразовательных организациях,
В Севастополе создана и введена в эксплуатацию региональная информационная система "Цифровая образовательная среда Севастополя" (далее - РИС ЦОСС).
В рамках государственных контрактов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на оказание государственным и муниципальным образовательным организациям, реализующим образовательные программы общего и среднего профессионального образования, расположенным на территории города Севастополя, услуг по предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным, иным информационным системам и к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с установленными требованиями (для сельских общеобразовательных организаций скорость Интернета должна быть не менее 50 Мбит/с; для городских образовательных организаций - не менее 100 Мбит/с) подключены все общеобразовательные организации и организации среднего профессионального образования.
Вместе с тем опыт организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в период режима повышенной готовности, введенного с 2020 года на территории города Севастополя в целях предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), показал следующее:
- облачные образовательные ресурсы, размещенные на единых технических площадках для использования образовательными организациями из различных регионов Российской Федерации, те справляются с высокой нагрузкой;
- основной проблемой является низкое качество либо отсутствие в образовательных организациях локальных вычислительных сетей, соответствующих стандартам оснащения, включая структурированную кабельную систему, активное сетевое оборудование (маршрутизаторы, межсетевые экраны, коммутаторы, контроллеры, точки беспроводного доступа и другое);
- необходимо развивать РИС ЦОСС, в том числе сервисы для проведения онлайн-уроков, а также для контроля качества образования и оперативного управления образовательным процессом.
Системы контроля и учета доступа, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций не интегрированы в единую систему, не подчиняются единым техническим и организационным стандартам:
- по формированию, хранению и контролю эталонных изображений, что ведет к снижению раскрытия правонарушений;
- времени и формату хранения видеоинформации, что может привести к ее недоступности или невозможности использования по причине низкого качества;
- обеспечению единой точки подключения, что ведет к сложности использования видеоинформации пользователями аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (Министерством внутренних дел Российской Федерации, государственным казенным учреждением "Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя", Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими).
Недостатками существующей системы также являются:
- применение информационных систем в различном составе и с различным объемом функций, дублированием информации на бумажных носителях;
- децентрализованное внедрение, сопровождение систем автоматизации и размещение баз данных (расписания, электронных дневников, электронных журналов, горячего питания и других процессов, включая их взаимодействие с региональным порталом государственных услуг);
- отсутствие правовых актов, регламентирующих формирование отчетности в электронном виде.
Текущий состав информационных систем города Севастополя в сфере образования и характер их использования в настоящее время не обеспечивают выполнение требований, установленных Целевой моделью цифровой образовательной среды, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды" (далее - ЦОС), в частности не обеспечены:
- использование в требуемом объеме единых региональных информационных систем и ресурсов (далее - ИСиР) по направлениям деятельности и их интеграция с ИСиР платформы ЦОС;
- взаимодействие информационных систем города Севастополя в сфере образования с другими региональными ИСиР, ИСиР платформы ЦОС посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
- использование единого механизма идентификации и аутентификации пользователей федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации" (далее - ФГИС ЕСИА), обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- централизованный сбор, анализ и хранение данных участников ЦОС, а также единообразие состава и ведения данных участников ЦОС в региональных ИСиР;
- исключение повторного ввода аналогичных данных, подлежащих вводу в различные информационные системы;
- использование единых справочников и классификаторов, размещаемых в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации";
- использование информационного платежного шлюза федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) при уплате в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых учреждениями (организациями) с использованием ЕПГУ.
3. Цели и задачи настоящей Концепции
Целями реализации настоящей Концепции являются обеспечение эффективного информационного взаимодействия органов и организаций системы образования, граждан в рамках организации получения образования и управления образовательным процессом, а также создание условий для цифровой трансформации системы образования и эффективного использования новых возможностей информационных технологий.
Задачами Концепции являются:
- предоставление равного доступа к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам для всех категорий обучающихся, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с применением сервисов федеральной государственной информационной системы "Моя школа" (далее - ФГИС "Моя школа");
- обеспечение возможности использования и интеграции (взаимодействия) РИС ЦОСС с ФГИС "Моя школа";
- формирование набора сервисов для граждан с возможностью получить образовательные и иные связанные с образованием услуги посредством единой точки доступа к цифровым образовательным ресурсам;
- формирование показателей федерального статистического наблюдения на основе действий педагогических работников и граждан в части образовательного процесса;
- создание условий для взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, входящих в состав информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, региональных систем и использования единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия;
- обеспечение защиты информации в интегрируемых системах;
- создание возможностей для более полного и эффективного вовлечения родителей (законных представителей) в процесс образования своих детей.
В рамках реализации Концепции необходимо сформировать единое информационное образовательное пространство для предоставления участникам образовательного процесса равного доступа к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории Российской Федерации, эффективной информационной поддержки органов и организаций системы образования, граждан в рамках образовательного процесса.
4. Управление реализацией Концепции
Реализация Концепции обеспечивается системой управления, состоящей из исполнительных органов города Севастополя и организаций, находящихся в их ведении, включая образовательные организации города Севастополя, родительские сообщества.
Координатором реализации Концепции является Департамент цифрового развития города Севастополя (далее - Координатор).
К основным функциям Координатора относятся: разработка и контроль за реализацией мероприятий Концепции, свод и анализ предложений по реализации мероприятий Концепции, реализация мероприятий по интеграции РИС ЦОСС с ФГИС "Моя школа", иными информационными системами с целью предоставления государственных услуг и функций в сфере образования в электронном виде, создание инструментов для автоматизированного расчета показателей "цифровой зрелости" отрасли образования (общего) на базе РИС ЦОСС и организация образовательного процесса.
Отраслевым исполнительным органом города Севастополя (далее - Отраслевой ИО), входящим в систему управления реализацией Концепции, является Департамент образования и науки города Севастополя.
К основным функциям Отраслевого ИО относятся: обеспечение эффективного взаимодействия с образовательными организациями, иными подведомственными организациями при реализации мероприятий Концепции, организационно-документационное сопровождение реализации Концепции в части актуализации отраслевой государственной программы города Севастополя, обеспечение работы сотрудников и педагогов образовательных организаций в ФГИС "Моя школа", РИС ЦОСС, достижение показателей "цифровой зрелости" отрасли образования (общего).
Организацией-участником системы управления реализацией Концепции, находящейся в ведении Координатора, является Государственное автономное учреждение "Цифровой Севастополь - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе" (далее - ГАУ "Цифровой Севастополь - МФЦ в г. Севастополе").
К основным функциям ГАУ "Цифровой Севастополь - МФЦ в г. Севастополе" относятся: сопровождение внедрения и эксплуатации информационно-технических систем, непосредственное взаимодействие с образовательными организациями по направлениям цифровой трансформации системы образования города Севастополя.
Организациями-участниками системы управления реализацией Концепции, находящимися в ведении Отраслевого ИО, являются Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования "Институт развития образования" (далее - ГАОУ ПО ИРО), Государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" (далее - ГБУ РЦИОКО). Основными функциями ГАОУ ПО ИРО по цифровой трансформации образовательной системы являются: организация и обеспечение проведения повышения квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций, методическое сопровождение деятельности педагогов по направлениям использования в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий. Основными функциями ГБУ РЦИОКО являются: мониторинг обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет, подключения к Единой сети передачи данных образовательных организаций, обследование образовательных организаций для построения локальных вычислительных сетей, сетей Wi-Fi, а также выполнение требований, установленных Целевой моделью ЦОС, стандартом оснащения образовательных организаций оборудованием ЦОС, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Образовательными организациями осуществляется документационное и организационное обеспечение цифровой трансформации системы образования города Севастополя. В части документационного обеспечения эффективной эксплуатации информационных систем образовательные организации осуществляют принятие локальных нормативных актов, внесение изменений в положения о форме, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, регулируют интеграцию информационных систем в учебный процесс, организуют работу педагогов, школьных методических объединений. В части организационного обеспечения цифровой трансформации образовательные организации осуществляют взаимодействие с родительским сообществом и ГАУ "Цифровой Севастополь - МФЦ в г. Севастополе", оказывают содействие в сборе, систематизации и анализе информации, необходимой для осуществления мероприятий Концепции.
Родительское сообщество участвует в обсуждении порядков использования возможностей информационных систем, внедряемых в соответствии с мероприятиями Концепции.
Мероприятия по реализации Концепции учитываются при формировании и корректировке государственных программ города Севастополя по развитию образования, информационного общества, стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления города федерального значения Севастополя.
В соответствии с планом реализации Концепции в государственные программы города Севастополя вносятся необходимые изменения.
Координатор является главным распорядителем бюджетных средств по выделенным источникам финансирования.
Исполнительные органы города Севастополя вносят в планы своей деятельности, паспорта региональных проектов мероприятия по реализации Концепции.
Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета города Севастополя, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников.
5. Создание цифровой образовательной среды города Севастополя
В целях повышения эффективности функционирования системы образования, деятельности образовательных организаций в городе Севастополе создаются и эксплуатируются региональные информационные системы и ресурсы. Создание региональных информационных систем и ресурсов осуществляется, при условии обеспечения интеграции разрабатываемых региональных компонентов с ФГИС "Моя школа", с учетом целевой модели цифровой образовательной среды, установленной Министерством просвещения Российской Федерации, на основании Положения о региональной информационной системе, которое утверждается постановлением Правительства Севастополя.
Процесс создания цифровой образовательной среды города Севастополя осуществляется одновременно с реализацией мероприятий по внедрению сервисов ФГИС "Моя школа", стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и иных решений, предусмотренных Стратегией цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления города федерального значения Севастополя на 2022 - 2024 годы.
6. Приобретение средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций
Приобретение средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций осуществляется за счет средств, предусмотренных региональным и федеральным проектами "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в соответствии с требованиями, установленными Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В рамках реализации указанных мероприятий осуществляется мониторинг использования закупленного оборудования образовательными организациями города Севастополя.
7. Создание технической инфраструктуры системы образования города Севастополя
Подключение образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования, расположенных на территории города Севастополя, к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также к единой сети передачи данных, защищенной, обеспечивающей фильтрацию контента, организовано в рамках государственных контрактов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации за счет средств, предусмотренных региональным и федеральным проектами "Информационная инфраструктура" национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", в соответствии с требованиями оснащения, установленными Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с установленными требованиями (для сельских общеобразовательных организаций скорость Интернета должна быть не менее 50 Мбит/с; для городских образовательных организаций - не менее 100 Мбит/с) подключены все общеобразовательные организации и организации среднего профессионального образования.
Для обеспечения непрерывного современного учебного процесса необходимо оснащение зданий образовательных организаций структурированными кабельными системами, локальными вычислительными сетями и широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сетями Wi-Fi.
8. Цифровая трансформация услуг в сфере образования
Целью цифровой трансформации услуг в сфере образования является повышение качества оказания услуг, которое обеспечивается за счет дистанционного взаимодействия с заявителем, сокращения перечня документов, необходимых для получения услуги, использования межведомственного электронного взаимодействия между государственными органами власти, сокращения сроков оказания государственных услуг, оказания комплексных услуг по принципу "единого окна", обеспечения прозрачности при оказании услуг, проактивности государственных услуг и повышения удобства при получении их заявителем.
Результатом цифровой трансформации является увеличение количества государственных услуг и функций в сфере образования, оказываемых онлайн посредством единого и регионального порталов, РИС ЦОСС, образовательных порталов, а также через многофункциональные центры.
В электронный вид будут переведены государственные услуги и функции в сфере образования в соответствии с Перечнем массовых социально значимых государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами города Севастополя, подлежащих переводу в электронный формат, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 01.07.2021 N 300-ПП "Об утверждении Перечня массовых социально значимых государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами города Севастополя, подлежащих переводу в электронный формат", а также правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации.
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Распоряжение Правительства Севастополя от 17 ноября 2023 г. N 192-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.