Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2023 г. N 1836
"Об утверждении Правил принятия решения о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации"
В соответствии с Федеральным законом "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила принятия решения о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций.
Пункт 2 действует до 31 декабря 2024 г.
2. Установить, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении Правительства Российской Федерации о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций, по предложению которого принято такое решение.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Пункт 2 настоящего постановления действует до 31 декабря 2024 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 ноября 2023 г. N 1836
Правила
принятия решения о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций
1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия Правительством Российской Федерации решения о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций (далее - перечень) в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" (далее - Федеральный закон).
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере деятельности (отрасли экономики), к которой отнесен основной вид экономической деятельности российского хозяйственного общества (далее - отраслевой орган), формирует предложение о включении российского хозяйственного общества в перечень (далее - мотивированное предложение). При определении отраслевого органа, к сфере деятельности (отрасли экономики) которого относится основной вид экономической деятельности хозяйственного общества, в случае если соответствие российского хозяйственного общества критерию, установленному пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, обосновывается тем, что указанному критерию соответствует его дочернее общество, определение основного вида экономической деятельности российского хозяйственного общества для целей настоящих Правил и соответствующего отраслевого органа может осуществляться с учетом сферы деятельности (отрасли экономики) дочернего общества.
Мотивированное предложение представляется отраслевым органом в Министерство экономического развития Российской Федерации с приложением сведений о российском хозяйственном обществе, которое предлагается для включения в перечень, по форме согласно приложению, а также с проектом акта Правительства Российской Федерации о включении российского хозяйственного общества в перечень, согласованным при необходимости с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
3. На основании мотивированного предложения Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня его поступления представляет в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о включении российского хозяйственного общества в перечень с приложением мотивированного предложения и позиции Министерства экономического развития Российской Федерации в отношении мотивированного предложения.
Правительство Российской Федерации на основании представленного Министерством экономического развития Российской Федерации мотивированного предложения принимает решение о включении российского хозяйственного общества в перечень.
Перечень формируется путем издания Правительством Российской Федерации акта Правительства Российской Федерации об утверждении перечня (о внесении изменений в перечень).
4. Мотивированное предложение формируется отраслевым органом на основании сведений и документов, указанных в настоящем пункте и пунктах 5 - 8 настоящих Правил, в течение 14 рабочих дней со дня поступления таких сведений и документов и включает:
а) следующие сведения о российском хозяйственном обществе:
полное фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
основной вид экономической деятельности;
сведения о балансовой стоимости активов российского хозяйственного общества по данным финансовой отчетности за последний завершенный отчетный год;
б) мотивированное обоснование удовлетворения российского хозяйственного общества условию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона, с указанием одного или нескольких критериев, установленных подпунктами "а" - "г" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона, которым оно соответствует. Если российское хозяйственное общество совместно с иными российскими юридическими лицами, входящими с этим российским хозяйственным обществом в одну группу лиц, которая определяется в соответствии с положениями Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - группа лиц), соответствует одному или нескольким критериям, установленным подпунктами "а" - "г" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона, то учитываются следующие сведения о таких российских юридических лицах:
полное фирменное наименование;
основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
основной вид экономической деятельности;
в) мотивированное обоснование удовлетворения российского хозяйственного общества или его дочернего общества условию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, с указанием одного или нескольких критериев, установленных подпунктами "а" - "д" пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, которым хозяйственное общество или его дочернее общество соответствует. Если удовлетворение российского хозяйственного общества условию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, обосновывается тем, что указанному условию удовлетворяет его дочернее общество, то учитываются следующие сведения о таком дочернем обществе:
полное фирменное наименование;
основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
г) мотивированное обоснование удовлетворения российского хозяйственного общества условию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона. При этом учитываются следующие сведения об иностранной холдинговой компании, определяемой в соответствии со статьей 3 Федерального закона:
полное фирменное наименование;
место нахождения;
регистрационный номер (иной идентификатор) в стране происхождения (учреждения, регистрации).
5. В части сведений, указанных в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил, мотивированное предложение основывается на следующих документах, которые прилагаются к нему:
а) выписка из единого государственного реестра юридических лиц в отношении российского хозяйственного общества;
б) учредительные документы российского хозяйственного общества;
в) бухгалтерская (финансовая) отчетность российского хозяйственного общества за последний завершенный отчетный год, а также аудиторское заключение к ней (при наличии).
6. В части сведений, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, мотивированное предложение основывается на следующих документах, которые прилагаются к нему:
а) документ, содержащий актуальные сведения о российском хозяйственном обществе и иных российских юридических лицах, входящих с ним в группу лиц, совместно с которыми российское хозяйственное общество соответствует одному или нескольким критериям, установленным подпунктами "а" - "г" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона, по форме, утверждаемой в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О защите конкуренции";
б) документы, подтверждающие, что российское хозяйственное общество самостоятельно или совместно с иными российскими юридическими лицами, входящими с ним в группу лиц, соответствует одному или нескольким критериям, установленным подпунктами "а" - "г" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона.
Для расчета суммарного объема выручки (стоимости активов) российского хозяйственного общества и иных российских юридических лиц, входящих с ним в группу лиц, может использоваться в том числе консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности за последний завершенный отчетный год, а также аудиторское заключение о ней (при наличии).
Для расчета суммарного объема выручки (стоимости активов) российского хозяйственного общества и иных российских юридических лиц, входящих с этим обществом в группу лиц, могут использоваться данные соответствующих юридических лиц за последний завершенный отчетный год с соблюдением принципов определения выручки (стоимости активов) группы лиц при составлении консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, в случае если консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, включает показатели иных лиц, кроме российского хозяйственного общества и российских юридических лиц, входящих с ним в группу лиц, и (или) группой лиц, в которую входит российское хозяйственное общество с иными российскими юридическими лицами, не составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Достоверность указанной информации может подтверждаться аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
Соответствие критерию, установленному подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона, может быть подтверждено сведениями о среднесписочной численности работников за последний завершенный отчетный период.
7. В части сведений, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящих Правил, мотивированное предложение основывается на следующих документах, которые прилагаются к нему:
а) если удовлетворение российского хозяйственного общества условию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, обосновывается тем, что указанному условию удовлетворяет его дочернее общество, - документ, подтверждающий преобладающее участие российского хозяйственного общества в уставном капитале дочернего общества, или заключенный между ними договор, или иные документы, подтверждающие, что российское хозяйственное общество имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом согласно пункту 1 статьи 67 3 Гражданского кодекса Российской Федерации;
б) документы, подтверждающие, что российское хозяйственное общество или его дочернее общество соответствует одному или нескольким критериям, установленным подпунктами "а" - "д" пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона.
В целях подтверждения соответствия по состоянию на 1 февраля 2022 г. критерию, установленному подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, учитываются положения пункта 8 статьи 2 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".
В целях подтверждения соответствия по состоянию на 1 февраля 2022 г. критерию, установленному подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, учитываются положения пункта 1 статьи 169 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В целях подтверждения соответствия критериям, установленным подпунктами "в" и "г" пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, может учитываться статистическая информация, в том числе показатели среднемесячной заработной платы работников, сведения, подтверждающие общественную значимость сервисов и услуг, для обеспечения которых внедряются технологии и (или) программное обеспечение, или информация, характеризующая услуги в сфере информационных технологий или связи, а также иные сведения и данные, доступные в сложившихся обстоятельствах. Указанная в настоящем абзаце информация может быть представлена российским хозяйственным обществом или его дочерним обществом в виде справки в произвольной форме. При необходимости дополнительная информация может быть запрошена у компетентных органов и (или) организаций.
Соответствие критерию, установленному подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона, может быть подтверждено тем, что российское хозяйственное общество или его дочернее общество включено в перечень системно значимых кредитных организаций, утвержденный Центральным банком Российской Федерации.
8. В части сведений, указанных в подпункте "г" пункта 4 настоящих Правил, мотивированное предложение основывается на следующих документах, которые прилагаются к нему:
а) документы, доступные в сложившихся обстоятельствах и подтверждающие соответствие иностранной холдинговой компании частям 1 и 2 статьи 3 Федерального закона;
б) документы, доступные в сложившихся обстоятельствах и подтверждающие долю прямого и (или) косвенного участия лиц, указанных в части 1 статьи 7 Федерального закона, в иностранной холдинговой компании;
в) документы, доступные в сложившихся обстоятельствах и подтверждающие удовлетворение условию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона.
9. В случае формирования мотивированного предложения на основании иных сведений и документов в мотивированном предложении приводится обоснование невозможности использования сведений и документов, указанных в пунктах 4 - 8 настоящих Правил.
10. Российское хозяйственное общество вправе обратиться в отраслевой орган с заявлением в произвольной форме с приложением сведений и документов, указанных в пунктах 4 - 8 настоящих Правил, в 2 экземплярах в прошитом виде с описью направляемых документов. Указанные сведения и документы могут быть получены отраслевым органом от российского хозяйственного общества, которое вправе представить указанные сведения и документы по предложению отраслевого органа.
11. Сведения и документы, на основании которых отраслевым органом формируется мотивированное предложение, в том числе указанные в пунктах 4 - 8 настоящих Правил, должны быть полными и достоверными.
Приложение
к Правилам принятия
решения о включении российского
хозяйственного общества в перечень
экономически значимых организаций
(форма)
Сведения
о российском хозяйственном обществе, которое предлагается для включения в перечень экономически значимых организаций
Полное наименование российского хозяйственного общества, местонахождение (субъект Российской Федерации) |
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) |
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) |
Федеральный орган исполнительной власти, который вправе в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации в порядке, установленном указанным Федеральным законом |
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В августе 2023 г. был принят закон, устанавливающий особенности регулирования корпоративных отношений в экономически значимых организациях. Кабмин утвердил правила включения российских хозяйственных обществ в перечень таких компаний.
В частности, отраслевой орган сформирует мотивированное предложение о включении общества в перечень и представит его в Минэкономразвития с приложением проекта акта Правительства и сведений об обществе. Затем Министерство направит проект с предложением и свою позицию по данному вопросу в Правительство, которое на основании этого примет решение о включении общества в перечень. Перечень формируется путем издания соответствующего правительственного акта.
Также установлено, что отраслевой орган может обращаться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении прав иностранной холдинговой компании в отношении экономически значимой организации.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2023 г. N 1836 "Об утверждении Правил принятия решения о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации"
Вступает в силу с 20 ноября 2023 г.
Пункт 2 настоящего постановления действует до 31 декабря 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 20 ноября 2023 г. N 0001202311200012
Собрание законодательства Российской Федерации, 27 ноября 2023 г. N 48 ст. 8566
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 170
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2024 г.