Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 17 ноября 2023 г. N 1033-П
Обстоятельства авиационного происшествия с самолетом Ан-2ТП RA-71165
9 января 2023 г. выполнялся полет самолета Ан-2ТП RA-71165 по маршруту: Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) - Усть-Кара (Заполярный район, Ненецкий автономный округ) - Каратайка (Заполярный район, Ненецкий автономный округ) - Нарьян-Мар. На борту воздушного судна (далее - ВС) в момент авиационного происшествия находились командир воздушного судна (далее - КВС), второй пилот и 10 пассажиров.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию АП) установлено, что экипаж планировал выполнять полет по правилам визуального полета (далее - ПВП) и перед взлетом с аэродрома Нарьян-Мар доложил диспетчеру о наличии на борту информации о погоде по маршруту и посадочной площадке Усть-Кара. После посадки на посадочную площадку Усть-Кара экипаж обнаружил незначительное обледенение плоскостей ВС и произвел их очистку. На момент взлета с посадочной площадки Усть-Кара уже действовал корректив АМСГ Амдерма к зональному прогнозу GAMET сроком действия с 10:30 до 12:00 ниже эшелона 100 (3000 м). Видимость у поверхности земли: 4000 м, слабый ливневый снег, дымка, местами видимость 1000 м. Облачность редкая кучево-дождевая в слое 500/3000 м от уровня земли, местами облачность значительная в слое 70/500 м от уровня земли, частая кучево-дождевая облачность в слое 400/3000 м от уровня земли. Обледенение в облаках умеренное. КВС в метеослужбу посадочной площадки за уточнениями не обращался и выполнил взлет и полет по заявленному маршруту (о данном коррективе погоды проинформирован при полете по маршруту Усть-Кара - Каратайка). Установив связь с начальником посадочной площадки Каратайка и получив погоду (ветер у земли 090°-03 м/с, видимость 2000 м, дымка, снег, облачность значительная, высота нижней границы 50 м визуально, температура воздуха минус 12°С, давление 765 мм рт. ст.), КВС решение на изменение плана полета не принял и продолжил полет. На удалении около 10 км до посадочной площадки экипаж обнаружил обледенение ВС и приступил к снижению до высоты 100 м. Получив дополнительную информацию об ухудшении видимости (до 600 м), наличия сильного снега с дождем, дымки, образования тумана на посадочной площадке, экипаж выполнил проход (высота около 40 м) над ней, доложил об отсутствии видимости наземных ориентиров и уходе на запасной аэродром Варандей (Заполярный район, Ненецкий автономный округ). Установив двигателю взлетный режим, КВС отметил рост температуры двигателя, масла и головки цилиндра, и набрав высоту 200 м перевел режим работы двигателя на номинальный. Наблюдая дальнейшее обледенение и снижение самолета, режим работы двигателя снова переведен до взлетного, но набора высоты не произошло. В отсутствие видимости земной поверхности, интенсивного обледенения, наступления вечерних сумерек, уменьшения высоты и скорости полета, экипаж принял решение на выполнение вынужденной посадки перед собой. Снижение ВС происходило без крена на номинальном режиме работы двигателя на скорости около 90 км/час с ограниченным обзором через обледеневшее остекление пилотской кабины. В момент выравнивания ВС перед посадкой, произошло его столкновение с земной поверхностью. Пристегнутых пассажиров разбросало по пассажирскому салону (из-за срыва пассажирских сидений с мест их крепления), а КВС и второй пилот остались на своих рабочих местах в бессознательном состоянии и были эвакуированы пассажирами. В результате авиационного происшествия второй пилот и один пассажир погибли, ВС разрушено и частично уничтожено пожаром.
Комиссия по расследованию АП отмечает, что прогнозируемые метеорологические условия не соответствовали минимальным метеорологическим условиям в пункте назначения, при которых, согласно пункту 23.2.4.9 Руководства по производству полетов авиакомпании, можно принимать решение о полете по ПВП над или между слоями облачности: видимость требуется - не менее 5000 м, прогноз - 4000 м; облачность требуется - не более 2 октантов, прогноз - значительная (5-7 октантов). КВС не учел возможность выполнения полета по маршруту выше облачности на высотах более 3000 м или между ее слоями при ограничении воздушного пространства класса "G" высотой 1500 м, и решение на вылет по ПВП на истинных высотах более 300 м принял необоснованно. КВС имел допуск к полетам по правилам полетов по приборам (далее - ППП) в качестве КВС Ан-2 при нижней границе облаков 150 м и горизонтальной видимости 2000 м, но на день АП не имел действующего метеоминимума по ППП. КВС в прошлом имел серьезный авиационный инцидент связанный с. выкатыванием ВС за пределы взлетно-посадочной полосы. Также экипажем не учтены требования пункта 2.15. Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, в части запрета на выполнение полетов на ВС, не оснащенных противообледенительной системой, при наличии на маршруте полета по ППП фактического или прогнозируемого обледенения, а при ПВП при наличии фактического обледенения. Также отмечено, что конструкция пассажирских сидений самолета Ан-2ТП RA-71165 является устаревшей и не предусматривает их соответствие каким-либо сертификационным требованиям.
Также установлено, что экипаж самолета Ан-2 RA-71159 АО "Нарьян-Марский ОАО", выполнивший полет 9 января 2023 г. по аналогичному маршруту и благополучную посадку на посадочной площадке Каратайка на 11 мин ранее расчетного времени посадки самолета Ан-2ТП RA-71165, принял необоснованное решение на выполнение полета.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-71165 произошло при выполнении вынужденной посадки, обусловленной невозможностью продолжения полета из-за влияния обледенения на аэродинамические и тяговые характеристики самолета.
Способствующими факторами явились:
- неучет КВС возможных рисков попадания самолета в условия обледенения при принятии решения на вылет;
- несвоевременное принятие КВС решения об изменении плана полета при наличии информации об ухудшении метеорологических условий в пункте назначения до значений, ниже установленных для полета по ПВП ночью и предполагавших возможность обледенения ВС;
- несоблюдение ПВП в части длительного выполнения полета в условиях фактического обледенения.".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с самолетом Ан-2ТП RA-71165 приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 17 ноября 2023 г. N 1033-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.