Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 17 ноября 2023 г. N 1034-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичным экземпляром сверхлегкого воздушного судна СТЕПНИК RA-0451A и единичным экземпляром воздушного судна самолетом "Беркут" RA-0485G
5 августа 2022 г. днем выполнялся полет единичного экземпляра сверхлегкого воздушного судна (далее - ЕЭ СВС) автожира СТЕПНИК RA-0451A по маршруту: посадочная площадка Шумейка (Саратовская область) - посадочная площадка Заря (Тамбовская область) - посадочная площадка Новинки (Московская область). На борту автожира находился пилот (собственник ЕЭ СВС).
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию АП) установлено, что командир воздушного судна (далее - КВС) после выполнения взлета с посадочной площадки Заря и набора высоты 50 м, выполнил левый разворот для выхода на линию заданного пути и дальнейший полет в направлении посадочной площадки Новинки на высоте около 250 м и скорости 130 км/ч. КВС вышел на связь с диспетчером Калужского центра обслуживания воздушного движения и передал информацию о дальнейшем маршруте и расчетном времени пролета маршрутной точки. В расчетное время КВС на связь с диспетчером не вышел. Информация об АП поступила в МЧС Тульской области от очевидца события. В результате АП КВС погиб, автожир при ударе о земную поверхность получил значительные повреждения.
Согласно экспертному заключению акта судебно-медицинской экспертизы, КВС к моменту столкновения летательного аппарата с земной поверхностью не находился в активной рабочей позе, что может свидетельствовать о потере им работоспособности в полете.
Установлено, что КВС выполнял полеты в отсутствие действующего медицинского заключения. В формулярах ЕЭ СВС и авиационного двигателя отсутствовали записи о проведенных работах и наработке.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, авиационное происшествие с ЕЭ СВС автожиром СТЕПНИК RA-0451A произошло из-за потери работоспособности КВС в полёте.
Срок действия медицинского заключения КВС закончился 27.04.2018.".
3 апреля 2023 г. с посадочной площадки населенного пункта Средняя Ахтуба (Среднеахтубинский район, Волгоградская область) выполнялся взлет единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета "Беркут" RA-0485G. На борту самолета находился пилот (собственник ЕЭВС).
Комиссией по расследованию АП установлено, что пилот для выполнения полетов прибыл на площадку с разобранным ЕЭВС самолетом "Беркут" RA-0485G (транспортировочное состояние), самостоятельно собрал его и приступил к взлету. На высоте около 20 м, в процессе левого разворота, самолет с углом тангажа на пикирование около 30° перешел на снижение, столкнулся с земной поверхностью (на удалении 600 м от места начала разбега) и перевернулся. В результате АП пилот погиб, самолет разрушен.
При осмотре ЕЭВС на месте катастрофы комиссией по расследованию АП зафиксировано неправильное соединение тросовой проводки системы продольного управления (от ручки управления самолетом к рулю высоты).
Установлено, что пилот выполнял полет в отсутствие уведомления органов ОрВД, действующего свидетельства пилота гражданской авиации и медицинского заключения. Сертификат летной годности ЕЭВС самолета "Беркут" RA-0485G по окончании срока действия в 2012 году далее не продлевался. Отсутствуют записи в эксплуатационной документации ВС, формулярах самолета и двигателя об оперативном и периодическом техническом обслуживании. Обязательное страхование гражданской ответственности перед третьими лицами в соответствии со статьей 131 Воздушного кодекса Российской Федерации, не оформлялось.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с ЕЭВС самолётом "Беркут" RA-0485G произошло на этапе взлёта вследствие неправильной сборки (перепутывания соединений) тросов управления в системе продольного управления самолётом, что сразу после отрыва от земли привело к потере управления самолётом по тангажу, его снижению и столкновению с землёй.
Наиболее вероятно, способствующими факторами явились:
- конструктивная особенность самолёта, не исключающая возможность неправильной сборки системы продольного управления;
- невыявление недостатков при утверждении РТЭ и РТО ЕЭВС "Беркут" в части отсутствия в них положений по проверке системы продольного управления после сборки самолёта из транспортировочного положения (в документах на СВС Х-32 "Бекас" - прототип ЕЭВС "Беркут" такие положения имеются);
- отсутствие на ЕЭВС "Беркут" приборов, индицирующих положение руля высоты, что делает практически невозможным выполнение пилотом без посторонней помощи (с земли) положений РЛЭ ЕЭВС по предполетной проверке правильности отклонения руля высоты.".
Подробная информация о результатах расследований авиационных происшествий с ЕЭ СВС автожиром СТЕПНИК RA-0451A и самолетом "Беркут" RA-0485G приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 17 ноября 2023 г. N 1034-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.