Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу комитета
образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 20.11.2023 N 105
"Утверждена
приказом комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
от 28.10.2019 N 136
Инструкция
для экспертов муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения)
1. Требования, предъявляемые к экспертам муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения).
Эксперты муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) (далее именуются - эксперты) должны соответствовать следующим требованиям:
владение необходимой нормативной базой:
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
методические рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы";
наличие опыта проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования;
владение содержанием примерных образовательных программ основного общего и среднего общего образования;
владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
умение объективно оценивать сочинения (изложения);
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
умение выявлять в работе однотипные и негрубые ошибки;
умение классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях);
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
2. Проверка итогового сочинения (изложения).
2.1. Проверка итогового сочинения (изложения) завершается в срок, установленный пунктом 29 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 N 233/552 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (далее именуется - Порядок проведения ГИА).
2.2. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе "зачет" или "незачет" по критериям оценивания итогового сочинения (изложение) (далее именуются - критерии оценивания), приведенным в приложении к настоящей инструкции.
2.3. Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.
2.4. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании допускается возможность доступа экспертов предметных комиссий к персональным данным участников сочинения (изложения).
2.5. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) учителя, обучающие участников итогового сочинения (изложения), не привлекаются к проверке их сочинений (изложений). Контроль за соблюдением данного требования возлагается на председателя муниципальной предметной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения).
2.6. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие следующим требованиям:
Требование N 1. "Объем итогового сочинения (изложения)".
Требование N 1 к итоговому сочинению.
Рекомендуемое количество слов - от 350.
Максимальное количество слов в итоговом сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и критериям оценивания).
В клетки по всем требованиям (N 1 и N 2) и критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Требование N 1 к итоговому изложению.
Рекомендуемое количество слов - от 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и критериям оценивания).
В клетки по всем требованиям (N 1 и N 2) и критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
Требование N 2 к итоговому сочинению.
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и другое).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника итогового сочинения.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Требование N 2 к итоговому изложению.
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и другое).
Если итоговое изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию N 1 и (или) требованию N 2, то выставляется "незачет" за соответствующее требование и "незачет" за всю работу в целом. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям оценивания.
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены (таблица 1).
Таблица 1
Сочинение |
Изложение |
1. Соответствие теме |
1. Содержание изложения |
2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
2. Логичность изложения |
3. Композиция и логика рассуждения |
3. Использование элементов стиля исходного текста |
4. Качество письменной речи | |
5. Грамотность |
Для получения оценки "зачет" необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям N 1 и N 2 - в обязательном порядке), а также "зачет" по одному из других критериев.
2.7. При проведении итогового сочинения (изложения) в устной форме эксперту предметной комиссии поступают копии бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой "Х" в поле "В устной форме", подтвержденной подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
В таком случае оценивание итогового сочинения (изложения) указанной категории участников проводится по двум установленным требованиям "Объем итогового сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)". Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям оценивания. Для получения "зачета" за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев N 3 - N 4. Такое итоговое сочинение (изложение) по критерию N 5 не проверяется и отметки в соответствующее поле "Критерий 5" не вносятся (остается пустым).
3. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами предметной комиссии.
3.1. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам.
3.2. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований "Объем сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
При проверке итогового сочинения (изложения) по требованию N 1 "Объем сочинения (изложения)" следует учитывать правила подсчета слов, которые совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, написанных в рамках единого государственного экзамена (далее именуется - ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее именуется - ОГЭ) по русскому языку и литературе. В ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а также в итоговом сочинении (изложении) приняты единые подходы к подсчету слов.
3.3. После проверки установленных требований эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, выставляет "незачет" по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.
3.4. При проведении проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) эксперты предметных комиссий руководствуются разделами 5.1 и 5.2 Методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году.
3.5. Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания ("зачет"/"незачет") вносятся экспертом в копию бланка регистрации (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в копии бланка регистрации заполняется соответствующее поле "незачет" и вносится оценка "незачет" по всей работе в целом).
Копии бланков эксперты передают ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне.
3.6. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, переносит результаты проверки по критериям оценивания ("зачет"/"незачет") из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в оригинале бланка регистрации заполняется соответствующее поле "незачет" и вносится оценка "незачет" по всей работе в целом).
3.7. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению (изложению), результаты анализа итогового сочинения (изложения) и методика подготовки к нему размещены на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (раздел "Итоговое сочинение (изложение)") (http://www.fipi.ru/).
Начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета |
М.С. Бейтуганова |
Приложение
к инструкции для экспертов
муниципальных
предметных комиссий
по проверке итогового
сочинения (изложения)
Критерии
оценивания итогового сочинения (изложения)
1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
1.1. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие следующим требованиям:
Требование N 1. "Объем итогового сочинения".
Рекомендуемое количество слов - от 350.
При подсчете слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, "всё-таки" - одно слово, "всё же" - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, "М.Ю. Лермонтов" - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, "5 лет" - одно слово, "пять лет" - два слова).
Максимальное количество слов в итоговом сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и по критериям оценивания).
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения".
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и другое).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. "Соответствие теме";
2. "Аргументация. Привлечение литературного материала";
3. "Композиция и логика рассуждения";
4. "Качество письменной речи";
5. "Грамотность".
1.2. Критерии N 1 и N 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" по одному из других критериев.
1.3. Критерий N 1 "Соответствие теме".
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
"Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
1.4. Критерий N 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала".
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
"Незачет" ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
1.5. Критерий N 3 "Композиция и логика рассуждения".
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
1.6. Критерий N 4 "Качество письменной речи".
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
1.7. Критерий N 5 "Грамотность".
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
"Незачет" ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
На оценку сочинения по критерию N 5 распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках. При подсчете ошибок негрубые ошибки не учитываются.
1.8. Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводится в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям "Объем итогового сочинения" и "Самостоятельность написания итогового сочинения".
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев N 3 - N 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию N 5 не проверяется.
2. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
2.1. Итоговое изложение пишется подробно.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие следующим требованиям:
Требование N 1. "Объем итогового изложения".
Рекомендуемое количество слов - 200.
При подсчете слов в изложении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, "всё-таки" - одно слово, "всё же" - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, "М.Ю. Лермонтов" - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, "5 лет" - одно слово, "пять лет" - два слова).
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и по критериям оценивания).
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового изложения".
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и другое).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. "Содержание изложения";
2. "Логичность изложения";
3. "Использование элементов стиля исходного текста";
4. "Качество письменной речи";
5. "Грамотность".
2.2. Критерии N 1 и N 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое изложение необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" по одному из других критериев.
2.3. Критерий N 1 "Содержание изложения".
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.
"Незачет" ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
2.4. Критерий N 2 "Логичность изложения".
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
2.5. Критерий N 3 "Использование элементов стиля исходного текста".
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
"Незачет" ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
2.6. Критерий N 4 "Качество письменной речи".
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
2.7. Критерий N 5 "Грамотность".
Проверяется грамотность участника.
"Незачет" ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. На оценку сочинения по критерию N 5 распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках. При подсчете ошибок негрубые ошибки не учитываются.
2.8. Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводится в устной форме.
Оценивание итогового изложения указанной категории участников итогового изложения проводится по двум установленным требованиям "Объем итогового изложения" и "Самостоятельность написания итогового изложения".
Итоговое изложение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения "зачета" за итоговое изложение необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев N 3 - N 4. Такое изложение по критерию N 5 не проверяется.
При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в "аграмматизмах", которые должны рассматриваться как однотипные ошибки.".
Начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета |
М.С. Бейтуганова |
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 20 ноября 2023 г. N 105 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.