Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 октября 2023 г. N 03-03-06/1/103764
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики налога на прибыль организаций исчисляют сумму авансового платежа (налога), исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода такие налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно порядку расчета ежемесячных авансовых платежей, установленному пунктом 2 статьи 286 Кодекса, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
При этом если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Также следует отметить, что с 01.01.2023 в законодательство Российской Федерации введен институт единого налогового счёта, в соответствии с которым изменяется способ исполнения налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом своей обязанности по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, регулируемых Кодексом.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщики самостоятельно исполняют обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Кодекса ЕНП признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с Кодексом.
Кроме того, ЕНП также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете, перечисленные в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 11.3 Кодекса.
Под совокупной обязанностью понимается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ (статья 11 Кодекса).
Вместе с тем отмечаем, что день когда обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, установлен пунктом 7 статьи 45 Кодекса, в частности, со дня перечисления денежных средств в качестве ЕНП в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве ЕНП при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Кодекса.
Обращаем внимание, что положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента (пункт 3 статьи 11.3 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 11.3 Кодекса совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 статьи 11.3, в валюте Российской Федерации, в частности, на основе налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган (за исключением налоговых деклараций (расчетов) указанных в подпункте 3 пункта 5 статьи 11.3 Кодекса), - со дня их представления в налоговый орган, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), если иное не предусмотрено абзацем вторым пункта 5 статьи 11.3 Кодекса.
Однако в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей указанных в абзаце первом подпункта 1 пункта 5 статьи 11.3 Кодекса налоговых деклараций (расчетов) (за исключением налоговых деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиками, в отношении которых проводится налоговый мониторинг) контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка их заполнения (за исключением контрольных соотношений, указанных в пункте 5.3 статьи 174 Кодекса), указанные налоговые декларации (расчеты) учитываются при определении размера совокупной обязанности со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов) либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 Кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В свою очередь распоряжение суммой денежных средств, формирующей положительное сальдо единого налогового счета, осуществляется путем зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента в соответствии со статьей 78 Кодекса или путем возврата денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета в соответствии со статьей 79 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как считать авансы по налогу на прибыль, в т. ч. в связи с введением единого налогового платежа.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 октября 2023 г. N 03-03-06/1/103764
Опубликование:
-