г. Краснодар |
|
29 мая 2021 г. |
Дело N А32-11578/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ВЕД" (ИНН 7718579700, ОГРН 1067746418871) - Харитоновой Ю.С. (доверенность от 08.04.2021) и Шашкова С.Н. (директор), от заинтересованного лица - Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Долговой И.О. (доверенность от 11.09.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым (ИНН 9102012058, ОГРН 1149102017393), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕД" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А32-11578/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕД" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы в сфере природопользования (далее - управление), Государственному комитету по водному хозяйству и мелиорации Республике Крым (далее - комитет) о признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов документации "Разработка проекта схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым" от 12.12.2019 (далее - заключение экспертной комиссии) и признании недействительным приказа от 13.12.2019 N 01-04-924 "Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы проектной документации "Разработка проекта схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым"" (далее - приказ N 01-04-924) (уточенные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 01.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом N 01-04/924, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды устранились от рассмотрения настоящего дела по существу, ограничившись ссылками на соблюдение процедуры проведения экспертизы и компетентность членов комиссии; судебные акты не содержат детальной оценки законности замечаний заключения государственной экологической экспертизы. Для сопоставления материалов схемы комплексного использования и охраны водных объектов (включая нормативно допустимое воздействие) недостаточно познаний в сфере юриспруденции, в связи с чем необходимо проведение по делу судебной экспертизы качества выполненной работы. Вывод судов о законности заключения экспертизы не основан на законе. В составе комиссии государственной экологической экспертизы нет ни одного специалиста-гидролога, либо лица, когда-либо участвовавшего в создании схемы комплексного использования и охраны водных объектов (включая нормативно допустимое воздействие). Таким образом, нарушен установленный статьей 16 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) порядок формирования государственной экспертной комиссии. Замечания экспертной комиссии необоснованны.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление и комитет не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представитель управления просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между комитетом (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт от 13.09.2016 N 43 (далее - контракт N 43), на выполнение работ по разработке проекта схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - СКИОВО) Республики Крым, включая проект нормативов допустимого воздействия (далее - НДВ) на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым (1 - 4 этапы), согласно утвержденному заказчиком техническому заданию.
В соответствии с пунктами 5.1.2 и 5.1.3 контракта N 43 общество приняло на себя обязательства обеспечить соответствие выполненных работ предъявляемым к ним требованиям, указанным в техническом задании, и требованиям законодательства Российской Федерации, устранить недостатки выполненных работ с момента заявления о них заказчиком и нести расходы, связанные с устранением данных недостатков.
Согласно пункту 5.1.4. и разделу 9 контракта N 43 общество гарантирует качество выполненных работ в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий и законодательства Российской Федерации.
На основании Технического задания заказчика работы выполнены в четыре этапа. Результат работ - создание обществом Сводного тома "Нормативы допустимого воздействия по водным объектам, расположенным на территории Республики Крым", а также создание книг 1 - 5 и отчета "Оценка экологического состояния и ключевые проблемы водных объектов, расположенных на территории Республики Крым" с приложениями альбомов, атласов, исходных материалов и документов по рассмотрению и согласованию книг СКИОВО, включая НДВ.
В силу пункта 16 Технического задания к контракту N 43 общество должно обеспечить согласование проектов СКИОВО и НДВ в соответствии с Методическими указаниями по разработке таких схем.
23 декабря 2016 года общество и комитет подписали акт об исполнении контракта N 43 без замечаний.
Между комитетом (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт от 08.06.2017 N 42 (далее - контракт N 42), предметом которого являются работы по разработке проекта схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) Республики Крым, включая проект нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым (II этап), согласно утвержденному заказчиком техническому заданию (этапы 5 - 8).
В соответствии с пунктом 5.1.4 контракта N 42 общество гарантирует качество выполненных работ.
Ожидаемым результатом выполнения работ в рамках контракта N 42 являлась корректировка разработанной по контракту N 43 документации, дополнительное создание книг 6 и 7, при этом разработанные СКИОВО и НДВ должны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно пунктам 5.1.8 и 5.1.9 контракта N 42 общество приняло на себя обязательство устранить несоответствия разработанной документации требованиям Методических указаний по разработке СКИОВО и НДВ после окончания 2-го этапа работ без выделения дополнительных финансовых средств, а также сопровождать прохождение экспертизы и согласования в органах исполнительной власти.
20 декабря 2017 года комитет и общество подписали акт об исполнении контракта N 42 без замечаний.
Согласно условиям контрактов N 42 и 43 общество обязано сопровождать согласование разработанных им СКИОВО и НДВ во всех уполномоченных органах, а также в период прохождения документацией Государственной экологической экспертизы с устранением обоснованных замечаний за счет исполнителя.
06 марта 2018 года проект схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым, направлен в управление для прохождения государственной экологической экспертизы.
Приказом управления от 13.12.2019 N 01-04-924 "Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы проектной документации "Разработка проекта схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым"" утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 12.12.2019, которым установлено несоответствие представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и необходимость доработки проектной документации.
Заключение экспертной комиссии подготовлено на основании приказа управления от 17.09.2019 N 400-од и приказа управления от 15.11.2019 N 01-04/842, вносящего изменения в первичный приказ.
Полагая незаконными заключение экспертной комиссии и приказ N 01-04-924, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды отказали обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Закона N 174-ФЗ под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Законом N 174-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона N 174-ФЗ).
Суды установили, что в соответствии со статьей 11 Закона N 174-ФЗ исследуемый объект относится к объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в статьях 11 и 12 Закона N 174-ФЗ, определяется нормативными актами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, разработанными с учетом статьи 14 Закона N 174-ФЗ и в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 174-ФЗ определено, что государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 Закона N 174-ФЗ, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Закона N 174-ФЗ установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, в том числе документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Закона N 174-ФЗ, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Материалы по объектам экспертизы федерального уровня направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющим материалы на государственную экологическую экспертизу) в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, а по объектам экспертизы уровня субъектов Российской Федерации - в его территориальные органы. Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие материалы - в 1 экземпляре.
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.
Материалы, представляемые в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на государственную экологическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы, для проверки полноты и достаточности представленных материалов.
Экспертное подразделение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика: при соответствии представленных материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления; при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объеме.
При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату.
Пунктом 7 статьи 14 Закона N 174-ФЗ предусмотрено, что результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 Закона N 174-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 174-ФЗ заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям Закона N 174-ФЗ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Суды установили, что управление является уполномоченным органом на проведение государственной экологической экспертизы представленной схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым.
Как предусмотрено частью 1 статьи 15 Закона N 174-ФЗ, в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 174-ФЗ назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 174-ФЗ экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 Закона N 174-ФЗ федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.
Частью 2 статьи 16 Закона N 174-ФЗ определено, что экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в договорных отношениях.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что в данном случае полномочия по формированию экспертной комиссии относятся к компетенции управления, которое при формировании экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязано учитывать требования, предъявляемые к членам комиссии.
Суды установили, что по своему содержанию заключение экспертной комиссии является отрицательным. При этом, в заключении содержатся замечания, подразумевающие возможность доработки представленной на исследование документации.
Суды указали, что общество настаивает на нарушении управлением требований статьи 3 Закона N 174-ФЗ и проявлении формального подхода при изучении представленной на экспертизу документации, некомпетентности привлеченных экспертов.
Вместе с тем, суды отметили, что каждый из экспертов сформированной управлением комиссии имеет учетную степень, что подразумевает обладание соответствующими и необходимыми профессиональными знания. Доказательства некомпетентности членов экспертной комиссии по персональному ее составу общество не представило, как не представило и доказательства необоснованности замечаний, изложенных в экспертном заключении.
Довод общества о том, что при подготовке схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым, фактически проведена научная работа в сфере гидрологии, имеющая практическое применение, которая используется комитетом в целях составления перечня мероприятий для улучшения качества воды в субъекте Российской Федерации, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденный.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что указанная обществом научная ценность проведенной работы не исключает обязательность соблюдения требований, предъявляемых Законом N 174-ФЗ и действующим в спорный период Положением о порядке проведения Государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698. Доказательства несоответствия поименованных в оспариваемом заключении экспертной комиссии замечаний в материалы дела не представлены.
Суд апелляционной инстанции указал, что позиция общества нацелена на судебное подтверждение соблюдения обществом обязательств перед комитетом в рамках исполнения контрактов N 42 и 43, при этом нормативно обоснованные доводы о несоответствии и немотивированности замечаний, содержащихся в оспариваемом заключении экспертной комиссии, общество не привело и документально не подтвердило.
Довод общества о необходимости назначения по делу комиссионной судебной экспертизы качества работ, выполненных обществом по контрактам N 42 и 43, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Отказ в удовлетворении данного ходатайства не привел к принятию незаконных судебных актов, т. к. представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц суды оценили как необходимые и достаточные для установления всех обстоятельств по делу и постановки вывода о законности оспариваемых обществом заключения экспертной комиссии и приказа N 01-04-924.
Установив, что выводы экспертной комиссии, содержащиеся в заключении государственной экологической экспертизы материалов документации "Разработка проекта схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым", утвержденной приказом от 13.12.2019 N 01-04/924, соответствуют положениям Закона N 174-ФЗ, а также с учетом того, что при устранении указанных в экспертном заключении недостатков общество может повторно представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу, суды сделали обоснованный вывод о том, что заключение экспертной комиссии соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды мотивированно отказали обществу в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А32-11578/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о том, что при подготовке схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым, фактически проведена научная работа в сфере гидрологии, имеющая практическое применение, которая используется комитетом в целях составления перечня мероприятий для улучшения качества воды в субъекте Российской Федерации, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденный.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что указанная обществом научная ценность проведенной работы не исключает обязательность соблюдения требований, предъявляемых Законом N 174-ФЗ и действующим в спорный период Положением о порядке проведения Государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698. Доказательства несоответствия поименованных в оспариваемом заключении экспертной комиссии замечаний в материалы дела не представлены.
...
Установив, что выводы экспертной комиссии, содержащиеся в заключении государственной экологической экспертизы материалов документации "Разработка проекта схемы комплексного использования и охраны водных объектов Республики Крым, включая проект нормативно допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах, расположенных на территории Республики Крым", утвержденной приказом от 13.12.2019 N 01-04/924, соответствуют положениям Закона N 174-ФЗ, а также с учетом того, что при устранении указанных в экспертном заключении недостатков общество может повторно представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу, суды сделали обоснованный вывод о том, что заключение экспертной комиссии соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 мая 2021 г. N Ф08-4560/21 по делу N А32-11578/2020