г. Краснодар |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А32-1610/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца по первоначальному иску - общества с ограниченной ответственностью "Спецстройснаб" (ИНН 3232029750, ОГРН 1023201068098), ответчика по первоначальному иску - ассоциации "Строительное региональное объединение" (ИНН 2308157872, ОГРН 1092300001485), третьих лиц: ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"", ассоциации саморегулируемой организации "Брянское объединение строителей", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстройснаб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А32-1610/2018, установил следующее.
ООО "Спецстройснаб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ассоциации "Строительное региональное объединение" (далее - объединение) в котором просило, возложить обязанность на объединение перечислить на расчетный счет ассоциации саморегулируемой организации "Брянское объединение строителей" (далее - организация) 164 063 рубля денежных средств компенсационного фонда, взыскать 15 тыс. рублей расходов на оплату услуг представителя.
Объединение обратилось со встречным иском о взыскании 164 063 рублей задолженности по уплате взноса в компенсационный фонд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018, суд обязал объединение перечислить на расчетный счет ассоциации 164 063 рубля денежных средств компенсационного фонда; взыскал с организации 6500 рублей судебных расходов. С общества в пользу объединения взыскано 164 063 рубля задолженности по уплате взноса в компенсационный фонд
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.02.2019 решение суда 18.06.2018 и постановление суда апелляционного суда от 15.10.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Отменяя судебные акты, суд округа указал на необходимость рассмотрения вопроса о привлечении к участию в дело ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"" (далее - ассоциация).
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2019 ассоциация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
Решением суда от 17.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.02.2021, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано, встречные исковые требования удовлетворены. С общества в пользу объединения взыскано 164 063 рубля задолженности и 5922 рубля расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить первоначальные исковые требования, в удовлетворении встречных исковых требований отказать. По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм права. Суды не исследовали решение принятое внеочередным общим собранием членов объединения, на предмет его законности. Возложение на организации, переходящие в другое СРО, дополнительных обязанностей по сравнению с членами объединения является незаконным, противоречащим нормами права и уставным документам объединения. Податель жалобы считает, что снижение размера компенсационного фонда не является основанием для осуществления доплат членами организации, которые не должны нести ответственность за действия руководства организации по размещению средств компенсационного фонда в рискованных банках.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество являлось членом объединения.
Местом нахождения общества является г. Брянск, в соответствии с требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации общество уведомило объединение о добровольном прекращении членства и переходе в другую саморегулируемую организацию.
Согласно выписке из реестра членов организации членство общества в объединении прекращено, общество принято в члены организации.
Общество обратилось в объединение с заявлением о перечислении денежных средств организации в размере 164 063 рублей.
Заявленные обществом требования мотивированы наличием обязанности объединения перечислить ранее уплаченный взнос в компенсационный фонд в связи с переходом общества в организацию по его месту нахождения.
Неисполнение объединением данных требований послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд. Общество также заявило о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 тыс. рублей.
Встречные требования основаны на следующих обстоятельствах.
Решением от 24.10.2016, принятым на внеочередном общем собрании членов объединения, на переходящих членов организации возложена обязанность внести взносы в компенсационный фонд в размере, необходимом для его увеличения до минимально необходимого, не позднее даты выхода такого члена. Порядок определения суммы взноса установлен протоколом общего собрания членов организации: "Размер доплаты каждого отдельного члена рассчитать по формуле: сумма ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд членом саморегулируемой организации, деленная на сумму минимально необходимого компенсационного фонда и умноженная на размер общей доплаты, установленный решением совета директоров объединения. Определить, что сумма общей доплаты рассчитывается в размере разницы между минимальным размером компенсационного фонда, рассчитанным исходя из количества действующих членов саморегулируемой организации, числящихся в реестре на день принятия решения о внесении дополнительных взносов в компенсационный фонд, и сумм, уплаченных ими в качестве взносов в компенсационный фонд, и размером компенсационного фонда, не размещенного в российских кредитных организациях, лишившихся лицензии и находящихся в стадии банкротства".
При неисполнении членом объединения (бывшим членом объединения) обязанности по доплате решение собрания постановило: "Осуществлять перевод (выплату) денежных средств в объеме, равном взносу в компенсационный фонд, уплаченному таким членом при вступлении в объединение за минусом необходимой суммы доплаты; при окончании процедуры банкротства российской кредитной организации, в которой у организации размещены средства компенсационного фонда, в случае возврата ранее размещенных денежных средств, установить, что ранее перешедшие члены на равных правах с действующими членами имеют право на компенсацию ранее затраченных денежных средств на взнос в саморегулируемую организацию или на произведение соответствующей доплаты соразмерно своей доле в возвращенных денежных средствах".
Общество не исполнило обязательство по доплате средств в компенсационный фонд объединения, это послужило поводом для обращения со встречным иском.
Отношения сторон регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), а также Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 7-ФЗ одним из источников формирования имущества ассоциации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Такие поступления не квалифицированы в законе как добровольные, в отличие от другого источника формирования имущества - добровольных имущественных взносов и пожертвований. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации (пункт 2 статьи 26 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Закона N 7-ФЗ ассоциацией (союзом) признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, целей.
В силу пункта 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 данного Кодекса.
Согласно части 13 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 01.09.2017 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем о перечислении внесенного им взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение. При приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства, подлежащие перечислению, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
Из содержания статьи 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
На основании части 2 статьи 123.11 Гражданского кодекса, члены ассоциации (союза) обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что объединение 24.10.2016 приняло решение о доплатах в целях увеличения размера компенсационного фонда до минимально необходимого размера, установленного нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и приведения деятельности саморегулируемой организации в соответствие с требованиями действующего законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции и ремонта объектов капитального строительства (решением от 27.03.2017 утвержден порядок определения размеров доплат).
Указанные решения приняты в отношении всех членов организации, осуществляющих переход в саморегулируемые организации по месту своей регистрации в рамках Закона N 191-ФЗ. Внеочередным общим собранием объединения на основании части 13.2 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ 28.07.2017 принято решения об установлении размера подлежащих перечислению денежных средств меньше размера, внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса (протокол N 20). Доказательства того, что данные решения противоречит требованиям действующего законодательства, в материалы дела не представлены.
При этом решения собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (пункт 1 статьи 181.1 Гражданского кодекса).
Суды отметили, что указанные решения общего собрания, в том числе по основаниям статьи 181.4 Гражданского кодекса в судебном порядке не оспорены. Ссылка общества на то, что решение собрания от 24.10.2016 о доплате средств в компенсационный фонд является недействительным, обоснованно не принята судами. Само по себе отсутствие правового регулирования, которое закреплено впоследствии Федеральным законом от 18.06.2017 N 126-ФЗ, на момент принятия решения собранием не означает его ничтожность, поскольку такое решение не противоречит нормам права, действующим в период его принятия.
При таких обстоятельствах суды признали, что с момента согласования общим собранием решения от 24.10.2016 о необходимости внести дополнительный взнос в компенсационный фонд, у общества возникла обязанность по его уплате.
Суды установили, что общество указанную обязанность не исполнило.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что в связи с выходом общества из членов объединения, истец по встречному иску не утратил право требования на взыскание дополнительных платежей, являются правомерными и обоснованными.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.10.2019 N 308-ЭС19-17568, от 17.01.2019 N 305-ЭС18-23019, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.02.2019 N Ф08-4671/2019 по делу N А32-18682/2017).
Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суды правильно определили спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, исходя из доказательств, представленных сторонами, с достаточной полнотой выяснили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
На основании статьи 102 Кодекса определением суда кассационной инстанции от 28.04.2021 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе. Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказано, то с общества надлежит взыскать 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А32-1610/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спецстройснаб" (ИНН 3232029750, ОГРН 1023201068098) в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
...
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
На основании статьи 102 Кодекса определением суда кассационной инстанции от 28.04.2021 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе. Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказано, то с общества надлежит взыскать 3 тыс. рублей государственной пошлины."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2021 г. N Ф08-53/19 по делу N А32-1610/2018
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-53/19
16.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17384/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1610/18
14.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-53/19
15.10.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13083/18
18.06.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1610/18