г. Краснодар |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А32-43043/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аспект" (ИНН 2301016713, ОГРН 1022300519108) - Ружечко А.И. (доверенность от 30.12.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А32-43043/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Аспект" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2020 N 169/34-08 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 200 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2020 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован пропуском управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.02.2021 указанное решение суда отменено. В удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения и соблюдением управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество эксплуатирует опасный производственный объект "Отдельно стоящее приемно-отпускное устройство", зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов от 22.04.2019 N А30-08639-0001 (далее - опасный производственный объект).
В ходе проведения анализа сведений об организации производственного контроля управлением 06.07.2020 установлено, что общество до 1 апреля соответствующего календарного года не представило сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 12.08.2020 N 169/34-08 и вынесения постановления от 21.09.2020 N 169/34-08 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса в виде 200 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Подпунктом "а" пункта 15 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила) и действовавших в спорный период, установлено, что в состав сведений об организации производственного контроля включается, в том числе, план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При вынесении судебных актов судебными инстанциями не установлено существенное фактическое обстоятельство, имеющее значение для определения состава административного правонарушения и срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из текстов протокола от 12.08.2020 N 169/34-08 и постановления от 21.09.2020 N 169/34-08, обществу вменяется непредставление сведений за 2019 год. Какого-либо пояснения относительно того, что именно включается контролирующим органом в понятие сведений за 2019 год, указанные протокол и постановление управления не содержат.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил сведения об организации производственного контроля, представляемые ежегодно до 1 апреля, включают как информацию на текущий год, так и информацию за предыдущий год.
Однако при вынесении судебных актов суды не установили, какая именно информация за 2019 год должна была представляться обществом: сведения о выполнении плана за 2018 год и план на текущий 2019 год со сроком представления до 01.04.2019 или сведения о выполнении плана за 2019 год и план на текущий 2020 год со сроком представления до 01.04.2020.
Поскольку предоставление сведений состоит фактически их данных за два периода (прошедшего и текущего), то судами не дана оценка тому обстоятельству, что указание в протоколе и постановлении о сведениях за 2019 год не имеет расшифровки, какие именно требуются сведения за 2019 год: о выполненных и планируемых за какой год конкретно.
При этом, сделав соответствующие выводы по делу, судебные инстанции не указали, на основании какого конкретно первичного документа в составе административного материла сделан вывод о предметном составе сведений за 2019 год.
Исходя из этого, судебными инстанциями не установлено, в отношении каких непосредственно сведений контролирующим органом проводилась проверка. Предмет самой проверки (по периодам) окончательно не установлен.
В этих условиях выводы судов относительно состава административного правонарушения, а также срока давности привлечения к административной ответственности не основаны на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.
Кроме того, законность административного материала контролирующего органа, в том числе содержание протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности, не проверены судами на предмет ясности и определенности, полноты и достоверности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности в безусловном порядке имеет право знать, за какое конкретно деяние оно подвергается административному наказанию и не может быть введено в заблуждение.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства, связанные с представлением обществом сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте и включаемые в предмет доказывания по настоящему делу, не могут быть признаны установленными в полном объеме.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А32-43043/2020 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "а" пункта 15 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила) и действовавших в спорный период, установлено, что в состав сведений об организации производственного контроля включается, в том числе, план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
...
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил сведения об организации производственного контроля, представляемые ежегодно до 1 апреля, включают как информацию на текущий год, так и информацию за предыдущий год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-5016/21 по делу N А32-43043/2020
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4437/2022
08.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43043/20
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5016/2021
09.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21838/20
23.11.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43043/20