Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (проект N 448554-8).
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета в 2024 году рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований при поступлении дополнительных доходов или наличии высвобождаемых в ходе исполнения бюджетных ассигнований на финансирование следующих приоритетных социально значимых направлений:
1) формирование комфортной городской среды;
2) комплексное развитие сельских территорий и развитие сельского хозяйства, включая стимулирование экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции и возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса;
3) развитие образовательных организаций в странах Содружества Независимых Государств, действующих на основе межправительственных соглашений (Белорусско-Российский университет, Российско-Армянский (Славянский) университет, Российско-Таджикский (Славянский) университет, Кыргызско-Российский Славянский университет).
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в целях повышения эффективности бюджетных расходов принять исчерпывающие меры по обеспечению в возможно короткий срок распределения зарезервированных бюджетных ассигнований:
1) на федеральный проект "Борьба с сахарным диабетом";
2) на модернизацию коммунальной инфраструктуры;
3) на субсидии льготным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ при социальной газификации (догазификации);
4) на развитие жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации, в которых дислоцированы воинские формирования.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в 2024 году в рамках межбюджетных отношений:
1) обеспечить безусловное выполнение поручения Президента Российской Федерации по оценке рисков увеличения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2024-2026 годах на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761 и от 28 декабря 2012 года N 1688, направленных на повышение оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, и по итогам указанной оценки провести комплексный анализ формирования бюджетных ассигнований и методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в целях формирования предложений по их совершенствованию, учитывающих рост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на оплату труда работников бюджетного сектора экономики в условиях увеличения минимального размера оплаты труда;
2) обеспечить безусловное выполнение поручения Президента Российской Федерации по выделению дополнительных средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для компенсации удорожания строительных работ и материалов в целях обеспечения безусловного завершения строительства запланированных капитальных объектов;
3) обеспечить выполнение решения Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации от 28 апреля 2023 года "О состоянии межбюджетных отношений и их использовании как инструмента обеспечения финансовой стабильности и социально-экономического развития регионов в новых условиях", обратив особое внимание на задачи:
расширения оснований для списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;
увеличения доли нецелевых межбюджетных трансфертов региональным бюджетам в общем объеме трансфертов из федерального бюджета;
обеспечения предусмотренного законодательством Российской Федерации сохранения в субъектах Российской Федерации экономии межбюджетных трансфертов, образовавшейся в результате заключения государственных (муниципальных) контрактов;
обеспечения заблаговременной подготовки проектов соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
4) предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования для обеспечения безусловного выполнения поручения Президента Российской Федерации по предоставлению субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых превысил критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, компенсации снижения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в течение трех лет после его достижения в размере 75, 50 и 25 процентов соответственно от объема дотаций, полученных в году достижения критерия выравнивания, в целях недопущения осуществления указанной компенсации за счет сокращения дотаций другим субъектам Российской Федерации;
5) осуществлять мониторинг состояния бюджетов субъектов Российской Федерации и при необходимости принять дополнительные меры по их поддержке.
5. Поручить Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации проработать вопросы сбалансированности региональных бюджетов с учетом окончания срока льготного погашения задолженности по бюджетным кредитам в 2024 году, в том числе по снижению долговой нагрузки субъектов Российской Федерации.
6. В целях выполнения требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю, Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам и профильными комитетами Государственной Думы рассмотрение в рамках предварительного парламентского контроля, в том числе трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений, проектов правил и методик предоставления и распределения из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, включая проекты изменений в них;
2) при приведении государственных программ Российской Федерации в соответствие с федеральным бюджетом на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов обеспечить своевременное представление в Государственную Думу предложений о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации, в том числе в паспорта государственных программ Российской Федерации и паспорта их структурных элементов, в целях предварительного обсуждения и проработки указанных предложений, включая предложения по актуализации целей и показателей государственных программ Российской Федерации, с Комитетом Государственной Думы по контролю, Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам и профильными комитетами Государственной Думы, проведения при необходимости парламентских слушаний и представления замечаний и предложений в Правительство Российской Федерации в целях их рассмотрения до утверждения изменений государственных программ Российской Федерации.
7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с профильными комитетами Государственной Думы, ответственными за рассмотрение государственных программ Российской Федерации и отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета, рассмотреть вопросы о продолжении после 2024 года реализации социально значимых мероприятий, предусмотренных национальными проектами, срок выполнения которых оканчивается в 2024 году.
8. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" в целях безусловного выполнения поручения Президента Российской Федерации включить в финансовое обеспечение 5,7 млрд рублей, условно утвержденных в расходах федерального бюджета на 2026 год, и при планировании финансирования мероприятий учитывать решение Совета Государственной Думы об итогах выездного совещания Совета Государственной Думы в Калининградской области.
9. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при утверждении новой редакции федеральной целевой программы развития Республики Карелия предусмотреть финансовое обеспечение ее реализации с учетом финансирования завершения строящихся объектов.
10. С учетом принятых решений о включении новых пассажирских речных судов в программу льготного лизинга гражданских судов водного транспорта поручить Комитету Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам обеспечить контроль направления не менее 1 млрд рублей на поддержку производства речных пассажирских судов в рамках субсидий на льготный лизинг гражданских судов водного транспорта и (или) субсидий российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию.
11. Рекомендовать Правительству Российской Федерации провести комплексную оценку обязательств по уплате взносов в международные организации.
12. Поручить профильным комитетам Государственной Думы, ответственным за рассмотрение государственных программ Российской Федерации и отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета, усилить парламентский контроль за реализацией мероприятий, на которые уменьшаются бюджетные средства в ходе исполнения федерального бюджета, а также за реализацией мероприятий, на которые выделяются дополнительные бюджетные средства.
13. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
17 ноября 2023 г.
N 5161-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2023 г. N 5161-8 ГД "О Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (проект N 448554-8)"
Вступает в силу со дня его принятия
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 27 ноября 2023 г. N 48 ст. 8541