Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 21 ноября 2023 г. N 3.6-02/4504@
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике (далее - комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части отдельных вопросов налогообложения) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 ноября 2023 года (проект N 448566-8 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральным законом для организаций и индивидуальных предпринимателей, исполняющих обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц, уточняются условия и сроки предоставления уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборах, страховых взносах; устанавливается порядок проверки правильности и своевременности исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом налога с дохода при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Одновременно Федеральным законом уточняются нормы налогообложения для лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; вводится определение интервала рыночных цен при использовании биржевых котировок, который определяется на основании цен сделок, предметом которых являются идентичные (однородные) товары, зарегистрированных соответствующей биржей, на основе опубликованной либо полученной по запросу информации соответствующей биржи; определяются условия осуществления корректировки прибыли (дохода, выручки) по контролируемой сделке в целях налогообложения на основании учитываемого медианного значения интервала рентабельности.
Также Федеральным законом предусматриваются изменения в международном налогообложении, которыми устанавливается освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций или пониженные ставки налога на прибыль организаций для некоторых доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенным в иностранных государствах; устанавливается обязанность по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний и финансовой отчетности участников международной группы компаний.
Федеральным законом вносятся изменения в положение о российских организациях - налогоплательщиках, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков, или налогоплательщиков, являющихся стороной сделок, которые признаются контролируемыми сделками и предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, и сумма доходов (расходов) по которым за календарный год составляет не менее 2 миллиардов рублей.
Федеральным законом вводятся санкции за непредставление документации в отношении международной группы компаний, документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), непредставление сведений (представление недостоверных сведений) из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний, финансовой отчетности участника международной группы компаний.
Федеральным законом уточняются условия применения освобождения в определенном налоговом периоде на оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
Федеральным законом устанавливаются сроки уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территорий государств - членов Евразийского экономического союза на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров, а обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на организацию (индивидуального предпринимателя) - поверенного, комиссионера, агента.
Федеральным законом корректируются нормы о недопущении внесения изменений в соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, за исключением изменения сроков реализации мероприятий, указанных в соглашении, но не более чем на шесть месяцев по сравнению со сроками реализации данных мероприятий, зафиксированными в соглашении о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей по состоянию на 1 января 2021 года (на 1 июля 2024 года для соглашений, в которые вносились изменения в период с 1 января по 30 июня 2024 года включительно), а также за исключением замены стороны в соглашении о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.
Кроме того, Федеральным законом предусматриваются изменения по налогу на добавленную стоимость; по налогу на прибыль организаций; корректировка значений при расчете ставки НДПИ на природный газ; определяется уровень цен нефти сорта "Юралс"; повышение ставок акциза на винодельческую, табачную и никотиносодержащую продукцию. При этом комитет отмечает, что повышение с 1 января 2024 года ставки акцизов на жидкости для электронных систем доставки никотина в два раза до 42 рублей за 1 мл не учитывает высокие риски ухода законопослушных участников с рынка и связанные с этим негативные последствия для федерального бюджета и интересов граждан. Представляется целесообразным осуществлять мониторинг исполнения данного Федерального закона.
Федеральный закон отвечает вызовам времени и направлен на определение источников доходов для формирования параметров федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной частью 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.