Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 20.11.2023 N 830
Стратегия
антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2030 года
1. Общие положения
1.1. Стратегия антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи, направления совместной деятельности органов публичной власти в Ростовской области и образовательных организаций в Ростовской области (далее - образовательные организации) по формированию системы взглядов обучающихся, обеспечивающей неприятие любых проявлений коррупционного поведения.
Вовлечение молодежи в систему непрерывного антикоррупционного образования и просвещения имеет важное значение для решения задач противодействия коррупции. Именно молодые люди имеют наибольший антикоррупционный потенциал, поскольку не вовлечены в коррупционные отношения и обладают такими качествами, как повышенное чувство справедливости и стремление к самореализации на основе собственных талантов, способностей и знаний.
1.2. Для целей Стратегии используются следующие понятия:
антикоррупционное просвещение и воспитание - часть антикоррупционной государственной политики по минимизации и (или) ликвидации причин и условий, способствующих коррупционным правонарушениям в разных сферах жизни общества и государства;
антикоррупционное просвещение - деятельность, направленная на повышение общего уровня правосознания и правовой культуры обучающихся в части предупреждения и нивелирования последствий коррупционной деятельности субъектов правоотношений;
антикоррупционное воспитание - целенаправленный процесс формирования у обучающихся антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных потребностей, убеждений, качеств и эмоционального иммунитета, выражающихся в устойчивых нормах поведения, позволяющих противостоять вовлечению в коррупционные проявления;
молодежь - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации").
В Стратегии также используются понятия, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.3. Правовую основу Стратегии составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28.04.2011 N Пр-1168, Областной закон от 12.05.2009 N 218-ЗС "О противодействии коррупции в Ростовской области".
2. Цели, задачи, принципы и основные направления антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области
2.1. Целью антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области является создание и развитие условий для формирования устойчивого антикоррупционного поведения и антикоррупционных компетенций у молодежи в рамках реализации обучающих, просветительских и воспитательных мероприятий различного уровня, проводимых органами публичной власти в Ростовской области, в компетенцию которых входят вопросы реализации государственной образовательной, культурной и молодежной политики в сфере противодействия коррупции, образовательными организациями, иными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, цели деятельности которых соответствуют целям и задачам Стратегии.
2.2. Основными мероприятиями для достижения цели Стратегии являются:
получение знаний об актуальных механизмах противодействия коррупции;
выработка неприятия проявлений коррупции через формирование правового сознания;
умение использовать антикоррупционные механизмы в различных жизненных ситуациях.
2.3. Задачами для достижения целей Стратегии являются:
формирование организационно-правовых основ антикоррупционного образования и просвещения молодежи в Ростовской области в соответствии с законодательством о противодействии коррупции и Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460;
поддержка антикоррупционных инициатив Губернатора Ростовской области, органов публичной власти в Ростовской области, образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской области;
изучение, анализ и оценка уровня реальной потребности различных групп молодежи в изучении антикоррупционной деятельности;
развитие у молодежи потребности и интереса к антикоррупционной деятельности через использование активных, инновационных форм и методов обучения, ориентированных на конкретный уровень образования;
популяризация в молодежной среде государственной политики противодействия коррупции;
правовое просвещение и формирование правовой культуры молодежи, продвижение в детской и молодежной среде антикоррупционной модели поведения;
нравственное просвещение молодежи, культивирование в молодежной среде высоких морально-этических норм и ценностей, продвижение принципов честной конкуренции;
повышение эффективности мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию антикоррупционных стандартов среди молодежи, с учетом приоритетов Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478;
содействие добровольческой деятельности молодежи, направленной на борьбу с коррупционными правонарушениями;
выработка предложений по совершенствованию государственной политики в сфере противодействия коррупции;
содействие образовательным организациям, органам публичной власти в Ростовской области, в компетенцию которых входят вопросы профилактики и борьбы с коррупцией, в минимизации коррупционных проявлений во всех сферах общественной жизни.
2.4. Принципами антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области являются:
превентивность - комплекс мер, направленных на противодействие развитию коррупционного мышления или попыткам совершения коррупционных действий;
комплексность - совокупность мер, предусмотренных Стратегией, которые имеют комплексный характер и направлены на формирование антикоррупционного мировоззрения;
соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и законодательству Ростовской области;
признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
индивидуальность подходов в выборе форм и методов антикоррупционного просвещения и воспитания с учетом возрастных, личных, профессиональных и иных особенностей каждого человека;
единство и партнерство - комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также вовлеченность в процесс антикоррупционного просвещения и воспитания всех заинтересованных сторон, которые при этом должны иметь общие цели и задачи, критерии оценки поведения и стандарты воспитательных действий;
вовлеченность работников - информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур, самовоспитание, внутреннее самосовершенствование, усвоение требований, развитие навыков по объективной моральной оценке собственных действий;
сотрудничество государства с институтами гражданского общества, общественными организациями и физическими лицами;
системность и непрерывность процесса антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области;
соответствие политики образовательной организации действующему законодательству и общепринятым нормам российского общества;
личный пример руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции;
ответственность и неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий, в случае совершения ими коррупционных правонарушений, персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики;
постоянный контроль и регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур.
2.5. Основными направлениями деятельности Стратегии являются:
обеспечение участия образовательных организаций, иных организаций, цели деятельности которых соответствуют целям и задачам Стратегии, в антикоррупционном просвещении и воспитании молодежи в Ростовской области;
повышение эффективности деятельности органов публичной власти в Ростовской области в сфере антикоррупционного просвещения и воспитания в целях повышения правовой культуры граждан и антикоррупционной пропаганды;
патриотическое воспитание как мотивация антикоррупционного поведения;
формирование системы ценностей, препятствующих коррупционному поведению, развитие нравственного отторжения коррупционного поведения у молодежи;
осознание социальных потерь от проявлений коррупции, мотивации преодоления проявлений коррупции;
внедрение в деятельность образовательных организаций единой методологии антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области;
расширение форм и методов эффективного правового просвещения молодежи в Ростовской области;
формирование основ правовой культуры, в частности в сфере антикоррупционного законодательства, преодоление правового нигилизма, воспитание уважительного отношения к законам Российской Федерации;
развитие организационно-правовой основы противодействия коррупции;
периодическое исследование и мониторинг эффективности антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области;
информирование о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, о целях, субъектах, формах, видах, сферах реализации и содержании коррупции;
участие в решении задач по обеспечению информационной безопасности.
2.6. Основными методами антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи Ростовской области в процессе обучения являются:
обновление образовательных программ с целью внесения в рабочие программы общественных дисциплин дополнительных тематических модулей, посвященных проблемам противодействия коррупции и антикоррупционному просвещению, развития и дополнения отраслевых (дисциплинарных) тем, в рамках которых рассматриваются факторы и условия существования коррупции, механизмы борьбы с ней;
планирование и реализация внеучебных мероприятий, организуемых образовательной организацией для популяризации антикоррупционных ценностей (конкурсы, семинары, акции);
участие в акциях и мероприятиях общественных объединений, целями которых являются антикоррупционное просвещение и противодействие коррупции.
2.7. Воспитание антикоррупционного мировоззрения может осуществляться при рассмотрении таких вопросов, как цели личностного развития человека, система социальных норм, соотношение морали и права, защита прав и законных интересов гражданина, обязанности государственного служащего, причины преступности.
Содержательная характеристика воспитания антикоррупционного мировоззрения у обучающегося включает такие элементы как трансляция знаний о понятии и признаках коррупции, механизмах борьбы с ней, установка ценностных ориентиров, понимание вреда коррупции на понятных для обучающихся примерах, обсуждение с целью формирования негативной оценки коррупционного поведения, привитие практических навыков антикоррупционной деятельности, разрушение неверных стереотипов и представлений о коррупции, преодоление безразличия к проблемам коррупции, обоснование несовместимости коррупции и эффективной профессиональной деятельности, к освоению которой стремится обучающийся.
Эффективность антикоррупционного просвещения основывается на правильном подборе аргументов, социальных ориентиров и ценностей, наиболее близких и знакомых для каждого обучающегося, с учетом его возрастных, психофизических и иных особенностей. Нетерпимость к коррупции формируется с учетом субъективной ценности фактора, подвергаемого негативному воздействию: нарушения справедливости, нарушения установленного законом порядка, посягательства на принципы профессионализма, несоответствие статусу социальной элиты и другое.
2.8. Целевыми группами для проведения мероприятий в рамках реализации Стратегии являются молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет включительно, в том числе обучающиеся образовательных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, работники организаций.
3. Содержание антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области
3.1. Реализацию системы антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи Ростовской области в образовательных организациях рекомендуется обеспечивать на предметном, метапредметном уровнях, в рамках и вне рамок образовательных программ соответствующего уровня образования:
3.1.1. Предметный уровень.
Информационно-просветительская составляющая антикоррупционного просвещения и воспитания реализуется в рамках образовательных программ общего образования (за исключением организаций дошкольного образования), среднего профессионального образования на уроках истории, обществознания - на базовом уровне, на уроках права, экономики - на профильном уровне.
Реализация предметного уровня возможна посредством следующих учебных дисциплин:
"История" (зарождение и развитие коррупции, причины ее распространенности, последствия коррупционной деятельности, история борьбы с коррупцией в различные периоды мировой истории, истории России, роль становления демократии и гражданского общества в реализации антикоррупционной государственной политики);
"Обществознание" (понятие "коррупция" и противодействие ей, антикоррупционный словарь, политико-правовой, социально-экономический и духовно-нравственный вред коррупции для развития государства, общества, каждого гражданина);
"Право", "Экономика" (вопросы нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в повседневной жизни, в сфере экономики и права).
На предметном уровне в ходе учебно-воспитательного процесса может использоваться следующая тематика: "Права ребенка", "Права и обязанности гражданина Российской Федерации", "Правовая культура современного человека", "Общественное устройство", "Безопасность государства и личности", "Экономика государства и последствия коррупции", "Правоохранительная деятельность", "Механизмы противодействия коррупции", "Участие гражданского общества, молодежи в противодействии коррупции", "Профилактика "бытовой коррупции", "Юридические последствия коррупции", "Ответственность. Честность. Справедливость", "Патриотизм, любовь к Родине", "Ответственная гражданственность", "Культура потребления", "Милосердие и благотворительность, помощь другим людям", "Выбор профессии и карьеры для честного труда".
3.1.2. Метапредметный уровень.
Реализация данного подхода осуществляется посредством использования нравственно-этического и правового потенциалов предметов базисного учебного плана, в том числе филологического, естественно-научного и эстетического циклов.
Образовательная организация высшего образования может стать площадкой для реализации задач антикоррупционного воспитания в формате самостоятельных элективных курсов, актуализирующих аспекты становления и развития ответственной гражданственности личности в условиях демократического общества.
В содержание образования в контексте антикоррупционного воспитания могут быть включены несколько типов элективных курсов:
дополняющие и развивающие профильные курсы социально-экономического или социально-гуманитарного профиля, обеспечивающие повышенный уровень изучения права, экономики (в части антикоррупционного воспитания это могут быть такие курсы, как "Защита прав человека в России", "Роль правовых институтов в профилактике коррупции" и другие);
обеспечивающие междисциплинарные связи и предоставляющие возможность изучения на профильном уровне смежных учебных предметов, например, "История" - "Право", "Право" - "Литература", "Право" - "Обществознание", "Право" - "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (в части антикоррупционного воспитания это могут быть такие курсы, как: "Коррупция в России: история и современность", "Роль религии в борьбе с коррупцией" и другие);
связанные с профессиональной ориентацией, например, "Бизнес: игра по правилам", "Роль СМИ в профилактике коррупции", "Коррупция на международно-политической арене: актуальные вопросы противодействия", "Антикоррупционная деятельность в Российской Федерации: законодательство, стандарты, программы".
Выбор элективного курса определяется условиями образовательной организации, конкретными образовательными задачами, педагогической целесообразностью введения курса в программу профильного обучения в связи с решением задач антикоррупционного обучения и просвещения молодежи в Ростовской области.
3.1.3. Внеурочная деятельность может быть реализована в таких системных формах, как: классные часы по нравственно-этической и правовой проблематике, кружки, секции, круглые столы, детские и молодежные
объединения правовой направленности, дискуссионные клубы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, социальные проекты, акции антикоррупционной направленности, встречи с представителями органов публичной власти в Ростовской области, правовых структур, общественно полезная добровольческая деятельность.
Кроме того, противодействие коррупции в молодежной среде предполагает проведение превентивной работы, включающей в себя повышение уровня правосознания молодых людей, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, формирование антикоррупционного поведения молодого гражданина.
4. Направления реализации антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области
4.1. Основными направлениями реализации антикоррупционного просвещения молодежи в Ростовской области являются:
формирование у участников отношений в сфере образования системы знаний о признаках, типичных формах, видах и негативных последствиях существования коррупции в образовании;
закрепление правовых и организационных основ деятельности уполномоченных субъектов в сфере антикоррупционного просвещения в образовании;
организация осуществления регулярного массового антикоррупционного просвещения участников отношений в сфере образования с учетом их социальных, возрастных и иных характеристик.
4.2. Основными направлениями реализации антикоррупционного воспитания молодежи в Ростовской области являются:
формирование стойкого негативного отношения обучающихся ко всем коррупционным проявлениям;
стимулирование у молодежи мотивации к поведению, соответствующему нравственным устоям и правовым нормам;
повышение роли самоуправления в проведении антикоррупционной работы с молодежью;
повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения молодежи и преподавательского состава в образовательных организациях;
развитие межведомственного взаимодействия в формировании антикоррупционного поведения молодежи.
5. Формы антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области
5.1. В соответствии с основными направлениями реализации антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи в Ростовской области, указанными в разделе 4 Стратегии, и в целях решения задач, указанных в пункте 2.3 раздела 2 Стратегии, рекомендуются следующие формы антикоррупционного просвещения и воспитания молодежи:
5.1.1. Общественные акции антикоррупционной направленности, в том числе приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).
Цель: масштабирование антикоррупционных установок среди молодежи. Категории участников: обучающиеся 9 - 11 классов общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
5.1.2. Антикоррупционные мероприятия в рамках ежегодного Всероссийского дня правовой помощи детям.
Цель: формирование уважительного отношения к законодательству Российской Федерации, получение правовой помощи, знаний в сфере антикоррупционного законодательства.
Категории участников: обучающиеся 8 - 11 классов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
5.1.3. Круглые столы, встречи с участием представителей правоохранительных органов, уполномоченных по правам ребенка, общественных организаций на темы: "За честные выборы", "Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве", "Мы знаем закон!", выставки, социальные практикумы "Стоп! Коррупция!", "Коррупция в системе образования: формы противодействия", "Способы предупреждения и борьбы с коррупцией", "Антикоррупционное воспитание молодежи", "В чем опасность коррупции?", "Будущее моей страны - в моих руках", "Скажем коррупции нет!" и другие.
Цель: обсуждение проблем противодействия коррупции и антикоррупционного законодательства.
Категории участников: обучающиеся 9 - 11 классов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
5.1.4. Тематические классные часы по разъяснению положений антикоррупционной политики Российской Федерации: "Что нужно знать о противодействии коррупции", "Как противостоять коррупции", "Быть честным", обсуждение социальных проектов "Мое отношение к коррупции" и другие.
Цель: правовое просвещение по вопросам антикоррупционной деятельности.
Категории участников: обучающиеся 6 - 11 классов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
5.1.5. Конкурсы, выставки плакатов, карикатур антикоррупционного характера, подготовка визуальных материалов, роликов социальной рекламы, пропагандирующих нетерпимое отношение к коррупции и к противоправному поведению, конкурсы эссе: "Мои первые три указа", "Какой была бы Россия", выставки на тему: "Коррупции нет", "Коррупция: выигрыш или убыток", "Законодательство о противодействии коррупции", "Россия против коррупции. Жить по совести и чести!" и другие.
Цель: развитие интереса у обучающихся к вопросам государственной политики и антикоррупционной деятельности.
Категории участников: обучающиеся 5 - 11 классов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Ежегодный областной конкурс социальной рекламы и антикоррупционных работ "Чистые руки" (проводит комитет по молодежной политике Ростовской области).
Цель: развитие интереса у обучающихся к вопросам государственной политики и антикоррупционной деятельности.
Категории участников: обучающиеся 5 - 11 классов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Номинации:
для муниципальных образований в Ростовской области: "Лучший проект антикоррупционного мероприятия", "Лучший плакат на тему противодействия коррупции", "Лучший анимационный ролик на тему противодействия коррупции";
для образовательных организаций высшего образования: "Лучшая визуальная и аудиовизуальная антикоррупционная реклама".
Специальная номинация: "Общественное мнение".
5.1.6. Разработка и интеграция в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций профилактических антикоррупционных разделов, программ и курсов.
Цель: знакомство обучающихся с понятийным аппаратом антикоррупционной деятельности, просветительская работа по вопросам противодействия коррупции.
Категории участников: обучающиеся 5 - 11 классов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
5.1.7. Мониторинг проявлений коррупции в образовательных организациях с помощью анонимных опросов обучающихся, телефонов и почты доверия, горячих линий (на постоянной основе).
Цель: своевременное выявление фактов коррупции, активизация гражданской позиции обучающихся.
Категории участников: обучающиеся 9 - 11 классов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
5.1.8. Организация лекториев для обучающихся и родителей по вопросам противодействия коррупции с привлечением профессиональных лекторов, в том числе при взаимодействии с Ростовским региональным отделением общества "Знание", организация работы Школы антикоррупционного просвещения для обучающихся.
Цель: информационно-просветительская деятельность антикоррупционной направленности среди обучающихся и родителей, обучение лекторов.
Категории участников: обучающиеся 5 - 11 классов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образо
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ростовской области от 20 ноября 2023 г. N 830 "Об утверждении Стратегии антикоррупционного просвещения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.