Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 21 ноября 2023 г. N 3.8-02/4993@
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2023 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 29 сентября 2023 года и принят 24 октября 2023 года в первом чтении, 14 ноября 2023 года - во втором чтении и 16 ноября 2023 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении поправки сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральным законом устанавливаются особенности функционирования в 2024 году системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - новые регионы), а также определяются источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в новых регионах.
Федеральным законом предусматривается, что срок подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, будет устанавливаться в 2024 году нормативными правовыми актами новых регионов, что позволит включать в реестр медицинские организации новых регионов по мере их готовности и необходимости.
Медицинская помощь, оказанная в рамках базовой программы ОМС на территориях новых регионов, застрахованным по ОМС, проживающим на территориях новых регионов, будет финансироваться в 2024 году за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС новых регионов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и при условии уплаты новыми регионами страховых взносов на ОМС неработающего населения в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС) в установленных Федеральным законом размерах и сроках. Порядок доведения территориальными фондами ОМС новых регионов средств до медицинских организаций и оплаты оказанной ими медицинской помощи будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
В случае недостаточности межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным лицам на территориях новых регионов будет осуществляться в 2024 году за счет бюджетных ассигнований бюджетов новых регионов.
Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи, не входящей в базовую программу ОМС, а также лицам, проживающим на территориях новых регионов, незастрахованным по ОМС, будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов новых регионов, сформированных, в том числе за счет предоставления из федерального бюджета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Федеральным законом вводится норма о финансовом обеспечении расходов на медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, проживающим не на территориях новых регионов, в медицинских организациях новых регионов за счет бюджетных ассигнований из бюджетов территориальных фондов ОМС тех субъектов Российской Федерации, в которых выдан полис ОМС.
Срок вступления в силу для положений Федерального закона определяется в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" - по истечении десяти дней после дня официального опубликования.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", принятый Государственной Думой.
Председатель комитета |
Е.А. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.