Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 21 ноября 2023 г. N 3.8-02/4983@
по Федеральному закону "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 ноября 2023 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 29 сентября 2023 года и принят Государственной Думой 26 октября 2023 года в первом чтении, 15 ноября 2023 года - во втором чтении и 17 ноября 2023 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении поправки сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон утверждает бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, бюджет Фонда) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, составленный на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации от 8 сентября 2023 года и сформированный раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения, обособленно в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее - распределительная составляющая), и в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее - накопительная составляющая).
В распределительной составляющей учтены обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОСС), социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС), межбюджетные трансферты из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам в 2024 - 2026 годах определены в следующих объемах:
(млрд рублей) | |||
|
2024 год |
Плановый период |
|
2025 год |
2026 год |
||
Доходы - всего |
16 019,34 |
16 413,76 |
17 386,76 |
в том числе: |
|
|
|
по распределительной составляющей |
15 922,46 |
16 314,57 |
17 285,19 |
ОПС |
10 537,80 |
10 626,21 |
11 061,51 |
ОСС |
1 135,42 |
1 195,42 |
1 281,86 |
НС |
225,10 |
243,88 |
262,78 |
переданные полномочия |
4 024,14 |
4 249,06 |
4 679,04 |
по накопительной составляющей |
96,88 |
99,19 |
101,57 |
Расходы - всего |
16 178,13 |
16 293,73 |
17 255,48 |
в том числе: |
|
|
|
по распределительной составляющей |
16 125,24 |
16 236,87 |
17 193,33 |
ОПС |
10 771,43 |
10 626,21 |
11 061,51 |
ОСС |
1 167,80 |
1 190,29 |
1 271,27 |
НС |
161,75 |
171,31 |
181,51 |
переданные полномочия |
4 024,26 |
4 249,06 |
4 679,04 |
по накопительной составляющей |
52,89 |
56,86 |
62,15 |
Дефицит/профицит - всего |
-158,79 |
+120,03 |
+131,28 |
по распределительной составляющей |
-202,78 |
+77,70 |
+91,86 |
ОПС |
-233,63 |
0 |
0 |
ОСС |
-32,38 |
+5,13 |
+10,59 |
НС |
+63,35 |
+72,57 |
+81,27 |
переданные полномочия |
-0,12 |
0 |
0 |
по накопительной составляющей |
+43,99 |
+42,33 |
+39,42 |
Источники покрытия дефицита: 266,13
Остатки средств бюджета Фонда на начало периода по распределительной составляющей
Доходная часть бюджета Фонда сформирована в соответствии с положениями действующего законодательства за счет поступления страховых взносов по видам обязательного социального страхования, налоговых и иных поступлений, а также межбюджетных трансфертов.
Доходы бюджета Фонда в 2024 году возрастут на 2 308,14 млрд рублей или на 16,8% по сравнению с предыдущим годом.
Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов нарастающим итогом с начала расчетного периода в 2024 году составит 2 225 тыс. рублей (в 2023 году - 1 917 тыс. рублей), в 2025 году - 2 377 тыс. рублей, в 2026 году - 2 530 тыс. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета запланированы на 2024 год в объеме 5 425,9 млрд рублей, на 2025 год - 5 288,7 млрд рублей, на 2026 год - 5 416,8 млрд рублей (33,9%, 32,2% и 31,2% от доходов Фонда).
Общий объем трансфертов из федерального бюджета в 2024 году по сравнению с 2023 годом вырастет на 349,7 млрд рублей (на 6,9%), что обусловлено увеличением расходов на пособия и выплаты, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2024 - 2026 годах не предусмотрены, а также уменьшается трансферт на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов. Счетная палата Российской Федерации отмечает, что прогнозируемый на 2025 - 2026 годы объем трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов не соответствует объему выпадающих доходов Фонда.
Расходы бюджета Фонда на 2024 год возрастут по сравнению с 2023 годом на 2 636,83 млрд рублей или 19,5%.
Расходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом реализации ключевых и приоритетных задач по выплате пенсий и пособий по всем видам обязательного социального страхования.
Бюджетные ассигнования на выплату страховых пенсий в 2024 - 2026 годах определены с учетом ежегодной корректировки страховой пенсии неработающим пенсионерам в 2024 году с 1 января на 7,5%, в 2025 году и 2026 годах: с 1 февраля соответственно по годам на 4,5% и 4,0%, а с 1 апреля на 2,2% и 2,3%.
Средний размер страховой пенсии увеличится на 1 267,66 рублей и на конец 2024 года составит 21 394,03 рублей; страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров увеличится на 1 467,35 рублей и составит 23 244,55 рублей.
Соотношение среднегодового размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров с прожиточным минимумом пенсионера (далее - ПМП) составит в 2024 году - 175,4%, в 2025 году - 168,5%, в 2026 году - 162,4%.
Расходы на выплату страховой пенсии в 2024 году запланированы в сумме 10 030,83 млрд рублей, в 2025 году - 10 446,47 млрд рублей, в 2026 году - 10 878,89 млрд рублей.
Бюджетные ассигнования на выплату социальных пенсий и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению определены с учетом ежегодной индексации с 1 апреля на прогнозный индекс роста ПМП (7,5% в 2024 году, 9,5% в 2025 году и 10,3% в 2026 году) в соответствии с действующим законодательством, и запланированы в 2024 году в сумме 719,01 млрд рублей, в 2025 году - 795,50 млрд рублей, в 2026 году - 889,34 млрд рублей.
Социальная пенсия увеличится на 939,32 рубля и составит 13 463,62 рубля. Соотношение среднегодового размера социальной пенсии с ПМП составит в 2024 году - 99,6%, в 2025 году - 99,1%, в 2026 году - 98,9%.
В целях поддержки уровня материального обеспечения пенсионеров не ниже размера ПМП в бюджете Фонда предусмотрены расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (далее - ФСД) в 2024 году в сумме 133,38 млрд рублей, в 2025 году - 148,42 млрд рублей, в 2026 году - 170,20 млрд рублей. Выплата ФСД в 2024 - 2026 годах будет осуществляться в 60 субъектах Российской Федерации с учетом принятых в состав Российской Федерации территорий. При определении размера ФСД в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры пенсий и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (далее - ЕДВ) без учета их индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
Расходы на осуществление ЕДВ, пособий, компенсаций определены в 2024 - 2026 годах с учетом ежегодной индексации с 1 февраля на прогнозный индекс потребительских цен за предыдущий год (7,5%, 4,5%, 4,0%), в соответствии с действующим законодательством.
В бюджете Фонда предусмотрены расходы на предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми, осуществляемые:
а) за счет средств федерального бюджета:
на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в 2024 году в сумме 1 635,11 млрд рублей, в 2025 году - 1 759,58 млрд рублей, в 2026 году - 2 037,41 млрд рублей;
на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим ОСС, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами) в 2024 году в сумме 23,74 млрд рублей, в 2025 году - 15,45 млрд рублей, в 2026 году - 15,92 млрд рублей;
на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в 2024 году в сумме 6,80 млрд рублей, в 2025 году - 6,31 млрд рублей, в 2026 году - 5,15 млрд рублей.
б) за счет средств ОСС:
на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на 2024 год в сумме 216,87 млрд рублей, на 2025 год - 244,57 млрд рублей, на 2026 год - 260,04 млрд рублей на оплату 11 808,58 тыс. пособий, 11 258,03 тыс. пособий и 11 057,08 тыс. пособий соответственно;
на выплату единовременного пособия при рождении ребенка на 2024 год в сумме 22,35 млрд рублей на оплату 829,8 тыс. пособий, на 2025 год - 23,03 млрд рублей на оплату 816,6 тыс. пособий, на 2026 год - 23,76 млрд рублей на оплату 809,5 тыс. пособий;
на выплату пособия по беременности и родам на 2024 год в сумме 158,84 млрд рублей на оплату 105,65 млн дней, на 2025 год - 184,29 млрд рублей на оплату 103,98 млн дней, на 2026 год - 197,48 млрд рублей на оплату 103,08 млн дней.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2024 - 2026 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Расходы на выплату материнского (семейного) капитала (далее - МСК) предусмотрены в 2024 году в сумме 495,07 млрд рублей, исходя из ожидаемого количества обращений - 1 063,7 тыс. человек, в 2025 году - 530,85 млрд рублей (1 067,9 тыс. человек), в 2026 году - 565,45 млрд рублей (1 070,8 тыс. человек), включая расходы на предоставление МСК гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами Российской Федерации.
Размер МСК определен исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год (в 2024 году - 7,5%, в 2025 году - 4,5%, в 2026 году - 4,0%) и составит:
при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, в 2024 году - 630 967,72 рублей, в 2025 году - 659 361,27 рублей, в 2026 году - 685 735,72 рублей;
в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло, в 2024 году - 833 800,37 рублей, в 2025 году - 871 321,39 рублей, в 2026 году - 906 174,25 рублей.
Бюджет Фонда сформирован с учетом расходов на социальные обязательства по выплате пенсий, пособий, социальных выплат, различных мер поддержки семей с детьми гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области в соответствии с Федеральными законами от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и от 17 февраля 2023 года N 18-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляются за счет средств федерального бюджета. Расчет потребности произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов". Общий размер субвенций определяется путем суммирования размеров субвенций, рассчитанных для каждого субъекта Российской Федерации, и составит на 2024 год - 55,78 млрд рублей (в 2023 году - 42,3 млрд рублей), на 2025 год - 55,89 млрд рублей, на 2026 год - 55,96 млрд рублей.
Счетная палата Российской Федерации отмечает, что дополнительные средства, выделенные в 2023 году на обеспечение инвалидов ТСР в объеме 17,0 млрд рублей, позволят снизить задолженность перед инвалидами (расчетно) на 71,2%. Обеспеченность инвалидов ТСР в 2024 году планируется на уровне 99,3% (расчетно).
Расходы на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляются за счет средств федерального бюджета и запланированы в 2024 году в сумме 8,15 млрд рублей (в 2023 году - 7,0 млрд рублей), в 2025 году - 8,46 млрд рублей, в 2026 году - 8,80 млрд рублей.
По прогнозу Счетной палаты Российской Федерации выделяемые в 2024 году средства позволят обеспечить путевками не свыше 200 тыс. граждан, в то время как в очереди на получение путевки на 1 января 2024 года ожидается 480,0 тыс. человек. Объем средств на санаторно-курортное лечение, сформированный в соответствии с установленным нормативом из средств, выделяемых на ЕДВ, в 13,9 раза ниже стоимости путевки. Для оплаты путевки на санаторно-курортное лечение 1 гражданина привлекаются средства из ЕДВ 14 граждан льготной категории.
В части НС в бюджете Фонда предусмотрены следующие расходы:
- на выплату пособия по временной нетрудоспособности по НС на 2024 год в сумме 3,73 млрд рублей, на 2025 год - 4,15 млрд рублей, на 2026 год - 4,49 млрд рублей (из расчета числа оплаченных дней на уровне 2 116,11 тыс. дней ежегодно);
- на ежегодное финансовое обеспечение 10 324 единовременных страховых выплат в 2024 году в сумме 4,05 млрд рублей, в 2025 и 2026 годах - 4,07 и 4,09 млрд рублей соответственно. Размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, увеличен в 2024 - 2026 годах с 1 млн рублей до 2 млн рублей.
Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по НС застрахованному, предусмотрена с учетом ее ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года и составит с 1 января 2024 года - 131 731,99 рублей, с 1 февраля 2024 года - 141 611,89 рублей; с 1 февраля 2025 года - 147 984,43 рублей; с 1 февраля 2026 года - 153 903,81 рублей;
- на ежегодное финансовое обеспечение 6 093,90 тыс. ежемесячных страховых выплат на 2024 год в сумме 96,46 млрд рублей, на 2025 год - 100,54 млрд рублей, на 2026 год - 104,33 млрд рублей. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты с учетом индексации составит: с 1 февраля 2024 года - 108 885,33 рублей (с 1 февраля 2023 года - 101 288,68 рублей), с 1 февраля 2025 года - 113 785,17 рублей, с 1 февраля 2026 года - 118 336,58 рублей.
Расходование средств бюджета Фонда по накопительной составляющей определено по следующим направлениям:
расходы на выплату накопительной пенсии запланированы в 2024 году в сумме 4,0 млрд рублей, в 2025 году - 6,5 млрд рублей, в 2026 году - 9,3 млрд рублей. Ожидаемое количество получателей в 2024 году составит 209,9 тыс. человек, в 2025 году - 286,1 тыс. человек, в 2026 году - 363,2 тыс. человек, а средний размер накопительной пенсии 1 605,25 рублей в 2024 году, 1 897,84 рублей в 2025 году, 2 141,93 рублей в 2026 году;
расходы на осуществление срочной пенсионной выплаты запланированы в 2024 году в сумме 1,4 млрд рублей, в 2025 году - 1,6 млрд рублей, в 2026 году - 1,8 млрд рублей. Планируемое количество получателей в 2024 году составит 48,2 тыс. человек, в 2025 году - 51,6 тыс. человек, в 2026 году - 55,1 тыс. человек при среднем размере срочной пенсионной выплаты в 2024 году 2 474,95 рублей, в 2025 году - 2 631,40 рублей, в 2026 году - 2 787,85 рублей;
расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений запланированы в 2024 году в сумме 36,4 млрд рублей, в 2025 году - 37,8 млрд рублей, в 2026 году - 40,2 млрд рублей. Планируемое количество получателей в 2024 году составит 715,3 тыс. человек, в 2025 году - 718,1 тыс. человек, в 2026 году - 749,7 тыс. человек. Планируемый средний размер единовременной выплаты в 2024 году составит 50,9 тыс. рублей, в 2025 году - 52,5 тыс. рублей, в 2026 году - 53,5 тыс. рублей.
Комитет отмечает, что с 1 января 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 10 июля 2023 года N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с нормами которого прекращается начисление страховых взносов на ОПС на финансирование накопительной пенсии и начинает действовать программа формирования долгосрочных сбережений, добровольно вступив в которую, граждане смогут перевести средства пенсионных накоплений, сформированные ранее в системе ОПС на накопительную пенсию.
Счетная палата Российской Федерации отмечает, что основные характеристики бюджета Фонда позволяют обеспечить своевременность и полноту выплаты установленных законодательством пенсий, государственных пособий и иных социальных гарантий, а также увеличение их размеров не ниже индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законом о бюджете. Поскольку Федеральный закон не содержит нормы о вступлении его в силу, то в соответствии с указанным порядком датой его вступления в силу является 1 января 2024 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", принятый Государственной Думой.
Председатель комитета |
Е.А. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.