Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Сапожникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.А. Сапожников оспаривает конституционность подпункта "б" пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регламентирует особенности переходного периода для применения предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" нового порядка установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе полномочия субъекта Российской Федерации по определению даты введения этого порядка на его территории.
Как следует из представленных материалов, определением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным и кассационным определениями, отказано в принятии поданного 30 декабря 2022 года административного искового заявления В.А. Сапожникова об установлении кадастровой стоимости ранее принадлежавшего ему и проданного им в 2021 году объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку до подачи иска в суд он не обращался в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, за установлением кадастровой стоимости. При этом доводы В.А. Сапожникова о возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с порядком, действовавшим в том налоговом периоде, в котором у него возник налогооблагаемый доход от продажи имущества, были отклонены судами со ссылкой на то, что с 1 января 2022 года на территории субъекта Российской Федерации применяется иной порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статьям 46 (часть 2), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, допуская применение с обратной силой предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" порядка установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, препятствует судебному оспариванию кадастровой стоимости.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
С принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ (пункт 19 его статьи 5) Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" был дополнен статьей 22.1, предусматривающей право заинтересованных лиц обратиться в бюджетное учреждение (созданное по решению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости) с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета в течение шести месяцев после проведения рыночной оценки объекта недвижимости (части 1, 2 и 7). В силу части 15 данной статьи принятое бюджетным учреждением по такому заявлению решение может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, одновременно с чем допускается заявление требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (пункт 1); с даты, указанной в таком решении, в субъекте Российской Федерации не применяются положения статьи 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", предусматривающие ранее действовавший порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (подпункт "б" пункта 3). Вместе с тем в силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке".
Таким образом, норма подпункта "б" пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ согласуется с общим принципом действия закона во времени и по кругу лиц, вытекающим из статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, определяя правила действия во времени предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" нового порядка установления кадастровой стоимости, распространяет его действие на заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которые были поданы после его введения. С учетом этого оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права В.А. Сапожникова, подавшего административное исковое заявление 30 декабря 2022 года, т.е. уже после введения нового порядка с 1 января 2022 года, и не лишенного права инициировать судебный пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости при условии предварительного обращения в соответствующее бюджетное учреждение.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Сапожникова Виктора Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 октября 2023 г. N 3008-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сапожникова Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом "б" пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-