Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон 73-ФЗ), Положением о Министерстве культуры Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 2 марта 2004 года N 48, Министерство культуры Омской области (далее - Министерство) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Омской области на 2024 год (далее - Программа) разработана во исполнение статьи 44 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
Программа представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
За период с 1 января 2023 года по 1 октября 2023 года управлением по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Министерства (далее - УГОКН) в рамках контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с программой проверок на основании выданных разрешений проведено 44 проверки и 27 проверок без взаимодействия с контролируемым лицом (выдано 32 предостережение о нарушении обязательных требований).
В соответствии с положениями статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ УГОКН ведется работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранные обязательства).
Охранное обязательство является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.
Охранное обязательство направляется всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 Закона N 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.
За 2023 год утверждено 38 охранных обязательств.
В силу пункта 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.
С учетом изложенного работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия, а также в орган регистрации прав, отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Отраслевая информация", в подразделе "Охрана объектов культурного наследия", в рубрике "Региональный государственный надзор в сфере сохранения, использования, популяризации расположенных на территории Омской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (http://mkt.omskportal.ru/oiv/mkt/otrasl/ohr-pam) (далее - официальный интернет-сайт Министерства), по окончании года размещается доклад об осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия и обзор правоприменительной практики, где помимо информации о состоявшихся проверках и их результатах приводятся сведения о типовых нарушениях обязательных требований нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия и возможные мероприятия по их устранению.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) непроведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
2) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия, и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);
4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
5) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия.
Ключевым риском при реализации Программы является различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами, что может привести к нарушению ими обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
УГОКН Министерства проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики за 2023 год.
УГОКН, в рамках организованной Министерством профилактической работы, в 2023 году проводились консультации по вопросам, касающимся объектов культурного наследия, по телефону, по средствам электронной почты.
Профилактическая работа осуществлялась УГОКН в течение всего 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.