Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 22.11.2023 N 749
УТВЕРЖДЕН
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 12.09.2019 N 380
Прогноз
долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года (далее также - прогноз) разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", перечня поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 января 2023 г. N Пр-144, положений Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102 (далее - Стратегия до 2035 года), Концепции устойчивого развития Чувашской Республики, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2023 г. N 231-р, государственных программ Чувашской Республики, современного состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики, с учетом трендов развития мировой и национальной экономики, действующей и перспективной системы мер государственной поддержки.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года входит в систему документов стратегического планирования Чувашской Республики и служит основой для разработки бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ Чувашской Республики и других документов стратегического планирования Чувашской Республики.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2022 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта (далее - ВРП) - 100,1 процента в сопоставимых ценах по экспертной оценке (по России объем валового внутреннего продукта - 97,9 процента);
индекс промышленного производства - 102,2 процента (по России - 100,6 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 117,8 процента (по России - 111,3 процента);
объем инвестиций в основной капитал - 125,8 процента (по России - 104,6 процента);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 105,7 процента (по России - 105,2 процента);
объем ввода жилья - 118,7 процента (по России - 111,0 процента);
потребительская инфляция - 112,2 процента (по России - 111,9 процента);
оборот розничной торговли - 95,1 процента (по России - 93,5 процента), объем платных услуг населению - 100,1 процента (по России - 105,0 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 101,2 процента (по России - 100,3 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения - 98,9 процента (по России - 99,0 процента);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 3,2 процента (по России - 3,9 процента).
В 2022 году социально-экономическое развитие Чувашской Республики характеризовалось опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России индекса промышленного производства, объема сельскохозяйственного производства, объема инвестиций в основной капитал, объема работ по виду деятельности "строительство" и ввода в действие жилья, вследствие чего была обеспечена положительная динамика объема валового регионального продукта на фоне отрицательной динамики показателя по стране. Несмотря на отрицательную динамику оборота розничной торговли, показатель сложился несколько выше, чем в целом по России. В республике темпы роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы стабильно опережали темпы ее роста в стране, в реальном выражении в регионе также обеспечена положительная динамика индикатора. Уровень безработицы в регионе значительно ниже показателя, сложившегося в среднем по стране.
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в январе - сентябре 2023 года характеризовался следующими показателями:
индекс промышленного производства - 125,3 процента (по России - 103,3 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 100,0 процента (по России - 102,9 процента) (первое полугодие 2023 года);
объем инвестиций в основной капитал - 118,8 процента (по России - 107,6 процента) (первое полугодие 2023 года);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 139,4 процента (по России - 108,8 процента);
объем ввода жилья - 74,4 процента (по России - 100,7 процента);
потребительская инфляция - 103,9 процента (по России - 104,6 процента);
оборот розничной торговли - 106,7 процента (по России - 104,7 процента);
объем платных услуг населению - 102,1 процента (по России - 104,2 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 114,8 процента (по России - 107,5 процента) (январь - август 2023 года);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 2,3 процента (по России - 3,0 процента).
В январе - сентябре 2023 года социально-экономическое развитие Чувашской Республики характеризовалось опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России индекса промышленного производства, объема работ по виду деятельности "строительство", оборота розничной торговли. В регионе наблюдается ускоренный рост инвестиционной активности. В 2023 году сохранен тренд роста среднемесячной номинальной заработной платы по Чувашской Республике темпами, опережающими среднероссийский уровень. Тренд распространяется и на реальную заработную плату. Сохраняется низкий уровень безработицы при росте реальных денежных доходов населения. Инфляция в сентябре 2023 года к декабрю предыдущего года сложилась ниже, чем в целом по России.
2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Чувашской Республики на долгосрочный период
В долгосрочной перспективе траектория социально-экономического развития Чувашской Республики будет, с одной стороны, находиться под воздействием ряда внешних и внутренних угроз, с другой - определяться результативностью реализации мер структурной перестройки экономики в рамках решения приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации:
расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств и развитие необходимой для такого сотрудничества инфраструктуры;
укрепление технологического суверенитета;
обеспечение финансового суверенитета;
опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур;
повышение благосостояния граждан;
обеспечение народосбережения, защита материнства и детства, поддержка семей, имеющих детей.
Современные мировые тенденции формируют глобальные вызовы и условия, определяющие необходимость разработки прогноза на вариативной основе с учетом перспективного влияния на региональное развитие совокупности внешних и внутренних факторов.
Основные показатели прогноза разработаны в двух вариантах:
консервативный вариант (1 вариант) основан на предпосылках ухудшения внешнеэкономических условий, что характеризуется усилением внешнеторговых ограничений, фрагментацией мировой экономики и финансовой системы, и более сдержанном восстановлении потенциала российской и региональной экономики;
базовый вариант (2 вариант) описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних и внутренних условий развития, предполагает положительную динамику деловой активности, развитие предпринимательства, обеспечение технологического суверенитета по критически важным направлениям, ускорение темпов инновационно ориентированного экономического роста.
Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период используется базовый вариант прогноза.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Чувашской Республики на долгосрочный период
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики осуществляется в условиях внешней санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации. Вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны ряда государств ключевые изменения коснулись отраслевой структуры экономики, технологий, логистических маршрутов, производственных связей, рынков сбыта, объемов производства, ценообразования, подходов к распределению рабочей силы.
К основным факторам и ограничениям (рискам) регионального развития на долгосрочный период относятся:
ужесточение действующей санкционной политики западных стран по отношению к России, что отразится на экономической ситуации как в России в целом, так и в Чувашской Республике;
замедление темпов роста мировой экономики;
жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
снижение экспорта товаров, изменение его структуры (на энергетических и финансовых рынках, в производственном секторе и в сфере логистики);
медленное восстановление производственно-логистических цепочек;
колебания мировых цен на нефть, объема ее потребления;
ослабление рубля и возможный рост инфляции на фоне углубления геополитического кризиса;
ограниченность бюджетных расходов;
резкое ускорение процесса создания и распространения качественно новых технологий, радикально меняющих рынки и производственные системы;
влияние на экономику климатических изменений, стимулирующих распространение энергосберегающих и "зеленых" технологий, ограничение импорта и потребления углеводородов и сырьевых товаров;
снижение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям экономики;
исчерпание трудовых ресурсов, занятых в экономике, недостаточность квалифицированного производственного персонала в условиях формирующихся новых рынков, создаваемых в связи с необходимостью решения проблем обеспечения технологического суверенитета, цифровизации экономики;
миграционный отток талантов и высококвалифицированных кадров в регионы и страны с более развитой экономикой, что уменьшает возможности технологического развития региона, тормозит развитие промышленного комплекса и реализацию инвестиционных и инновационных проектов, снижает конкурентоспособность региональной экономики;
снижение или недостаточные темпы восстановления потребительского спроса;
усиление дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню и темпам социально-экономического развития.
Реализация комплекса мер по адаптации региональной экономики осуществляется в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренным президиумом Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (далее - План первоочередных действий), с учетом его дополнения мерами в зависимости от изменения экономической ситуации. В республике реализуется План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике, утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 г. N 151-рг, в целях решения вопросов обеспечения финансовой стабильности, устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, наличия продовольственных и непродовольственных товаров и недопущения резкого изменения цен действует Штаб по поддержке устойчивости экономики Чувашской Республики в условиях санкционного давления.
Несмотря на риски, связанные с возможным ухудшением внешних условий регионального развития, экономика Чувашской Республики продемонстрировала устойчивость к происходящим изменениям благодаря системному подходу к региональному управлению, целостности и адаптивности реализуемой экономической политики, в рамках которой реализуются меры по:
обеспечению максимальной свободы хозяйственной деятельности за счет сокращения избыточных процедур, оптимизации контрольно-надзорной деятельности, ускорения бюджетирования, расширения мер налогового стимулирования;
обеспечению бесперебойной работы организаций и выстраиванию новых логистических и производственных цепочек за счет системной поддержки промышленности и системообразующих организаций, льготного кредитования, действия программы импортозамещения;
переориентации регионального экспорта на рынки дружественных стран, выстраиванию новых логистических коридоров;
поддержке спроса в региональной экономике посредством действия программ льготного кредитования, грантовой поддержки бизнеса, применения мер содействия расширению импорта;
формированию благоприятного инвестиционного климата за счет введения новых форм государственной поддержки инвесторов, создания полюсов инвестиционного развития, пересмотра инфраструктурных проектов в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов;
внедрению принципов клиентоцентричности и упрощению администрирования мер государственной поддержки на основе цифровизации процессов;
расширению возможностей для обеспечения занятости населения за счет предотвращения закрытия производств, действия программ переобучения, расширения перечня мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
4. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики. От того, насколько успешно в прогнозируемом периоде будут развиваться основные отрасли экономики, будет зависеть рост ВРП.
В 2021 году основной отраслью экономики Чувашской Республики, формирующей около четверти ВРП, являлась промышленность (обрабатывающие производства). Второе место по значимости занимала деятельность по операциям с недвижимым имуществом (15,2 процента), затем - оптовая и розничная торговля (12,8 процента), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (8,0 процента), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (6,1 процента), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (5,5 процента), строительство (5,4 процента), транспортировка и хранение (4,6 процента), образование (4,3 процента).
По прогнозу, ВРП по базовому варианту в 2023 году составит 105,1 процента к уровню предыдущего года, в 2025 году - 102,8 процента, в 2030 году - 102,5 процента, в 2035 году - 102,6 процента. Объем ВРП увеличится к 2035 году в 2,2 раза к уровню 2022 года.
Драйверами экономического роста в отраслевом разрезе выступят отрасли, ориентированные на формирование предложения, обеспечивающие импортозамещение и инвестиционно-инновационную модель развития: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство и транспорт, сфера информационных технологий, отрасли социальной сферы - здравоохранение и социальные услуги, образование. По мере переориентации на новые рынки в структуре роста будет повышаться роль экспорта.
Индекс промышленного производства в 2023 году по базовому варианту прогноза составит 115,5 процента к предыдущему году, в 2025 году - 104,1 процента, в 2030 году - 102,6 процента, в 2035 году - 103,1 процента.
Формирование технологического суверенитета, импортозамещение, для обеспечения которого в рамках Плана первоочередных действий на федеральном уровне реализуется целый комплекс мер, предусматривающих обнуление импортных пошлин, упрощение ввоза продукции, особый режим декларирования, кластеризация экономики, расширение объемов и спектра мер государственной поддержки промышленного бизнеса рассматриваются как перспективные направления развития промышленного сектора региональной экономики.
В условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний промышленный бизнес Чувашии ориентирован на локализацию производств в высокотехнологичных отраслях, применение новых технологий, в том числе искусственного интеллекта, что позволяет существенно увеличить скорость его адаптации к меняющимся условиям, повысить эффективность работы, справиться с возникающим дефицитом ресурсов.
Чувашия первой среди регионов страны вышла на заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК 2.0) по созданию производства тракторной техники. В рамках его реализации ООО "Завод "Агромаш" (входит в структуру ООО "МИГ "КТЗ") создает производство тракторной техники малой и средней мощности. Главная цель проекта - освоение серийного производства колесных тракторов тягового класса 1,4 с глубокой локализацией основных узлов и деталей. Универсальный колесный трактор мощностью 40-90 л.с. может применяться в сельскохозяйственной, лесохозяйственной, коммунальной, дорожно-строительной и прочих видах деятельности.
Инвестиционные вложения в проект составили 1,3 млрд. рублей, что позволит организовать дополнительные рабочие места в количестве свыше 530 единиц. Объем налоговых и страховых отчислений - 3,7 млрд. рублей (2 млрд. рублей в федеральный бюджет, свыше 1,6 млрд. рублей в республиканский бюджет Чувашской Республики и муниципальный бюджет). Общий объем произведенной продукции - свыше 49 млрд. рублей.
В ходе реализации проекта планируется получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в составе современной технологии "Технология производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40-90 л. с.".
Всего в регионе реализуется 2 СПИК 2.0. Вторым стал проект "Технология производства перекиси водорода антрахиноновым методом" с объемом привлеченных инвестиций 8,6 млрд. рублей (всего - 11,1 млрд. рублей). Количество рабочих мест, создаваемых в ходе реализации проекта, составит 110 единиц. Минимальный объем налоговых отчислений составит 731,1 млн. рублей.
В 2022 году в Чувашской Республике начата реализация проектов по созданию частных промышленных парков: технопарка "АБАТ" и индустриального парка "МАШЗАВОД". В 2023 году начата реализация еще одного проекта по созданию частного промышленного технопарка "ВОЛГАХИМ". Общая стоимость проектов составляет 2,5 млрд. рублей.
К 2033 году в рамках этого направления планируется создание 790 рабочих мест, льготный доступ к площадям парков получат 38 субъектов малого и среднего предпринимательства. Объем выручки резидентов парков накопленным итогом составит 22,6 млрд. рублей, объем налоговых платежей резидентов в бюджеты всех уровней - 2,7 млрд. рублей, объем инвестиций в основной капитал резидентов парков - более 2,7 млрд. рублей.
Функционирование технопарка "АБАТ" направлено на производство торгово-технологического оборудования для пищевой промышленности, на его площадях к 2032 году будет размещено 9 производственных компаний. Промышленный технопарк "АБАТ" в декабре 2022 года включен в реестр Минпромторга России как соответствующий требованиям законодательства.
Специализацией парка "МАШЗАВОД" является машиностроение и металлообработка, на его площадях к 2032 году будет размещено 15 производственных компаний. Общая площадь парка - 17,04 га. Стоимость проекта составляет 624,1 млн. рублей.
На площадках технопарка "ВОЛГАХИМ" создается производство малотоннажной химии и композитных материалов на основе стекловолокна, эпоксидных и полиэфирных смол. Общая площадь парка - 1,6 га. Стоимость проекта составляет 1,1 млрд. рублей.
В республике уже действуют 3 индустриальных парка:
индустриальный парк (1 очередь) г. Чебоксары - универсальная специализация, площадь - 23,1 га, 9 резидентов;
индустриальный парк (2 очередь) г. Чебоксары - универсальная специализация, площадь - 23,6 га, 11 резидентов;
индустриальный парк "Канаш" - универсальная специализация, площадь - 37,4 га.
В целях улучшения инвестиционного климата в Чувашской Республике для реализации крупных инвестиционных проектов проводится работа по активизации следующих направлений поддержки инвестиционной деятельности:
защита прав инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов путем заключения специальных инвестиционных контрактов (снижены ставки налогов на прибыль организаций до 0 процентов, на имущество организаций до 0,1 процента);
реализация мероприятий по поддержке промышленных предприятий республики в рамках программ АУ "Фонд развития промышленности Чувашской Республики" Минпромэнерго Чувашии (далее - Фонд), в том числе по поддержке производства и реализации пилотных партий продукции, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, корректировки технологической документации. Продолжается выдача займов по региональным программам Фонда "Промышленность", "Инвестиционная деятельность", "Обновление", "Выполнение НИОКР", "Производство и реализация пилотной партии продукции", "Корректировка технологической документации", "Проекты лесной промышленности" и "Предоставление займов организациям с государственным участием"; по совместным программам Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда "Проекты развития", "Комплектующие изделия", "Производительность труда", "Лесная промышленность";
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2023 г. N 194 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями и Положения о Комиссии по проведению отбора на получение поддержки промышленными предприятиями";
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2023 г. N 195 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования, и Положения о Комиссии по проведению отбора на предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования";
проведение специализированных выставок, презентаций, визитов и активное участие промышленных предприятий в Чувашской Республике в них;
оказание содействия в расширении взаимодействия со стратегическими партнерами путем проведения встреч, совещаний и иных отраслевых мероприятий;
проведение организационных мероприятий по развитию кооперационных связей и организации взаимовыгодного сотрудничества хозяйствующих субъектов регионов Российской Федерации.
Важным фактором экономического роста в среднесрочном периоде станет реализация региональных проектов Чувашской Республики в рамках национального проекта "Производительность труда", что позволит к 2024 году вовлечь в выполнение мероприятий не менее 60 предприятий и обеспечить на них ежегодный прирост производительности труда не менее 5 процентов.
Ориентация Чувашской Республики на устойчивость развития обозначила новые перспективные направления развития региональной промышленности:
внедрение экологически эффективных инновационных технологий, технологий, способствующих сокращению использования в производственном цикле углеводородного сырья и общему сокращению объемов образования отходов, вовлечению в производство биоразлагаемых материалов;
внедрение в химической промышленности ресурсо- и энергоэффективных технологий, распространение технологий производства с низким уровнем выбросов парниковых газов;
использование вторичных ресурсов в производстве в рамках экономики замкнутого цикла; развитие производств по переработке древесных отходов и малоценной древесины с получением отечественных специализированных продуктов для нужд сельского хозяйства;
переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования;
установление целевых критериев устойчивого развития для крупных промышленных и энергетических объектов с определением сроков и механизмов перехода на наилучшие доступные технологии;
внедрение критериев ответственного ведения бизнеса в оценку деятельности производственных компаний при получении государственной поддержки.
Прогнозные показатели экономического развития агропромышленного комплекса (далее также - АПК) Чувашской Республики определены исходя из задач Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, мероприятий государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. N 433. При разработке прогнозных показателей в сфере АПК учтены региональные тренды развития, сформированные на основе анализа сложившейся в отрасли ситуации, фактических данных Чувашстата по промежуточным итогам 2023 года, макроэкономические индикаторы прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, по оценке, в 2023 году с учетом погодных условий и высокой базы относительно 2022 года на фоне рекордных урожаев составит 63,8 млрд. рублей, или 98,0 процента в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. В 2025 году объем производства продукции сельского хозяйства (базовый вариант) составит 74,6 млрд. рублей, или 100,9 процента, в 2030 году - 105,8 млрд. рублей, или 101,1 процента, в 2035 году - 146,4 млрд. рублей, или 101,2 процента.
Важнейшим фактором достижения прогнозируемых объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции по-прежнему является сохранение благоприятных условий для привлечения инвестиций. В 2023 - 2026 годах запланировано к реализации 169 инвестиционных проектов на сумму 6,6 млрд. рублей с созданием 517 рабочих мест.
Основными приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса будут:
развитие перспективных направлений: сыроделия, ягодоводства, тепличного овощеводства;
возделывание новых культур, способных повысить эффективность сельскохозяйственного производства;
модернизация материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса, развитие селекции и семеноводства, развитие науки и инновационной деятельности;
строительство новых, реконструкция и модернизация действующих хранилищ зерна, картофеля, овощей и фруктов на основе инновационных технологий и современного оборудования, оснащение их технологическим и холодильным оборудованием;
строительство новых молочных ферм и ферм по выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота молочных пород, модернизация действующих молочных ферм;
техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства (приобретение техники и оборудования), техническое перевооружение в рамках приоритетных подотраслей АПК;
эффективное орошение сельскохозяйственных земель, восстановление и повышение плодородия почв до оптимального уровня, реализация проектов земледелия на деградированных землях;
распространение применения медленно действующих минеральных удобрений и удобрений с ингибиторами процессов нитрификации, дифференцированное внесение агрохимикатов, развитие "точного" земледелия;
использование прогрессивных агрономических методов (регенеративных технологий), повышающих урожайность и способствующих более интенсивному поглощению остаточного углерода;
сокращение числа этапов или технологических операций полного цикла получения товарной продукции растениеводства, развитие производств на основе ресурсосберегающих земледельческих технологий и использования высокопродуктивного посевного материала;
внедрение бережливых технологий, базирующихся на использовании нового поколения тракторов и сельскохозяйственных машин с низким коэффициентом выбросов углекислого газа в атмосферу, сохранение баланса вносимых минеральных удобрений;
развитие рынка экологически безопасных продуктов и технологий, реализация проектов, направленных на увеличение доли глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками.
По прогнозной оценке, общий объем инвестиций в основной капитал по региону в 2023 году составит 110,4 млрд. рублей, или 109,8 процента к уровню 2022 года. В 2025 году предполагается увеличение объема инвестиций (базовый вариант) до 128,6 млрд. рублей, или 102,8 процента, в 2030 году - до 177,7 млрд. рублей, или 102,5 процента, в 2035 году - до 248,2 млрд. рублей, или 104,0 процента.
Прогнозируемый рост инвестиций будет связан с реализацией проектов на создаваемых в регионе территориях с преференциальным режимом, которые следует рассматривать как перспективные точки экономического роста всей Чувашской Республики:
особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Новочебоксарск" (далее - ОЭЗ), которая создана постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2022 г. N 1977 "О создании на территории муниципального образования город Новочебоксарск Чувашской Республики особой экономической зоны промышленно-производственного типа"; мультипликативный эффект от реализации этого проекта - свыше 1 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест, около 15 млрд. рублей привлеченных инвестиций, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 3,7 млрд. рублей;
территория опережающего социально-экономического развития (город Канаш) - в реестре резидентов на текущий год зарегистрированы 9 резидентов, вложено 897,6 млн. рублей инвестиций, создано 271 рабочее место;
индустриальные парки Батыревского муниципального округа и города Новочебоксарска, созданные в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 865-р (ред. от 20 мая 2022 г.) (далее - индивидуальная программа); потенциальными резидентами индустриального парка г. Новочебоксарска на текущий год являются 9 организаций, стоимость проектов составляет 1,9 млрд. рублей, планируется создание более 700 рабочих мест. В индустриальный (агропромышленный) парк Батыревского муниципального округа заявлено 7 потенциальных резидентов; стоимость проектов - свыше 400 млн. рублей, предполагается создание порядка 80 рабочих мест;
частные технопарки.
По прогнозу, объем работ по виду деятельности "Строительство" по базовому варианту в 2025 году составит 103,0 процента к уровню предыдущего года, в 2030 году - 103,8 процента, в 2035 году - 104,3 процента.
Повышению темпов роста объема работ по виду деятельности "строительство" будет способствовать реализация социальных проектов и программ, региональных проектов, таких как:
региональный проект Чувашской Республики "Дорожная сеть";
региональный проект Чувашской Республики "Чистая вода";
региональный проект Чувашской Республики "Оздоровление Волги";
региональный проект Чувашской Республики "Формирование комфортной городской среды", предусматривающий благоустройство дворовых территорий и общественных пространств, а также мест массового отдыха населения (парков);
региональный проект Чувашской Республики "Жилье", включающий мероприятия по стимулированию жилищного строительства;
индивидуальная программа.
Реализация социальных проектов за счет бюджетных средств будет продолжена до 2026 года, таким образом, потенциал строительного комплекса республики будет использован в полном объеме.
Ввод жилья за счет всех источников финансирования по базовому варианту в 2025 году составит 101,0 процента к уровню предыдущего года, в 2030 году - 100,0 процента, в 2035 году - 100,0 процента. Основным направлением развития жилищного строительства в республике выступает строительство многоквартирного жилья, в том числе стандартного жилья.
Оба варианта прогноза инфляции предполагают ее замедление и выход на темпы, приближенные к среднероссийским. Индекс потребительских цен к концу 2023 года составит, по оценке, 106,9 процента (к декабрю предыдущего года). В условиях завершения перестройки производственно-логистических цепочек инфляция в 2024 году по базовому варианту прогнозируется 4,3 процента, в 2025 году - 4,1 процента, в 2030 году - 4,3 процента, в 2035 году - 4,1 процента.
Относительному сохранению темпов инфляции на среднесрочную перспективу будут способствовать развитие производств и переориентация на импортные поставки из дружественных и нейтральных стран, умеренное повышение доходов населения, укрепление номинального курса рубля, рост предложения товаров, а также реализация мер по сбалансированию товарных рынков.
В долгосрочной перспективе ожидается сохранение темпов роста цен в результате проведения единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение ценовой стабильности, а также восстановление потребительского спроса. Продолжение реализации Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования обеспечит закрепление инфляции на уровне, приближенном к целевому значению, 4,1 процента до конца 2035 года.
По прогнозу, оборот розничной торговли по базовому варианту в 2025 году составит 103,1 процента к уровню 2022 года, в 2030 году - 102,9 процента, в 2035 году - 104,1 процента. Объем оборота розничной торговли увеличится к 2035 году в 2,3 раза к уровню 2022 года.
Объем платных услуг населению в 2025 году по базовому варианту прогноза составит 79,2 млрд. рублей, или 102,5 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году, в 2030 году - 98,2 млрд. рублей, или 101,9 процента, в 2035 году - 118,1 млрд. рублей, или 102,5 процента.
Положительная динамика показателей развития рынка потребительских товаров и услуг в долгосрочной перспективе основывается на перспективном росте реальных располагаемых денежных доходов населения, повышении устойчивости и динамичном росте экономики, стабильно низком уровне инфляции. Рост реальной заработной платы наряду с ростом потребительского кредитования также продолжит оказывать поддержку потребительскому спросу.
Согласно прогнозу (базовый вариант) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Чувашской Республике в 2025 году оценивается на уровне 57,8 тыс. рублей, или 107,8 процента к предыдущему году, в 2030 году - 82,5 тыс. рублей, или 107,5 процента, в 2035 году - 116,8 тыс. рублей, или 107,4 процента.
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозируемый период будут направлены следующие меры:
ежегодное повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с требованиями трудового законодательства;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников;
проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы;
проведение мероприятий по выявлению и снижению неформальной занятости, обеспечению своевременности и полноты выплаты заработной платы.
Во внебюджетном секторе экономики рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда.
Положительная динамика показателей развития сферы торговли и платных услуг населению основывается на перспективном росте реальных располагаемых денежных доходов населения, расширении потребительского спроса, принимаемых Банком России мерах по сдерживанию инфляции.
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по базовому варианту в 2025 году составит 102,6 процента к уровню предыдущего года, в 2030 году - 102,2 процента, в 2035 году - 102,7 процента. Повышению реальных располагаемых денежных доходов населения будут способствовать устойчивый и динамичный экономический рост, стабильный уровень инфляции, постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной поддержки и роста деловой активности населения и бизнеса (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсионное обеспечение, социальные выплаты).
В 2022 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 14,8 процента, в 2023 году, по предварительной оценке, она снизится до 14,1 процента. По мере восстановления роста денежных доходов населения при стабильно низком уровне инфляции (по базовому варианту) уровень бедности прогнозируется с постепенным снижением к 2035 году до 7,5 процента. Сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в прогнозируемом периоде будет способствовать комплекс реализуемых системных мер, в их числе:
системная индексация выплат, пособий и компенсаций на региональном уровне;
противодействие теневой занятости в соответствии с действующим законодательством, предусматривающее постоянный мониторинг неформальной занятости, организацию информационно-разъяснительной работы, проведение контрольных и надзорных мероприятий по вопросам соблюдения требований трудового законодательства, осуществление обмена информацией с УФНС России по Чувашской Республике о заключенных государственных (муниципальных) контрактах на строительство (реконструкцию) и ремонт объектов;
повышение финансовой грамотности малоимущего населения и проведение информационной работы с малоимущими семьями;
оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта;
актуализация региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Чувашской Республике" на период до 2030 года" с учетом принятых на федеральном уровне решений по повышению благосостояния населения;
анализ отраслевыми исполнительными органами Чувашской Республики причин выплаты организациями заработной платы ниже величины прожиточного минимума и ниже величины минимального размера оплаты труда;
представление исполнительными органами Чувашской Республики - соисполнителям региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Чувашской Республике" на период до 2030 года" в Кабинет Министров Чувашской Республики предложений по изменению законодательства Российской Федерации в части повышения благосостояния малоимущего населения по курируемым направлениям;
инвентаризация исполнительными органами Чувашской Республики региональных мер государственной поддержки юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей с целью установления критерия получения бюджетных средств при условии выплаты заработной платы работникам в размере не ниже величины (1,58 величины) минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", либо обеспечения средней заработной платы работников не ниже средней по отрасли в регионе;
обеспечение повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы и в отраслях экономики не ниже уровня индекса потребительских цен.
Одним из факторов, определяющих развитие регионального рынка труда в долгосрочной перспективе, являются нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста и снижением численности рабочей силы, что, в свою очередь, вызвано демографическими изменениями. Динамика численности населения региона определяется комплексом факторов, основными из которых являются естественное движение (рождаемость, смертность), состояние межрегиональных миграционных процессов, социально-экономическая привлекательность территорий.
При базовом варианте прогноза общий коэффициент рождаемости к 2035 году составит 8,7 родившегося на 1 тыс. человек населения (рост по сравнению с показателем 2022 года на 3,6 процента), общий коэффициент смертности снизится до 12,3 на 1 тыс. человек населения (снижение по сравнению с показателем 2022 года на 7,5 процента). Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности, что тем не менее не может скомпенсировать тенденции в рождаемости, связанные с сокращением числа женщин ранне- и среднерепродуктивного возраста (20 лет - 34 года), а также откладыванием рождения первого ребенка на более поздний период, и приведет к сохранению естественной убыли населения.
В условиях ограниченности трудового потенциала региона важнейшей задачей становится повышение эффективности использования трудовых ресурсов и привлекательности региона для внешней рабочей силы.
В результате реализации активной политики занятости и социальной поддержки безработных граждан ситуация на рынке труда республики ожидается стабильной. В прогнозируемом периоде при базовом варианте уровень безработицы по методологии Международной организации труда снизится с 3,2 процента в 2022 году до 2,2 процента в 2035 году.
Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет направлено прежде всего на создание условий для обеспечения экономики республики высокопрофессиональными кадрами и повышение эффективности их использования, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, в том числе на развитие и модернизацию всех уровней профессионального образования и форм реализации образовательных программ, ориентированных на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы.
5. Основные параметры государственных программ Чувашской Республики
В Чувашской Республике с 2012 года осуществлен переход на формирование и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики на основе государственных программ Чувашской Республики, которые являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
В настоящее время удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составляет 100 процентов. Проведена автоматизация процессов управления реализацией государственных программ Чувашской Республики и оценки эффективности их реализации.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588 о переходе с 1 января 2024 г. на новую систему управления государственными программами в настоящее время в Чувашской Республике осуществляется трансформация государственных программ Чувашской Республики по проектному принципу. Их количество останется прежним - планируется продолжить реализацию 24 государственных программ Чувашской Республики.
Основные показатели прогноза долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года, разработанные с учетом основных параметров государственных программ Чувашской Республики и основных показателей развития по отдельным видам экономической деятельности на долгосрочный период, приведены в приложении N 1 к настоящему прогнозу.
6. Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики, в том числе потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
Прогноз численности трудовых ресурсов и занятых в экономике рассчитан на основе динамики демографических показателей за последние 5 лет с учетом сложившихся трендов экономического развития и действующего прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2024 - 2026 годы:
уменьшение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте - по прогнозной оценке, за 2022 - 2035 годы убыль составит 1,3 тыс. человек, или 0,2 процента;
увеличение численности занятых в экономике - к 2035 году численность населения, занятого в экономике, предполагается на уровне 518,2 тыс. человек, что составит около 4,7 процента к 2022 году;
стабильное уменьшение численности населения, не занятого в экономике (на 35,9 тыс. чел., или на 29,4 процента).
Наиболее ресурсоемкими отраслями в структуре занятости населения республики в разрезе видов экономической деятельности являются обрабатывающие производства, где занято 19,6 процента от общей численности занятых в экономике, оптовая и розничная торговля - 16,5 процента, строительство - 9,8 процента, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство - 9,0 процента, образование - 8,4 процента.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики до 2035 года приведен в приложении N 2 к настоящему прогнозу.
Приложение N 1
к прогнозу долгосрочного
социально-экономического развития
Чувашской Республики
на период до 2035 года
Основные показатели
прогноза долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года
Наименование показателей |
Вариант |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||||||||||||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
2031 г. |
2032 г. |
2033 г. |
2034 г. |
2035 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. человек, из них: |
1 |
1203,2 |
1178,5 |
1169,1 |
1158,0 |
1148,7 |
1137,2 |
1131,6 |
1124,2 |
1117,5 |
1111,3 |
1105,2 |
1099,1 |
1093,1 |
1088,2 |
1083,8 |
2 |
1162,1 |
1156,9 |
1150,0 |
1142,6 |
1137,5 |
1133,5 |
1129,5 |
1125,6 |
1121,6 |
1117,7 |
1114,4 |
1111,0 |
||||
в трудоспособном возрасте, тыс. человек |
1 |
664,0 |
649,7 |
639,3 |
629,1 |
619,6 |
611,0 |
607,9 |
600,0 |
593,4 |
587,5 |
582,2 |
577,5 |
573,5 |
569,5 |
565,5 |
2 |
632,3 |
625,9 |
620,3 |
615,4 |
611,0 |
607,4 |
604,3 |
601,9 |
600,1 |
598,9 |
597,7 |
596,5 |
||||
старше трудоспособного возраста, тыс. человек |
1 |
288,4 |
294,6 |
298,7 |
301,4 |
302,3 |
302,6 |
303,2 |
303,8 |
304,4 |
305,7 |
306,9 |
308,1 |
308,7 |
309,3 |
310,0 |
2 |
302,6 |
305,0 |
306,2 |
307,8 |
309,0 |
310,2 |
311,8 |
313,4 |
314,9 |
315,9 |
316,8 |
317,8 |
||||
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения |
1 |
9,2 |
8,4 |
8,1 |
7,7 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
7,3 |
7,4 |
7,4 |
7,5 |
7,6 |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
2 |
8,1 |
7,9 |
7,8 |
7,7 |
7,7 |
7,8 |
7,8 |
7,9 |
8,0 |
8,2 |
8,4 |
8,7 |
||||
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
1 |
17,0 |
13,3 |
12,9 |
12,8 |
12,8 |
12,7 |
12,7 |
12,6 |
12,6 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,4 |
2 |
12,7 |
12,7 |
12,6 |
12,6 |
12,5 |
12,5 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,3 |
||||
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
1 |
-7,8 |
-4,9 |
-4,8 |
-5,1 |
-5,3 |
-5,3 |
-5,4 |
-5,3 |
-5,2 |
-5,1 |
-5,0 |
-4,9 |
-4,8 |
-4,7 |
-4,5 |
2 |
-4,6 |
-4,8 |
-4,8 |
-4,9 |
-4,8 |
-4,7 |
-4,6 |
-4,5 |
-4,4 |
-4,2 |
-4,0 |
-3,6 |
||||
Индекс потребительских цен: |
|
|||||||||||||||
декабрь к декабрю, процентов к предыдущему году |
1 |
108,9 |
112,2 |
106,9 |
105,2 |
103,8 |
103,9 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
103,9 |
103,8 |
103,9 |
103,9 |
103,8 |
2 |
104,3 |
104,1 |
104,2 |
104,1 |
104,3 |
104,3 |
104,3 |
104,2 |
104,1 |
104,2 |
104,2 |
104,1 |
||||
в среднем за год, процентов к предыдущему году |
1 |
106,8 |
114,7 |
105,1 |
107,2 |
104,2 |
104,0 |
103,8 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
103,8 |
103,8 |
103,8 |
103,9 |
103,7 |
2 |
106,6 |
104,1 |
104,2 |
104,0 |
104,1 |
104,3 |
104,4 |
104,1 |
104,2 |
104,2 |
104,2 |
104,1 |
||||
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) |
|
|||||||||||||||
млн. рублей |
1 |
392957,9 |
440946,3* |
477801,0 |
502478,5 |
534064,8 |
570363,1 |
599223,4 |
628325,9 |
658185,2 |
688767,8 |
720798,3 |
754318,3 |
789403,9 |
826925,8 |
865394,4 |
2 |
510836,2 |
547195,5 |
586134,5 |
621219,3 |
656494,0 |
692417,3 |
728890,4 |
768028,9 |
810055,5 |
853557,1 |
900268,0 |
948614,2 |
||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
102,6 |
100,1* |
105,1 |
102,4 |
102,1 |
102,1 |
102,0 |
102,1 |
101,8 |
101,5 |
101,8 |
101,8 |
101,9 |
101,9 |
102,0 |
2 |
103,0 |
102,8 |
102,7 |
102,6 |
102,7 |
102,4 |
102,5 |
102,4 |
102,4 |
102,6 |
102,5 |
102,6 |
||||
Индекс промышленного производства, процентов к предыдущему году |
1 |
98,9 |
102,2 |
115,5 |
103,1 |
103,2 |
102,2 |
101,9 |
101,6 |
101,3 |
101,4 |
101,0 |
101,8 |
101,3 |
101,5 |
101,7 |
2 |
105,2 |
104,1 |
103,5 |
103,1 |
102,7 |
102,5 |
102,6 |
102,1 |
102,9 |
102,5 |
102,8 |
103,1 |
||||
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
|
|||||||||||||||
млн. рублей |
1 |
49460,6 |
64532,3 |
63780,0 |
69500,0 |
72250,0 |
76300,0 |
81011,4 |
86265,4 |
92218,7 |
96842,6 |
101803,9 |
107445,3 |
113852,2 |
120644,6 |
127216,5 |
2 |
70900,0 |
74550,0 |
79550,0 |
85541,7 |
92341,0 |
99969,3 |
105819,2 |
112789,9 |
120927,7 |
128138,6 |
138726,5 |
146428,0 |
||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
89,9 |
117,8 |
98,0 |
101,7 |
100,1 |
101,5 |
101,7 |
101,9 |
102,2 |
100,3 |
100,5 |
100,9 |
101,4 |
101,5 |
101,1 |
2 |
104,0 |
100,9 |
102,5 |
103,0 |
103,3 |
103,5 |
101,1 |
101,9 |
102,5 |
103,3 |
103,7 |
101,2 |
||||
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования |
|
|||||||||||||||
млн. рублей |
1 |
63872,1 |
93777,0 |
110381,7 |
118413,9 |
126827,9 |
135713,2 |
143835,6 |
152149,3 |
159687,4 |
167930,5 |
177638,5 |
187907,8 |
198191,1 |
211280,4 |
225232,5 |
2 |
119123,6 |
128582,0 |
138661,8 |
147963,3 |
158041,9 |
167499,2 |
177695,7 |
189984,2 |
202926,3 |
215702,0 |
231286,0 |
248234,6 |
||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
108,3 |
125,8 |
109,8 |
101,3 |
102,2 |
102,3 |
102,5 |
102,5 |
101,7 |
102,0 |
102,7 |
102,7 |
102,5 |
103,6 |
103,7 |
2 |
102,1 |
102,8 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
102,4 |
102,5 |
103,3 |
103,3 |
102,9 |
103,9 |
104,0 |
||||
Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" |
|
|||||||||||||||
млн. рублей |
1 |
45482,3 |
54506,7 |
55395,1 |
54008,9 |
55197,1 |
56411,4 |
57708,9 |
59151,6 |
60689,5 |
62449,5 |
64447,9 |
66510,2 |
68638,5 |
71040,8 |
73527,2 |
2 |
54125,3 |
55749,1 |
57421,6 |
59201,7 |
61155,4 |
63295,8 |
65701,0 |
68329,0 |
71062,2 |
73904,7 |
77082,6 |
80397,2 |
||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
112,0 |
105,7 |
106,0 |
101,3 |
102,2 |
102,2 |
102,3 |
102,5 |
102,6 |
102,9 |
103,2 |
103,2 |
103,2 |
103,5 |
103,5 |
2 |
102,3 |
103,0 |
103,0 |
103,1 |
103,3 |
103,5 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,3 |
104,3 |
||||
Ввод в действие жилых домов, |
|
|||||||||||||||
тыс. кв. метров общей площади |
1 |
716,7 |
850,6 |
851,5 |
783,0 |
783,8 |
785,0 |
856,5 |
856,5 |
1 061,7 |
1 061,7 |
929,2 |
929,2 |
929,2 |
929,2 |
929,2 |
2 |
855,8 |
864,0 |
877,0 |
931,0 |
931,0 |
1 154,0 |
1 154,0 |
1 010,0 |
1 010,0 |
1 010,0 |
1 010,0 |
1 010,0 |
||||
темп роста, процентов к предыдущему году |
1 |
124,1 |
118,7 |
100,1 |
92,0 |
100,1 |
100,2 |
109,1 |
100,0 |
124,0 |
100,0 |
87,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2 |
100,5 |
101,0 |
101,5 |
106,2 |
100,0 |
124,0 |
100,0 |
87,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||||
Оборот розничной торговли |
|
|||||||||||||||
млн. рублей |
1 |
199903,7 |
220987,9 |
242467,9 |
259966,8 |
277935,7 |
296005,7 |
315556,9 |
336400,7 |
357230,0 |
378244,0 |
399325,8 |
421999,6 |
446830,0 |
473576,4 |
502890,7 |
2 |
261497,3 |
277691,8 |
294888,7 |
314367,3 |
335455,1 |
356575,3 |
377556,6 |
398995,7 |
422471,4 |
449060,1 |
477777,5 |
508805,8 |
||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
108,0 |
95,1 |
104,0 |
102,6 |
102,8 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
102,7 |
102,5 |
102,3 |
102,6 |
103,0 |
103,3 |
103,6 |
2 |
103,8 |
103,1 |
103,2 |
103,4 |
103,6 |
103,2 |
102,9 |
102,8 |
103,1 |
103,6 |
103,8 |
104,1 |
||||
Платные услуги населению |
|
|||||||||||||||
млн. рублей |
1 |
57854,5 |
62759,8 |
69921,4 |
74390,8 |
78989,7 |
82743,4 |
86931,0 |
91509,8 |
95766,2 |
99827,2 |
103754,2 |
107836,9 |
112301,3 |
117181,5 |
122394,1 |
2 |
74392,9 |
79150,4 |
82751,7 |
86601,3 |
90717,6 |
94659,9 |
98194,6 |
101661,5 |
105250,8 |
109180,8 |
113479,1 |
118060,8 |
||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
112,0 |
100,1 |
102,4 |
102,3 |
102,0 |
101,8 |
102,1 |
102,4 |
101,9 |
101,5 |
101,3 |
101,4 |
101,6 |
101,9 |
102,1 |
2 |
102,5 |
102,5 |
102,5 |
102,6 |
102,8 |
102,4 |
101,9 |
101,7 |
101,8 |
102,0 |
102,3 |
102,5 |
||||
Численность рабочей силы (в возрасте 15-72 лет), тыс. человек |
1 |
608,4 |
594,5 |
597,7 |
599,3 |
602,4 |
603,4 |
604,6 |
606,0 |
607,2 |
608,5 |
609,7 |
610,9 |
612,1 |
613,3 |
614,6 |
2 |
600,4 |
603,5 |
604,7 |
605,9 |
607,3 |
608,5 |
609,8 |
611,0 |
612,2 |
613,4 |
614,6 |
615,9 |
||||
Среднегодовая численность занятых в экономике (по данным баланса трудовых ресурсов), тыс. человек |
1 |
494,1 |
495,0 |
497,6 |
498,8 |
501,6 |
504,0 |
505,7 |
507,3 |
508,7 |
510,1 |
511,5 |
512,9 |
514,3 |
515,7 |
517,1 |
2 |
499,9 |
502,7 |
505,1 |
506,8 |
508,4 |
509,8 |
511,2 |
512,6 |
514,0 |
515,4 |
516,8 |
518,2 |
||||
Фонд заработной платы, млн. рублей |
1 |
124541,8 |
143090,2 |
167300,2 |
182 426,9 |
194 968,6 |
207 471,8 |
220 265,6 |
233 832,2 |
247 734,9 |
261 689,8 |
275 355,2 |
290 320,8 |
306 674,5 |
324 884,6 |
344 870,5 |
2 |
183 786,0 |
197 705,4 |
211 840,4 |
227 061,5 |
242 662,5 |
259 055,8 |
276 257,1 |
293 459,6 |
310 885,0 |
330 294,1 |
351 924,8 |
376 077,4 |
||||
Среднемесячная начисленная заработная плата, рублей |
1 |
35798,6 |
41527,0 |
48628,1 |
53 247,8 |
57 028,4 |
60 792,3 |
64 865,3 |
69 276,2 |
73 987,0 |
78 944,1 |
84 075,4 |
89 540,4 |
95 539,6 |
102 131,8 |
109 178,9 |
2 |
53 588,2 |
57 768,1 |
61 985,1 |
66 572,0 |
71 431,8 |
76 717,7 |
82 471,6 |
88 492,0 |
94 597,9 |
101 314,4 |
108 710,4 |
116 754,9 |
||||
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
1 |
104,1 |
98,9 |
106,8 |
102,1 |
102,3 |
102,4 |
102,3 |
102,1 |
101,9 |
101,7 |
101,8 |
101,9 |
102,0 |
102,1 |
102,2 |
2 |
102,7 |
102,6 |
102,6 |
102,7 |
102,6 |
102,3 |
102,2 |
102,4 |
102,5 |
102,5 |
102,6 |
102,7 |
||||
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, процентов от общей численности населения |
1 |
15,7 |
14,8 |
14,1 |
13,8 |
13,1 |
12,6 |
12,0 |
11,6 |
11,2 |
10,9 |
10,5 |
10,1 |
9,7 |
9,3 |
9,0 |
2 |
13,3 |
12,6 |
11,9 |
11,2 |
10,6 |
10,0 |
9,2 |
8,8 |
8,5 |
8,2 |
7,8 |
7,5 |
||||
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), процентов к численности рабочей силы |
1 |
4,8 |
3,2 |
2,7 |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
2 |
2,7 |
2,6 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
||||
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец периода), процентов к численности рабочей силы |
1 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
2 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
------------------------------
* Оценка.
------------------------------
Приложение N 2
к прогнозу долгосрочного
социально-экономического
развития Чувашской Республики
до 2035 года
Прогноз
баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики до 2035 года
(тыс. человек)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2023 г. N 749 "О внесении изменения в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.