Постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 ноября 2023 г. N 593
"Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 ноября 2022 г. N 487 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 25 ноября 2022 г., N 24112022040414), кроме пункта 2.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства |
Ю. Зайцев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 23 ноября 2023 г. N 593
Основные направления
государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика) разработаны в целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Республики Марий Эл (далее - государственный долг).
Формирование долговой политики будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2011 г. N 436 "О Концепции долговой политики Республики Марий Эл на период до 2025 года", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 сентября 2022 г. N 382 "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл".
2. Итоги реализации долговой политики в 2022 - 2023 годах
Основными целями долговой политики в 2022 году являлось сокращение объема государственного долга и уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл, своевременное исполнение долговых обязательств Республики Марий Эл.
В 2022 году объем государственного долга снизился на 412,7 млн. рублей и по состоянию на 1 января 2023 г. составил 10 087,3 млн. рублей. Снижение долга обеспечено за счет собственных доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В структуре государственного долга на 1 января 2023 г. доля бюджетных кредитов из федерального бюджета составила 90,1 процента, доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам Республики Марий Эл (далее - рыночные долговые обязательства, рыночные заимствования) - 9,9 процента.
Долговая нагрузка (отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл) на 1 января 2023 г. составила 37,4 процента.
Рыночная долговая нагрузка (отношение объема рыночных долговых обязательств к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл) на 1 января 2023 г. составила 3,7 процента (по состоянию на 1 января 2022 г. рыночная долговая нагрузка составляла 22,0 процента).
В 2022 году в республиканский бюджет Республики Марий Эл привлечено 4 639,5 млн. рублей заемных средств. На погашение заимствований направлено 5 052,2 млн. рублей.
Государственные внутренние заимствования Республики Марий Эл в 2022 году осуществлялись в виде бюджетных кредитов, в том числе:
в сумме 645,6 млн. рублей на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Республики Марий Эл. Срок пользования данным кредитом составит 15 лет с платой за пользование кредитными средствами по ставке 3 процента годовых;
в сумме 3 993,9 млн. рублей на цели замещения рыночных долговых обязательств Республики Марий Эл и рыночных долговых обязательств муниципальных образований в Республике Марий Эл Кредит предоставлен на срок до 2028 года по ставке 0,1 процента годовых. Привлечение кредита позволило значительно сократить долю рыночных долговых обязательств в структуре государственного долга (коммерческие кредиты погашены полностью), увеличить сроки погашения долговых обязательств, а также сократить расходы на обслуживание государственного долга (экономия расходов на обслуживание государственного долга в 2022 году относительно первоначального плана на 2022 год составила 267,2 млн. рублей).
Кредиты кредитных организаций в течение 2022 года не привлекались.
С целью неувеличения объема государственного долга государственные гарантии Республики Марий Эл не предоставлялись.
Расходы на обслуживание государственного долга в 2022 году составили 270,4 млн. рублей. По сравнению с уровнем 2021 года расходы сократились на 183,4 млн. рублей, или на 40,4 процента. Снижение расходов связано с сокращением объема государственного долга и полным замещением коммерческих кредитов бюджетным кредитом.
Погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Марий Эл осуществлялись в установленные сроки и в полном объеме.
По итогам 2022 года Республикой Марий Эл соблюдены ограничения по уровню дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл и объему государственного долга, закрепленные в соглашениях о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Республикой Марий Эл и Министерством финансов Российской Федерации.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации по размеру дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл, объему государственного долга, предельному объему заимствований, расходам на обслуживание государственного долга по итогам 2022 года также соблюдены.
В 2023 году в Республике Марий Эл продолжает проводиться ответственная долговая политика.
В апреле 2023 г. Республика Марий Эл получила инфраструктурный бюджетный кредит в сумме 699,7 млн. рублей, который направлен на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Республики Марий Эл. Срок пользования данным кредитом составит 15 лет с платой за пользование кредитными средствами по ставке 3 процента годовых.
До конца 2023 года Республикой Марий Эл будут привлечены:
бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансирования расходных обязательств Республики Марий Эл в сумме 2 903,1 млн. рублей. Кредит предоставляется при условии возврата не позднее 30 апреля 2024 г. по ставке 0,1 процента годовых;
специальный казначейский кредит в сумме 300,0 млн. рублей. Срок пользования данным кредитом составит 15 лет с платой за пользование кредитными средствами по ставке 3 процента годовых.
Кредиты кредитных организаций в течение 2023 года привлекаться не будут.
По итогам 2023 года с учетом вновь привлекаемых бюджетных кредитов доля рыночных заимствований в структуре долга составит 4,0 процента, доля бюджетных кредитов - 96,0 процента.
Долговая нагрузка на республиканский бюджет Республики Марий Эл к концу 2023 года прогнозируется на уровне не выше 43,7 процента, по рыночным долговым обязательствам - не выше 1,8 процента.
В абсолютном выражении объем государственного долга к концу 2023 года прогнозируется на уровне 12 350,0 млн. рублей, с ростом относительно начала года на 2 262,6 млн. рублей.
Ожидаемый по итогам 2023 года объем государственного долга соответствует целевым показателям, установленным соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, соглашениями о предоставлении Республике Марий Эл бюджетных кредитов, и не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2023 году в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Республика Марий Эл отнесена к группе субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости.
Российское рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило в 2023 году рейтинг кредитоспособности Республике Марий Эл по национальной рейтинговой шкале на уровне "гиВВВ+" со стабильным прогнозом.
В целях обеспечения открытости данных информация о величине и структуре государственного долга и о сроках его погашения ежемесячно размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства финансов Республики Марий Эл по адресу: https://mari-el.gov.ru/ministries/minfm/pages/gosudarstvennyy-dolg-respubliki-mariy-el/.
Динамика основных показателей, характеризующих государственный долг, за 2021 - 2023 годы приведена в таблице:
Наименование показателя |
Значение показателя |
||
2021 год |
2022 год |
2023 год (оценка) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл, млн. рублей |
профицит |
профицит |
6 765,8 |
Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, процентов |
- |
- |
23,9 |
Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл с учетом положений статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, процентов |
- |
- |
|
Государственный долг на конец года, млн. рублей |
10 500,0 |
10 087,4 |
12 350,0 |
в том числе: |
|
|
|
бюджетные кредиты |
5 564,2 |
9 087,4 |
И 850,0 |
кредиты кредитных организаций |
3 435,8 |
0,0 |
0,0 |
государственные ценные бумаги |
1 500,0 |
1 000,0 |
500,0 |
государственные гарантии |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, процентов |
46,8 |
37,4 |
43,7 |
Отношение объема рыночных долговых обязательств к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, процентов |
22,0 |
3,7 |
1,8 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей |
453,8 |
270,4 |
133,2 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, процентов |
1,0 |
0,5 |
0,2 |
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Долговая политика определяется текущими особенностями развития экономики Республики Марий Эл и экономики Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основным фактором, определяющим долговую политику, остается соблюдение условий, установленных соглашениями о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл, заключенными между Министерством финансов Республики Марий Эл и Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашения с Министерством финансов Российской Федерации).
Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации с учетом проведенной в 2017 году реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам устанавливают следующие обязательства Республики Марий Эл в части долговой политики:
обеспечение в 2024 - 2026 годах дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл на уровне не более 10 процентов от суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период и сложившийся по данным годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2024 - 2026 годах может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
обеспечение на 1 января 2025 г. доли общего объема государственного долга не более 44 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, в том числе доли общего объема рыночных долговых обязательств не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
обеспечение возможности привлечения в республиканский бюджет Республики Марий Эл кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также установление аналогичных норм в нормативном правовом акте Правительства Республики Марий Эл, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам;
направление в Министерство финансов Российской Федерации для согласования до внесения в Государственное Собрание Республики Марий Эл предполагаемых изменений в закон Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Соглашение Министерства финансов Республики Марий Эл с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения рыночных долговых обязательств Республики Марий Эл и муниципальных образований, заключенное в 2021 году, предусматривает обязательство Республики Марий Эл обеспечить неувеличение на 1 января 2025 г., на 1 января 2026 г. и на 1 января 2027 г. доли общего объема рыночных долговых обязательств Республики Марий Эл и рыночных долговых обязательств муниципальных образований в Республике Марий Эл более 25 процентов объема доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2024 - 2026 годы соответственно.
4. Цели и задачи долговой политики
Долговая политика как составная часть бюджетной политики Республики Марий Эл призвана обеспечить последовательность реализации целей и решения задач предыдущего периода 2022 - 2023 годов.
В связи с этим основной целью долговой политики продолжает оставаться поддержание объема и структуры государственного долга на уровне, позволяющем обеспечить исполнение расходных обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл и долговых обязательств Республики Марий Эл и при этом решать поставленные социально-экономические задачи.
Основными задачами в сфере долговой политики являются:
обеспечение исполнения государственных долговых обязательств Республики Марий Эл в полном объеме и в установленные сроки;
дальнейшее снижение уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл в среднесрочной перспективе;
формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований в целях обеспечения равномерной нагрузки и снижения риска рефинансирования;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке;
совершенствование практики проведения электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению Республике Марий Эл кредитных средств;
продолжение использования практики присвоения Республике Марий Эл кредитного рейтинга в целях расширения круга потенциальных инвесторов и кредиторов, формирования благоприятной репутации региона в инвестиционном и банковском сообществе, создания его положительной кредитной истории, оценки способности региона своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства;
установление моратория на предоставление государственных гарантий Республики Марий Эл;
информационная открытость в вопросах долговой политики;
эффективное управление текущей ликвидностью республиканского бюджета Республики Марий Эл для покрытия временных кассовых разрывов за счет использования:
краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета Республики Марий Эл;
механизма привлечения временно свободных остатков средств на счетах государственных автономных и бюджетных учреждений Республики Марий Эл.
Выполнению поставленных задач будет способствовать дальнейшая реализация плана мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 сентября 2022 г. N 382 "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл".
5. Инструменты реализации долговой политики
Реализация долговой политики будет осуществляться с использованием следующих инструментов:
кредиты кредитных организаций. Этот инструмент реализации долговой политики в настоящее время является наиболее мобильным и доступным для использования, он позволяет привлекать заемные средства на рефинансирование долговых обязательств на среднесрочный период и досрочно возвращать их при наличии возможности без излишних финансовых потерь. При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ключевой задачей также является обеспечение привлечения в республиканский бюджет Республики Марий Эл кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета. Указанный инструмент позволяет привлекать заемные средства для финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов в пределах лимитов, распределенных на федеральном уровне. Инфраструктурные бюджетные кредиты привлекаются на срок до 15 лет по ставке 3 процента годовых с ежегодным погашением равными долями начиная с третьего года предоставления инфраструктурного бюджетного кредита;
краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета Республики Марий Эл, предоставляемые Управлением Федерального казначейства по Республике Марий Эл. Использование данного инструмента под 0,1 процента годовых при условии его возврата не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года является оптимальной альтернативой поддержания текущей ликвидности республиканского бюджета Республики Марий Эл в случае возникновения временных кассовых разрывов в течение финансового года;
привлечение временно свободных остатков средств на счетах государственных автономных и бюджетных учреждений Республики Марий Эл для покрытия временных кассовых разрывов в течение финансового года.
Реализация долговой политики требует взвешенного сочетания и применения указанных выше инструментов.
6. Анализ рисков для республиканского бюджета Республики Марий Эл, возникающих в процессе управления государственным долгом
При реализации долговой политики наиболее существенными являются следующие риски:
процентный риск - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга, связанный с ростом процентных ставок на финансовом рынке;
риск рефинансирования - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование действующих долговых обязательств;
риск ликвидности - риск, связанный с отсутствием в республиканском бюджете Республики Марий Эл средств, необходимых для полного и своевременного исполнения долговых обязательств.
Целями управления рисками, связанными с управлением государственным долгом Республики Марий Эл, являются:
мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся долговых обязательств;
учет прогнозов изменения процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) при планировании расходов на обслуживание государственного долга;
снижение рисков неисполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл за счет использования бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также привлечения временно свободных остатков средств на счетах государственных автономных и бюджетных учреждений Республики Марий Эл;
равномерное распределение объемов платежей по погашению долговых обязательств по годам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 ноября 2023 г. N 593 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 23 ноября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 ноября 2023 г. N 1200202311230001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 ноября 2024 г. N 431 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2025 г., кроме пункта 2
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ