В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(9) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила движения и стоянки судов в Двинско-Печорском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр |
В.Г. Савельев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2023 г.
Регистрационный N 76059
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 21 августа 2023 г. N 286
Правила
движения и стоянки судов в Двинско-Печорском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации
1. Толкаемые и буксируемые составы должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении к настоящим Правилам.
Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в приложении к настоящим Правилам, должно осуществляться при наличии плана обеспечения безопасности плавания состава в рейсе 1.
При формировании состава судоводителем должна быть обеспечена балластировка барж для достаточной управляемости состава.
2. Направление течения на Северо-Двинской шлюзованной системе (далее - СДШС) условно считается от р. Шексны, на о. Лача - от р. Свиди, на о. Кенозеро - от р. Почи.
Расстановка знаков навигационного оборудования судового хода должна производиться по направлению течения на СДШС.
3. Все судоходные пути Двинско-Печорского бассейна внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Двинско-Печорского бассейна) по условиям плавания отнесены к разряду водного бассейна "Л", кроме о. Кубенское, участка р. Северной Двины (17-94-й км), находящегося ниже устья р. Пинеги, и участка на р. Печоре от с. Усть-Цильма до г. Нарьян-Мара, которые относятся к разряду водного бассейна "Р" 2.
4. В период навигации на находящихся в эксплуатации наплавных мостах, установленных в местах, где осуществляется судоходство, канатных переправах должно быть организовано круглосуточное дежурство с несением радиовахты.
5. На ВВП Двинско-Печорского бассейна установлены следующие участки обязательного регулирования движения судов:
1) СДШС на всем ее протяжении от 0-го км до шлюза N 7, 127-й км;
2) р. Сухона от устья р. Стрельны, 70-й км до пос. Полдарса, 78-й км.
6. Судоводители, совершающие плавание по СДШС, при осуществлении радиосвязи должны руководствоваться Правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 марта 2019 г. N 83 3.
7. На участках ВВП Двинско-Печорского бассейна радиопереговоры по вопросам шлюзования с вахтенными начальниками шлюзов и судовождения между судами должны осуществляться на следующих ультракоротких волнах (далее - УКВ-радиосвязь):
1) на участке от 0-го км до 72,0 км и от 125,0 км СДШС до 546,0 км р. Сухоны - на 3-м канале УКВ-радиосвязи;
2) на участке от 72,0 км до 125,0 км СДШС - на 5-м канале УКВ-радиосвязи.
8. Одностороннее движение судов и составов, регулируемое с помощью светофоров, установлено на СДШС в районе наплавных мостов и понтонов:
1) Кузьминского, 11-й км;
2) Поздышского, 15-й км;
3) Благовещенской мостовой переправы, 37,2 км;
4) плотины "Знаменитая", 127,2 км при ее уложенном состоянии (в разобранном виде);
5) р. Пинеги в районе железнодорожного моста, 254,8 км;
6) р. Ваги в районе автодорожного моста, 16,0 км.
9. Одностороннее движение судов и составов установлено на следующих участках ВВП Двинско-Печорского бассейна:
1) р. Вычегда, 794,4-792,1 км; 784,1-781,0 км; 769,3-768,4 км; 755,2-752,9 км; 738,1-735,9 км; 718,8-716,9 км; 610,9-608,3 км; 590,5-588,1 км; 568,9-567,9 км; 562,1-560,8 км;
2) р. Сухона, 438,8-434,3 км; 356,4-357,3 км; 537,8-536,9 км; 523,4-522,6 км; 520,6-519,6 км; 515,8-515,0 км; 514,4-513,6 км; 511,3-510,8 км; 509,3-508,4 км; 507,8-506,9 км; 505,1-504,1 км; 503,3-502,6 км; 501,6-500,5 км; 498,2-497,4 км; 495,0-494,3 км; 492,0-490,6 км; 483,6-482,6 км; 474,3-473,3 км; 471,4-470,8 км; 467,5-465,8 км; 465,4-464,3 км; 70,0-78,0 км;
3) СДШС, 20,3-23,1 км; 23,8-26,4 км; 27,8-30,8 км; 50,7-51,3 км; 53,7-54,3 км;
4) р. Вологда, 8,0-7,0 км;
5) р. Пинега, 87,0-91,0 км.
10. Равнозначные судовые ходы: подходы с транзита о. Кубенского от осевых буев N 9 и N 11 до приемных буев, расположенных в устье р. Кубены. При одновременном подходе судов к месту соединения указанных ходов судно, которое следует от буя N 9 и наблюдает по своему правому борту другое судно, следующее от буя N 11, обязано принять меры для безопасного расхождения.
11. Скорость движения судов и составов должна составлять при следовании:
1) по Кулойскому каналу и каналам СДШС, Вологодскому рейду (18,0-23,0 км р. Вологды) - не более 7 км/ч;
2) по Сокольскому рейду (525,0-535,0 км р. Сухоны) - не более 10 км/ч.
12. Стоянка судов и составов допускается:
1) в пределах Вологодского рейда с соблюдением свободной ширины судового хода не менее 20 м;
2) в пределах Сокольского рейда с соблюдением свободной ширины судового хода не менее 40 м.
13. Движение буксируемых (на тросе) составов должно осуществляться только с помощью вспомогательного судна на участках пути:
1) через судоходные гидротехнические сооружения СДШС при ширине состава свыше 10 м;
2) в границах Вологодского рейда (18,0-23,0 км р. Вологды);
3) в границах Сокольского рейда (525,0-535,0 км р. Сухоны) при движении вниз по рейду;
4) в районе Великоустюгского автодорожного моста (6,2 км р. Сухоны) при движении вниз;
5) плотовых составов - в границах судовых и плотовых рейдов, запаней, прилегающих к судовому ходу, а также в районах всех стационарных и наплавных мостов.
14. Движение судов в районе Кожвинского железнодорожного моста (872,3 км р. Печоры) допускается только в период действия средств навигационного оборудования.
Запас по высоте при проходе судна под Кожвинским железнодорожным мостом должен быть не менее 0,5 м от несъемных частей судна.
Для проводки составов вниз под Кожвинским железнодорожным мостом (872,3 км р. Печоры) устанавливаются следующие типы составов:
1) при уровнях воды более 3 м над нулевой отметкой графика водомерного поста "Усть-Кожва" (44,67 м) - для буксирных судов:
мощностью от 220 кВт до 440 кВт - одна 1000-тонная баржа или две 200-тонные баржи толканием;
мощностью более 440 кВт - не более двух барж грузоподъемностью 400-1000 т на буксире;
2) при уровнях воды ниже 3 м над нулевой отметкой графика водомерного поста "Усть-Кожва" (44,67 м) буксировка и толкание разрешаются при наличии не более двух буксируемых судов в составе.
15. Буксировка плавучих кранов должна осуществляться буксировщиками мощностью не менее 220 кВт.
16. Плавкраны по СДШС должны проводиться только методом толкания, кроме о. Кубенского.
17. На участках пути ВВП Двинско-Печорского бассейна со светоотражающими знаками судоходной обстановки в темное время суток допускается плавание судов, оборудованных:
1) прожектором, радиолокационной станцией;
2) прибором, указывающим скорость поворота судна, или компасом;
3) судовым устройством УКВ-радиосвязи, позволяющим осуществлять УКВ-радиосвязь между судами и между судном и береговыми пунктами диспетчерского регулирования движения судов;
4) устройством для подачи звуковых сигналов, за исключением пассажирских судов, судов, которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов, нефтеналивных судов, а также судов, перевозящих взрывчатые вещества и ядовитые грузы.
18. На участках ВВП Двинско-Печорского бассейна, оборудованных светоотражающими знаками, запрещается движение груженых составов в темное время суток на перекатах "Рубежка" (59,0-60,2 км СДШС) и "Плита" (60,4-61,4 км СДШС) при уровне воды по водомерному посту "Нижний бьеф шлюза N 6" 0,305 м и менее, вниз по перекатам с шириной судового хода менее 40 м, по р. Сухоне на участке Тотьма, 276-й км - Великий Устюг, 0-й км, всем судам и составам независимо от ширины судового хода.
19. Судам и составам, имеющим и использующим обстановочное оборудование, в условиях ограниченной видимости разрешается движение в обоих направлениях на о. Кубенское - по транзиту от буя N 1 до буя N 13.
20. Выход судов в о. Кубенское разрешается только судам с классом "Л", присвоенным организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов 4, и при получении информации от диспетчера о фактической гидрометеорологической обстановке 5. Выход указанных судов в о. Кубенское без получения данных о гидрометеорологической обстановке запрещается.
21. Шлюзование маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов через шлюзы СДШС осуществляется совместно с другими судами. Маломерные суда должны входить в шлюз после всех следующих с ними судов с разрешения начальника вахты шлюза 6.
22. На ВВП Двинско-Печорского бассейна запрещается отправлять и буксировать плоты по рекам и озерам при скорости ветра, превышающей ограничения для них, установленные техническими условиями формирования и оснастки плотов 7.
23. Судам запрещается создавать волнение при следовании мимо работающих земснарядов, судов, занятых тралением судового хода, промерами глубин, снятием или установкой плавучего навигационного знака, затопленных населенных пунктов, запаней и в иных случаях, когда волнением от движущегося судна может быть причинен вред или создана опасность для людей, объектов и производимых работ.
24. На ВВП Двинско-Печорского бассейна запрещается буксировать земснаряды с длиной грунтопровода более 300 м при фактических уровнях воды ниже 1,0 м над проектным значением и скорости ветра более 8 м/с.
25. На каменистых участках запрещается применять в качестве тормозных средств лоты или предметы, их заменяющие, кроме цепей, во избежание случаев смещения камней.
26. В границах СДШС запрещается отправлять судно или состав в рейс при скорости ветра, превышающей ограничения, установленные приложением N 2 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623.
27. Судам, составам и плотам запрещается стоять во всех каналах СДШС и Кулойском канале.
28. Всем судам, кроме пассажирских и специализированных, запрещается подходить к пассажирским дебаркадерам и местам остановок пассажирских судов, обозначенным на местности соответствующими информационными знаками.
29. Пассажирским судам класса "Р" запрещается выходить в рейс и осуществлять движение при силе ветра 15 м/с и более северо-восточного, северного и северо-западного направлений на участке р. Печоры от с. Усть-Цильма, 426-й км до г. Нарьян-Мар, 100-й км.
30. На реках и каналах СДШС, на р. Вологде суда и составы должны расходиться или совершать обгон только на прямолинейных участках со снижением скорости хода до минимальной.
31. На р. Сухоне при одновременном встречном подходе судов (составов) к устью р. Вологды, 492-й км, где установлено одностороннее движение судов и составов, снизу идущее судно (состав) должно остановить свое движение на траверзе р. Лежи, 491-й км и стоять до тех пор, пока сверху идущее судно (состав) не зайдет в р. Вологду или не проследует мимо.
32. Проводка судов и составов на р. Сухоне в районе переката Опоки, 70-78-й км должна производиться только под непосредственным управлением капитана.
33. У причалов, расположенных в непосредственной близости от судового хода, ширина которого не превышает 50 м, допускается стоянка судов только в один корпус (при стоянке у берега, не считая плавкрана).
34. О случаях транспортных происшествий с судами, плотами, повреждений гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан судна должен уведомить диспетчера администрации бассейна внутренних водных путей 8.
------------------------------
1Пункт 36 Правил буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2021 г., регистрационный N 64328). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 данный акт действует до 1 января 2027 г.
2Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 138 "Об утверждении перечней водных бассейнов в зависимости от их разряда" (зарегистрирован Минюстом России 21 июня 2016 г., регистрационный N 42577) с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 534 (зарегистрирован Минюстом России 11 января 2021 г., регистрационный N 62030), от 2 декабря 2021 г. N 429 (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2022 г., регистрационный N 66926).
3 Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2019 г., регистрационный N 54894.
4Пункт 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
5Пункт 12 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 47 (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17010).
6Пункт 24 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 58 (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2014 г., регистрационный N 33349), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2015 г. N 189 (зарегистрирован Минюстом России 14 июля 2015 г., регистрационный N 38007).
7Пункт 1 статьи 89 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
8Подпункт 6 пункта 9 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 47 (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17010).
------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам движения и стоянки
судов в Двинско-Печорском бассейне
внутренних водных путей
Российской Федерации
от 21 августа 2023 г. N 286
См. приложение в формате PDF
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтранс утвердил правила движения и стоянки судов для Двинско-Печорского бассейна внутренних водных путей. Урегулированы вопросы судоходства с учетом местных особенностей. Определены особенности регулирования движения судов.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2023 г. N 286 "Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Двинско-Печорском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2023 г.
Регистрационный N 76059
Вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 23 ноября 2023 г. N 0001202311230006