г. Краснодар |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А32-40243/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (ИНН 2310021886, ОГРН 1022301607393) - Мурадовой Л.К. (доверенность от 25.12.2020), в отсутствие заинтересованного лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Гулькевичская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2329007074, ОГРН 1022303583037), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А32-40243/2020, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд) обратился в арбитражный суд к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Гулькевичская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) с заявлением о возмещении 699 410 рублей 27 копеек использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), уплате 317 441 рубля 03 копеек штрафа и 192 372 рублей 63 копеек пеней, а также пеней за период с 04.12.2020 по день фактической уплаты долга, исчисленных в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления требования, от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 18.12.2020 (с учетом исправительных определений от 11.03.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2021, требования фонда удовлетворены в части взыскания с учреждения в бюджет фонда 699 410 рублей 27 копеек использованных не по целевому назначению средств ОМС, 192 372 рублей 63 копеек пеней, 31 744 рублей 10 копеек штрафа; в остальной части в удовлетворении требований отказано; с учреждения в доход федерального бюджета взыскано 21 470 рублей 54 копейки государственной пошлины. Судебные акты мотивированы нецелевым использованием средств ОМС и неуплатой учреждением в добровольном порядке 699 410 рублей 27 копеек задолженности, штрафа и пеней, а также наличием оснований для снижения размера штрафа в 10 раз.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить в части уменьшения размера штрафа и в указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении требований фонда в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в качестве основания для снижения размера штрафа в 10 раз суды приняли во внимание совершение учреждением аналогичного правонарушения впервые, однако в судебных заседаниях этот вопрос не рассматривался; в апелляционной жалобе фонд указал на неоднократные аналогичные правонарушения, допущенные учреждением, в связи с чем в настоящее время арбитражным судом рассматриваются соответствующие требования фонда к учреждению. Суды не учли, что в соответствии с действующим законодательством штраф как мера ответственности, применяемой к медицинским организациям, осуществляющим деятельность в сфере ОМС, не может рассматриваться как средство получения прибыли фондом в связи с отсутствием у фонда обязательств перед медицинской организацией. Фонд осуществляет контроль за целевым расходованием средств ОМС в соответствии с нормами действующего законодательства, не имея договорных отношений с учреждением. В данном случае штраф в размере 317 441 рубля 03 копеек соразмерен последствиям допущенного учреждением нарушения, и суд неправомерно уменьшил штраф в 10 раз.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя фонда, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказов от 29.07.2019 N 169-П и от 02.09.2019 N 189-П, в соответствии с утвержденным планом (графиком) проверок на 2019 год фонд провел проверку использования учреждением средств ОМС с января 2017 года по декабрь 2018 года, в ходе которой установил нецелевое расходование учреждением 3 174 410 рублей 27 копеек денежных средств ОМС. Допущенные учреждением финансовые нарушения зафиксированы в акте от 09.09.2019 N 13-Д.
По результатам проверки фонд выставил учреждению требование от 09.09.2019 N 9008/21014-14 о необходимости восстановить в бюджете 3 174 410 рублей 27 копеек средств, использованных не по целевому назначению, и уплатить 317 441 рубль 03 копейки штрафа.
В связи с неисполнением учреждением в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования от 09.09.2019 N 9008/21014-14 фонд направил учреждению претензии от 02.10.2019 N 4305 и от 19.12.2019 о необходимости возместить использованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 3 174 410 рублей 27 копеек и уплатить штраф и пени.
Неуплата учреждением в добровольном порядке 699 410 рублей 27 копеек задолженности, штрафа и пени послужила основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о принудительном их взыскании.
Суды правильно указали, что пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлена обязанность медицинских организаций использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Суды признали обоснованными и документально подтвержденными доводы фонда о нецелевом использовании учреждением средств ОМС, и удовлетворили заявление фонда в части взыскания с учреждения 699 410 рублей 27 копеек использованных не по целевому назначению средств ОМС и 192 372 рублей 63 копеек пеней, и в этой части судебные акты не обжалуются.
Руководствуясь частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П и определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, суд первой инстанции удовлетворил заявление фонда о взыскании с учреждения 31 744 рублей 10 копеек штрафа и отказал во взыскании остальной части (285 696 рублей 93 копейки), в 10 раз уменьшив подлежащий взысканию штраф ввиду чрезмерности его размера по сравнению с последствиями допущенного учреждением нарушения, совершения нарушения впервые, а также с учетом характера, обстоятельств допущенного нарушения и степени вины учреждения.
Суд апелляционной инстанции мотивированно согласился с выводами суда первой инстанции, правомерно отклонив довод фонда о том, что штраф в размере 317 441 рублей 03 копеек соразмерен с последствиями нарушения, допущенного учреждением, и отметив, что предоставленная суду возможность снижать размер штрафа в случае его чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств, является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера штрафа.
Выводы судов о возможном в данном случае снижении размера штрафа обоснованы и правомерны, поскольку фонд не представил доказательства повторного совершения учреждением аналогичного нарушения; 317 441 рублей 03 копеек - значительный размер штрафа для государственного бюджетного учреждения здравоохранения, чьи нарушения, квалифицируемые в качестве нецелевого использования средств ОМС, состоят в том, что за счет средств ОМС учреждение оказало медицинскую помощь сотрудникам силовых структур, уплатило заработную плату специалистам за время их участия в проведении медицинского освидетельствования призываемых на военную службу граждан, оказало медицинскую помощь незастрахованным лицам, оплатило услуги горячего водоснабжения в структурном подразделении - Красносельской поликлинике, приобрело комплектующие к компьютерной технике, уплатило заработную плату врачу-бактериологу клинико-диагностической лаборатории и детскому врачу-эндокринологу в отсутствие у учреждения лицензии на данный вид деятельности, то есть использовало средства ОМС не в целях получения прибыли за счет их вложения в учреждения банков, не приобрело за счет этих средств имущество, не имеющее отношения к осуществляемой учреждением деятельности, а использовало средства ОМС в целях оказания профильных услуг профильного характера.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2020 (с учетом исправительных определений от 11.03.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А32-40243/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
За нецелевое использование средств ОМС предусмотрен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования. Закон не указывает на возможность снижения штрафа, но суд уменьшил его размер в 10 раз, учитывая смягчающие обстоятельства. Суд округа согласился с нижестоящими инстанциями.
Сумма штрафа, которую требовал ТФОМС, чрезмерна по сравнению с последствиями нарушения. Учтены характер и обстоятельства нарушения - средства ОМС были использованы для оказания профильных услуг, а не для получения прибыли. Нарушение было совершено впервые. Уплата штрафа в полном объеме потребовала бы значительных расходов для госучреждения здравоохранения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2021 г. N Ф08-6103/21 по делу N А32-40243/2020