Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 27.09.2023 N 700-р
Отраслевая программа
"Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2024 - 2026 годы"
1. Паспорт отраслевой программы "Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2024 - 2026 годы"
Наименование отраслевой программы |
отраслевая программа "Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2024 - 2026 годы" (далее - программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство лесного хозяйства Красноярского края |
Органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие программу |
министерство лесного хозяйства Красноярского края |
Цель программы |
создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории Красноярского края в целях увеличения объемов производства продукции глубокой переработки древесины, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках лесоматериалов |
Задачи программы |
1. Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности в лесопромышленном комплексе Красноярского края. 2. Повышение уровня переработки сырья и вовлечение в промышленную эксплуатацию новых лесных участков, поиск новых рынков сбыта для организаций лесного комплекса Красноярского края. 3. Повышение объема выполненных лесовосстановительных работ силами арендаторов лесных участков в целях достижения баланса между сплошными рубками и лесовосстановлением в пределах арендуемых участков. 4. Снижение уровня задолженности по уплате арендных платежей за пользование лесными участками в консолидированный бюджет Красноярского края |
Основные организации по виду деятельности "Лесоводство и лесозаготовки" |
АО "Лесосибирский ЛДК N 1"; АО "Новоенисейский ЛХК"; АО "Краслесинвест"; ГУФСИН России по Красноярскому краю; ООО "ДОК "Енисей"; ООО "Красноярский Центр Строительства"; ООО "Енисейлесозавод"; АО "Карабулалес" |
Основные организации по виду деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" |
АО "Лесосибирский ЛДК N 1"; АО "Новоенисейский ЛХК"; АО "Краслесинвест"; ГУФСИН России по Красноярскому краю; ООО "ДОК "Енисей"; ООО "Красноярский Центр Строительства"; АО "КЛМ Ко"; ООО "Кодинская ЛПК"; ООО "ФорТрейд"; ООО "КРАСФАН"; ООО "Атлант"; ООО "АйСиЭм Вуд"; ООО "Базис" |
Целевые показатели, показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
целевые показатели: по итогам 2026 года по сравнению с 2022 годом планируется: увеличение объема производства готовой продукции на 1 куб. м заготовленной древесины с 4 243,7 рубля до 4 419,8 рубля; увеличение обязательных налоговых платежей, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, с 2 821,2 млн рублей до 3 193,8 млн рублей. Показатели развития отрасли, вида экономической деятельности: по итогам 2026 года по сравнению с 2022 годом планируются следующие изменения объемов отгруженной продукции по видам экономической деятельности: "Лесоводство и лесозаготовки": уменьшение с 19 925,9 млн рублей до 17 969,2 млн рублей; "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения": увеличение с 63 226,2 млн рублей до 64 838,4 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал организаций лесной отрасли в период с 2024 по 2026 год по видам экономической деятельности: "Лесоводство и лесозаготовки" - 4,8 млрд рублей; "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" - 12,3 млрд. рублей; индекс производства продукции к концу 2026 года по видам экономической деятельности: "Лесоводство и лесозаготовки" - 102,5%; "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" - 103,0% |
Сроки реализации программы |
2024 - 2026 годы |
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Красноярский край относится к ведущим лесным регионам Российской Федерации (по итогам 2022 года занимает второе место по производству пиломатериалов и по заготовке древесины, а также третье место по производству пеллет среди субъектов Российской Федерации), что определяет развитие лесного комплекса Красноярского края одним из приоритетных направлений для региона. В настоящее время вклад лесной отрасли в социально-экономическое развитие Красноярского края снизился, что отражается в динамике показателей за 2022 - 2023 годы.
Объем производства готовой продукции на 1 куб. метр заготовленной древесины составил в 2022 году 4 243,7 рубля, что выше данного показателя за 2021 год на 47,8% (2 871,3 рубля).
Увеличение обусловлено ростом цен реализации основных видов продукции деревообработки на территории Красноярского края (пиломатериалов, пеллет) и снижением объемов заготовки древесины.
Объем отгруженной продукции лесной отрасли Красноярского края в 2022 году составил 83 152,1 млн рублей, в том числе по видам экономической деятельности:
"Лесоводство и лесозаготовки" - 19 925,9 млн рублей, или 24,0% в структуре общего объема отгруженной продукции лесной отрасли;
"Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" - 63 226,2 млн рублей, или 76,0% в структуре общего объема отгруженной продукции лесной отрасли.
Численность работников, занятых в лесном комплексе Красноярского края, в 2022 году составила 21 273 человека, в том числе по видам экономической деятельности:
"Лесоводство и лесозаготовки" - 9 308 человек, или 43,8% от общего количества занятых в отрасли;
"Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" - 11 965 человек, или 56,2% от общего количества занятых в отрасли.
По итогам 2022 года в разрезе видов экономической деятельности выявлены следующие основные тенденции развития производственных показателей лесного комплекса Красноярского края.
Объем отгруженной продукции в области лесоводства и лесозаготовок снизился до 19 925,9 млн рублей, или на 10,7% по отношению к 2021 году, что обусловлено снижением объемов заготовки древесины и производства древесины необработанной.
Объем заготовки древесины в 2022 году составил 19 594,1 тыс. куб. м, что на 20,6% ниже уровня 2021 года. При этом в 2022 году снизился объем производства древесины необработанной до 12 672,8 тыс. куб. метров, или на 8,3% по отношению к 2021 году.
В 2022 году положительный финансовый результат деятельности в области лесоводства и лесозаготовок сформировался в размере 1 875,7 млн рублей (в 2021 году сформировался положительный финансовый результат - 894,0 млн рублей).
В области обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения по итогам 2022 года наблюдаются следующие тенденции развития.
Объем отгруженной продукции в 2022 году по отношению к 2021 году увеличился до 63 226,2 млн рублей (на 7,9%).
Объемы производства основных видов продукции деревообрабатывающего производства в 2021 - 2022 годах представлены в таблице:
Наименование готовой продукции |
Ед. изм. |
2021 год |
2022 год |
Темп роста за 2022 год к 2021 году, % |
Объем заготовки древесины |
тыс. куб. м |
24 671,7 |
19 594,1 |
79,4 |
Необработанная древесина |
тыс. куб. м |
13 818,2 |
12 672,8 |
91,7 |
Пиломатериалы |
тыс. куб. м |
5 065,0 |
4 261,7 |
84,1 |
Пеллеты |
тыс. тонн |
292,3 |
291,2 |
99,6 |
В 2022 году произошло снижение производства пиломатериалов на 15,9% по причине низкого процента согласования заявок ГУ-12 на отправку лесных грузов на экспорт железнодорожным транспортом.
Снижение объемов производства пеллет в 2022 году до 291,2 тыс. тонн (на 0,4%) по сравнению с 2021 годом.
Деятельность организаций в области обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения за 2022 год привела к формированию отрицательного финансового результата в размере 2 676,2 млн рублей (в 2021 году сформировался положительный финансовый результат в размере 6 776,4 млн рублей) по причине снижения объемов производства основных видов продукции.
В качестве основных проблем, сдерживающих развитие лесного комплекса Красноярского края, можно выделить:
отставание в реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса;
отсутствие актуальных материалов лесоустройства;
наличие нереализованного потенциала по переработке древесины;
низкий объем переработки древесных отходов производства и малоценных пород древесины;
высокий уровень задолженности организаций лесного комплекса Красноярского края по оплате за аренду лесных участков.
В настоящее время на территории Красноярского края осуществляют деятельность основные организации лесного комплекса:
1) по виду экономической деятельности "Лесоводство и лесозаготовки":
АО "Лесосибирский ЛДК N 1";
АО "Новоенисейский ЛХК";
АО "Краслесинвест";
ГУФСИН России по Красноярскому краю;
ООО "ДОК "Енисей";
ООО "Красноярский Центр Строительства";
ООО "Енисейлесозавод";
АО "Карабулалес".
По данному виду экономической деятельности осуществляют свою деятельность 1 372 организации и индивидуальных предпринимателя (из них 707 организаций и 665 индивидуальных предпринимателей);
2) по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения", осуществляющие выпуск пиломатериалов, ДВП, пеллет, клееных изделий:
АО "Лесосибирский ЛДК N 1";
АО "Новоенисейский ЛХК";
АО "Краслесинвест";
ГУФСИН России по Красноярскому краю;
ООО "ДОК "Енисей";
ООО "Красноярский Центр Строительства";
АО "КЛМ Ко";
ООО "Кодинская ЛПК";
ООО "ФорТрейд";
ООО "КРАСФАН";
ООО "Атлант";
ООО "АйСиЭм Вуд";
ООО "Базис".
По данному виду экономической деятельности осуществляют свою деятельность 1 144 организации и индивидуальных предпринимателя (из них 620 организаций и 524 индивидуальных предпринимателя).
2.2. Цель и задачи
2.2.1. Лесной комплекс Красноярского края представлен лесозаготовками, лесопереработкой.
2.2.2. Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области лесных отношений:
осуществляет нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов Красноярского края, правовых актов Губернатора Красноярского края и Правительства Красноярского края в области лесных отношений;
предоставляет государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений;
осуществляет государственный контроль (надзор) в области лесных отношений.
2.2.3. Цель и задачи программы соответствуют основным направлениям деятельности Министерства.
2.2.4. В Красноярском крае ситуация в лесном комплексе характеризуется активизацией инвестиционных процессов.
В этой связи целью программы является создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории Красноярского края в целях увеличения объемов производства продукции глубокой переработки древесины, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках лесоматериалов.
2.2.5. Для достижения цели программы и планируемых целевых показателей необходимо решить следующие задачи:
2.2.5.1. Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности в лесопромышленном комплексе Красноярского края.
В рамках решения задачи Министерство в пределах своих полномочий осуществляет информирование организаций Красноярского края о мерах государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса.
В соответствии с Правилами утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, включения в данный перечень и исключения из него таких инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в целях развития лесного комплекса и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), Министерство осуществляет рассмотрение заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, заявок об изменениях приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса.
С учетом того, что ключевым фактором успешной реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса выступает соблюдение инвестором поквартального графика реализации приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса (далее - поквартальный график): выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком.
В этой связи Министерством осуществляется контроль за исполнением поквартального графика: ежеквартальное рассмотрение отчетов от инвесторов об исполнении поквартального графика и выездные проверки исполнения инвестором поквартального графика не реже одного раза в 6 месяцев в соответствии с пунктами 26, 27 Правил.
На основании информации о реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса Министерство формирует предложения Министерству промышленности и торговли Российской Федерации о повышении эффективности мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в целях развития лесного комплекса.
2.2.5.2. Повышение уровня переработки сырья и вовлечение в промышленную эксплуатацию новых лесных участков, поиск новых рынков сбыта для организаций лесного комплекса Красноярского края.
В рамках решения задачи в части повышения уровня переработки сырья и вовлечения в промышленную эксплуатацию новых лесных участков предусмотрена государственная поддержка для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в целях развития лесного комплекса: установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В целях решения задачи в части поиска новых рынков сбыта для организаций лесного комплекса Красноярского края Министерство организует и проводит ежегодную специализированную выставку "ЭКСПОДРЕВ" в г. Красноярске для продвижения продукции лесопереработки, а также лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования.
2.2.5.3. Повышение объема выполненных лесовосстановительных работ силами арендаторов лесных участков в целях достижения баланса между сплошными рубками и лесовосстановлением в пределах арендуемых лесных участков.
Одним из главных факторов долгосрочного развития лесной отрасли Красноярского края выступает обеспечение сырьевой безопасности лесной промышленности. В этой связи, помимо увеличения глубины переработки древесины, актуальной задачей выступает сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений. Данная задача также отражена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Министерство в рамках решения задачи осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор).
2.2.5.4. Снижение уровня задолженности по уплате арендных платежей за пользование лесными участками в составе земель лесного фонда в консолидированный бюджет Красноярского края (далее - Задолженность).
В настоящее время в Красноярском крае Задолженность является одной из самых больших среди субъектов Российской Федерации.
Министерством осуществляется контроль за исполнением лесопользователями своих обязательств по своевременному внесению арендных платежей за пользование лесными участками в составе земель лесного фонда.
Сумма Задолженности по состоянию на 01.07.2023 составляет 1 662,7 млн рублей. Увеличение Задолженности по отношению к началу года составило 108,5%, или на 865,2 млн рублей (797,5 млн рублей по состоянию на 01.01.2023).
Рост Задолженности во многом связан с действовавшим до 31.03.2023 Законом Красноярского края от 23.06.2022 N 3-835 "О государственной поддержке субъектов лесной промышленности Красноярского края", который предусматривал предоставление субъектам лесной промышленности (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Красноярского края деятельность по заготовке древесины на основании заключенных в установленном порядке договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности) отсрочки по внесению арендной платы за использование лесов для заготовки древесины в части, превышающей минимальный размер арендной платы (далее - Отсрочка).
Действие Отсрочки продлено до 01.12.2023 на основании Закона Красноярского края от 06.04.2023 N 5-1689 "О государственной поддержке субъектов лесной промышленности Красноярского края".
Министерство продолжает реализовывать комплекс мер (направление претензий о неполном расчете с бюджетом в адрес арендаторов; при нарушении сроков внесения арендной платы более 2 раз подряд применяется механизм одностороннего внесудебного расторжения договоров аренды лесных участков с должниками; осуществление взаимодействия с прокуратурой Красноярского края и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю), который направлен на снижение Задолженности.
2.2.6. Выбор мероприятий программы связан с необходимостью управления возможными рисками. Основные возможные риски и угрозы для сохранения тенденций в развитии лесного комплекса Красноярского края:
отставание от графика реализации инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса;
рост железнодорожных тарифов и цен естественных монополий, цен на оборудование, материалы и услуги;
ограниченная доступность кредитных ресурсов и изменение процентных ставок за пользование кредитами.
Учитывая, что лесопромышленная отрасль Красноярского края ориентирована на экспорт производимой продукции (основными покупателями пиломатериалов в 2022 году являлись Китайская Народная Республика - 77,6%, Таджикистан - 6,1%, Узбекистан - 5,6%, Арабская Республика Египет - 4,1%), еще одним риском реализации программы является снижение объемов реализации продукции вышеуказанным странам в результате изменения геополитических условий.
В результате реализации программы целевой показатель "объем производства готовой продукции на 1 куб. м заготовленной древесины" увеличится с 4 243,7 руб./куб. м в 2022 году до 4 419,8 руб./куб. м в 2026 году, обязательные налоговые платежи, планируемые к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, возрастут с 2 821,2 млн рублей до 3 193,8 млн рублей.
2.3. План действий Министерства по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
2.3.1. Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложении N 2 к программе.
План действий Министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 4 к программе.
2.3.2. Задачи программы с учетом возможных рисков при ее реализации планируется достичь посредством осуществления следующих мероприятий:
1) информирование организаций Красноярского края о мерах государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса и рассмотрение заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, заявок об изменениях приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса в соответствии в соответствии с Правилами;
2) контроль за исполнением поквартального графика (ежеквартальное рассмотрение отчетов от инвесторов об исполнении поквартального графика и выездные проверки исполнения инвестором поквартального графика не реже одного раза в 6 месяцев в соответствии с пунктами 26, 27 Правил), с последующим формированием предложений в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о повышении эффективности мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в целях развития лесного комплекса;
3) государственная поддержка для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в целях развития лесного комплекса;
4) организация и проведение ежегодной специализированной выставки "ЭКСПОДРЕВ" в г. Красноярске для продвижения продукции лесопереработки, а также лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования (запланировано ежегодное проведение выставки "ЭКСПОДРЕВ" в г. Красноярске в сентябре);
5) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного контроля (надзора);
6) осуществление контроля за исполнением лесопользователями своих обязательств по своевременному внесению арендной платы за пользование лесными участками в составе земель лесного фонда.
2.3.3. Приоритетные инвестиционные проекты в целях развития лесного комплекса предполагают создание и модернизацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусматривающих переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, что способствует многоцелевому и рациональному использованию лесных ресурсов на территории Красноярского края, а также переработке малоценных и невостребованных мягколиственных пород.
В рамках реализуемых приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса запланирован запуск производств по выпуску пиломатериалов, пеллет, целлюлозы.
На территории Красноярского края в соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в целях развития лесного комплекса и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" реализуется 10 приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, для исполнения которых без проведения аукциона в долгосрочную аренду Министерством переданы лесные участки с общим объемом ежегодной расчетной лесосеки 6,9 млн куб. м (6,5% от общей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.