г. Краснодар |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А53-31483/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Право-Торг" (ИНН 6164112480, ОГРН 1176196002443) - Войтко А.В. (доверенность от 18.08.2020), от третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области - Щепиной Н.Н. (доверенность от 12.01.2021), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А53-31483/2020 (Ф08-6126/2021), установил следующее.
ООО "Право-торг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительным решения от 17.09.2020 N 061/10/18.1-1861/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - территориальное управление), ООО "Фирма "Кристина" СЗ" и ООО "Эксперт".
Решением суда от 23.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и дополнении территориальное управление просит отменить судебные акты. По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права. Отказ от проведения торгов является законодательно закрепленным правом, в связи с чем территориальное управление отказалось от проведения аукциона по техническим причинам. Вывод судов о нарушении заявителем порядка отказа от проведения аукциона, предусмотренного пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, является необоснованным. Учитывая эпидемиологическую обстановку и законность проведения электронных торгов по предоставлению в аренду земельных участков в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, наиболее оптимальной и максимально защищенной формой торгов является проведение торгов в электронном виде.
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган просит отказать в удовлетворении жалобы, общество просит удовлетворить жалобу.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23.07.2020 на официальном сайте www.torgi.gov.ru сайте оператора электронной торговой площадки (далее - ЭТП) www.southcs.ru организатором торгов размещено извещение о проведении аукциона, согласно которому: дата окончания подачи заявок - 25.08.2020, дата и время проведения аукциона - 31.08.2020 12:00, начальная цена - 476 957 рублей.
Согласно протоколу об определении участников от 28.08.2020 на участие в аукционе поступили заявки от 8 претендентов, которые допущены к участию в аукционе. Согласно протоколу о результатах проведения торгов аукцион отменен в связи с распоряжением территориального управления от 01.09.2020 N 61-1778-р.
ООО "Фирма "Кристина" СЗ" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерные действия организатора торгов - общества и оператора электронной площадки - ООО "Эксперт", допущенные при организации и проведении аукциона N 32 в электронной форме на сайте www.southcs.ru на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, Октябрьский р-н; кадастровый номер земельного участка: 61:44:0081630:1003; площадь: 6000 кв. м, на сайте www.torgi.gov.ru N 230720/19975130/01, лот N 1 (далее - торги), а также действия территориального управления при принятии решения об отмене указанных торгов.
В жалобе ее податель указывает на следующие нарушения: оператор электронной площадки и организатор торгов не обеспечили проведение аукциона в назначенные дату и время; организатор торгов и территориальное управление неправомерно отказались от проведения аукциона.
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган принял решение от 17.09.2020 N 061/10/18.1-1861/2020, которым жалоба ООО "Фирма "Кристина" СЗ" признана обоснованной; организатор торгов - нарушившим подпункт 3 пункта 21, пункт 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 7 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ); территориальное управление - нарушившим пункт 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество, не согласившись с данным решением управления, обратилось в суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили). При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 39.11 данного Кодекса проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
На основании пункта 24 статьи 39.11 названного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 названной статьи.
Суды установили, что организатор торгов ссылается на наличие технического сбоя на ЭТП в связи с чем аукцион не состоялся в назначенные дату и время. В целях недопущения сложившейся ситуации в дальнейшем организатор торгов рекомендовал территориальному управлению провести торги на другой ЭТП. Извещение о проведении нового аукциона опубликовано на сайте www.torgi.nov.ru от 09.09.2020 N 090920/19975130/01 и ЭТП www.tenderstandart.ru N 1387.
Согласно пояснениям территориального управления после получения от организатора торгов обращения с просьбой отменить аукцион им принято решение об отмене торгов. В письменных пояснениях оператор электронной площадки указал, что аукцион для зарегистрированных участников должен был состояться 31.08.2020 в 12:00, однако в период с 11:45 до 13:05 на ЭТП произошел технический сбой по вине провайдера. Информация о техническом сбое опубликована на сайте ЭТП 31.08.2020.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован положениями статьями 39.11 - 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии подпунктом 3 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.
Суды указали, что организатор торгов в извещении указал, что аукцион проводится в электронной форме на ЭТП www.southcs.ru; заявка принимается в электронном виде на сайте https://www.southcs.ru. К участию в аукционе допускаются физические и юридические лица, зарегистрированные на ЭТП, выполнившие требования регламента площадки и представившие, в оговоренный в информационном сообщении срок, оформленные надлежащим образом документы.
Согласно пункту 7.4 Регламента проведения торгов в электронной форме на электронной торговой площадке "Эксперт" (далее - Регламент) оператор электронной площадки обеспечивает свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через сеть Интернет в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах, а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации.
Пунктом 6.2 Регламента установлено, что электронная площадка функционирует в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю согласно расписанию, определенному оператором площадки, за исключением времени проведения профилактических работ.
Суды указали, что аукцион в обозначенное в извещении время не проведен по причине технического сбоя на сайте ЭТП, соответственно организатором торгов нарушены положения подпункта 3 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом факт невозможности провести аукцион в назначенные дату и время обусловлен определением организатором торгов формы проведения аукциона в электронном виде.
Отклоняя довод общества об отсутствии в действиях организатора торгов и территориального управления нарушения пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, суды правомерно исходили из того, что организатор торгов направил в адрес территориального управления письмо от 31.08.2020 с просьбой отменить проведение торгов по причине невозможности провести аукцион на ЭТП в связи с техническим сбоем и необходимостью проведения нового аукциона на другой ЭТП. Распоряжением территориального управления от 01.09.2020 N 61-1778-р принято решение об отказе от проведения аукциона на основании обращения общества.
Принимая во внимание положения пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 8 и 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, суды отметили, что организатор торгов и территориальное управление не представили ни одного доказательства невозможности проведения аукциона, указанного в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, организатором торгов и территориальным управлением нарушен порядок отказа от проведения аукциона, закрепленный пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований общества в указанной части, доводы кассационной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Довод кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права был предметом рассмотрения апелляционного суда, который отметил, что данное обстоятельство в рассматриваемом случае не привело к принятию неправильного решения.
Вместе с тем, суды неправомерно отклонили довод общества о том, что при вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган неправильно применил положения пункта 7 статьи 34 Закона N 171-ФЗ и у организатора торгов имелись основания для проведения торгов в электронной форме.
Согласно пункту 4 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения аукциона в электронной форме устанавливается Федеральным законом.
Из пункта 7 статьи 34 Закона N 171-ФЗ следует, что положения статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации применяются со дня вступления в силу данного Закона, устанавливающего порядок проведения аукционов в электронной форме по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В настоящее время Федеральный закон, определяющий порядок проведения аукционов по продаже земельных участков в электронной форме, отсутствует. Однако статьи 39.11 и 39.12 Земельного кодекса не содержат прямого запрета на проведение аукциона в электронной форме.
С учетом этого, отсутствие нормативно закрепленного порядка проведения торгов в электронном виде не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства исключительно в связи с самим фактом проведения таких торгов, без выяснения действительных обстоятельств, которые могли повлечь негативные последствия для участников торгов. Антимонопольный орган не доказал, что форма проведения аукциона (в электронном виде) привела к ограничению конкуренции. Управление не исследовало вопрос о том, сократилось ли число участников торгов, кому могли быть созданы препятствия в участии в торгах, или напротив, проведение торгов в электронном виде повлекло бы за собой допуск к участию в аукционе ненадлежащей заявки, что являлось бы нарушением антимонопольного законодательства и нарушало бы права иных участников аукциона, чьи заявки соответствовали аукционной документации.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 11.09.2020 N МЕ/78741/20 в ответ на обращение общества от 11.07.2020 б/н (от 13.07.2020 вх. N 120527-ЭП/20), подготовка и организация аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. Сама по себе электронная форма проведения торгов не может ограничивать конкуренцию, а по существу, при должном проведении конкурентных процедур в электронной форме приводит к увеличению количества участников, минимизирует риски сговора на торгах, а также позволяет сделать процедуру более прозрачной и конкурентной.
При изложенных обстоятельствах, и с учетом эпидемиологической обстановки и условий режима, введенного в Ростовской области постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 N 272 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка в форме электронного аукциона являлось допустимым.
При таких обстоятельствах судебные акты надлежит отменить в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения в части признания организатора торгов нарушившим пункт 7 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, в указанной части признать недействительным решение антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А53-31483/2020 отменить в части отказа в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17.09.2020 N 061/10/18.1-1861/2020 в части признания организатора торгов нарушившим пункт 7 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В отмененной части признать недействительным решение антимонопольного органа.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 11.09.2020 N МЕ/78741/20 в ответ на обращение общества от 11.07.2020 б/н (от 13.07.2020 вх. N 120527-ЭП/20), подготовка и организация аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. Сама по себе электронная форма проведения торгов не может ограничивать конкуренцию, а по существу, при должном проведении конкурентных процедур в электронной форме приводит к увеличению количества участников, минимизирует риски сговора на торгах, а также позволяет сделать процедуру более прозрачной и конкурентной.
При изложенных обстоятельствах, и с учетом эпидемиологической обстановки и условий режима, введенного в Ростовской области постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 N 272 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка в форме электронного аукциона являлось допустимым.
При таких обстоятельствах судебные акты надлежит отменить в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения в части признания организатора торгов нарушившим пункт 7 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, в указанной части признать недействительным решение антимонопольного органа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2021 г. N Ф08-6126/21 по делу N А53-31483/2020