Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 июня 2003 г. N 24-11/30096
Вопрос: Представительство иностранной компании заключило с российскими предприятиями договоры комиссии, в которых оно выступает в роли комитента. Комиссионеры по поручению комитента приобретают и реализуют товар для комитента на территории Российской Федерации.
Представительство иностранной компании просит разъяснить:
- кто в данной ситуации является налоговым агентом;
- имеет ли право представительство на налоговые вычеты по товарам, купленным комиссионером на территории Российской Федерации;
- имеет ли право представительство встать на учет по месту нахождения отделения как плательщик НДС
Ответ: В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются организации, к которым в соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса относятся, в частности, иностранные юридические лица, компании, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Объектом обложения НДС в соответствии со ст. 146 Кодекса признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 161 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом главы 21 Кодекса.
При этом п. 2 ст. 161 Кодекса установлено, что налоговая база, указанная в п. 1 указанной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Таким образом, приведенные выше нормы Кодекса устанавливают два способа исчисления и уплаты в бюджет НДС по операциям, реализуемым иностранной организацией и признаваемым объектом обложения НДС: уплата налога самим иностранным налогоплательщиком либо его налоговым агентом. При этом применение того или иного способа Кодекс ставит в прямую зависимость от факта постановки иностранной организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
При этом п. 4 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что постоянными представительствами признаются аккредитованные в установленном порядке представительства иностранных организаций.
Статьей 144 Кодекса установлено, что иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности с присвоением ИНН.
В связи с изложенным иностранная организация, состоящая на учете в налоговых органах по указанному основанию и осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы (подразделения), должна самостоятельно исчислять НДС по облагаемым операциям, которые реализует каждый из филиалов (подразделений), предоставлять налоговые декларации и уплачивать НДС в каждом из мест постановки на учет.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации и в соответствии со статьями 83 и 84 Кодекса.
Факт постановки на учет налагает на филиал иностранной компании обязанность исчислять НДС со стоимости услуг, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, уплачивать его в бюджет и представлять декларацию по месту учета.
С учетом вышеизложенного в том случае если иностранное юридическое лицо состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается Российская Федерация, определяется им самостоятельно в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 Кодекса.
При этом иностранной организации следует уведомить своих налоговых агентов о фактах постановки на учет в налоговых органах, направив им копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД.
При отсутствии данного документа удержание и уплата НДС производятся налоговым агентом.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 5 июня 2003 г. N 24-11/30096
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2003 г.