Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 24 ноября 2023 года N 765-рп
Концепция
развития беспилотных транспортных систем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года
(далее - Концепция)
1. Общие положения
Концепция определяет цели, задачи, приоритетные направления, целевые показатели развития и механизмы поддержки отрасли беспилотных транспортных систем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, регион).
Концепция предполагает дальнейшее развитие отрасли беспилотных транспортных систем в целях создания инфраструктуры для использования беспилотных транспортных средств, функционирующих в наземном, надводном и подводном, воздушном пространстве, по мере принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа.
Концепция разработана с учетом следующих документов:
перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30 декабря 2022 года N Пр-2548 (далее - поручение);
постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642;
Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 года N 1630-р (далее - Стратегия);
комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1693-р;
Национальный проект "Беспилотные авиационные системы" (далее - Национальный проект);
Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2021 года N 2806-р.
Концепция является основой для разработки программ автономного округа, региональных проектов, а также стратегических документов корпоративного уровня.
2. Основные понятия и термины, используемые в Концепции
Беспилотная транспортная система (далее - БТС) - совокупность беспилотных транспортных средств, технических средств обмена данными, средств обеспечения управления и контроля за передвижением беспилотных транспортных средств и иные составляющие инфраструктуры.
Беспилотное транспортное средство (далее - БС) - транспортное средство, передвигающееся без экипажа на борту при помощи специальной системы автономного управления.
Беспилотная авиационная система (далее - БАС) - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов. В Концепции под БАС понимается беспилотная авиационная система гражданского назначения.
Беспилотное воздушное судно (далее - БВС) - воздушное судно гражданского назначения управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.
Дронопорт - специализированный модуль со взлетно-посадочной платформой, имеющий комплекс технических средств для обеспечения базирования, обслуживания, взлета-посадки и маршрутизации БВС в автоматическом режиме и подключаемый в качестве узла в инфраструктуру управления БАС.
Инфраструктура управления БАС (далее - ИУ БАС) - инфраструктура, предназначенная для управления БАС в автономном округе и включающая в себя стационарные (инфраструктура антенно-мачтовых сооружений и каналов связи, автоматизированные модульные дронопорты), программно-аппаратные комплексы, мобильные компоненты, парк БВС и центр управления.
БВС-ретранслятор - БВС, несущее приемно-передающий блок радиоэлектронного оборудования, обеспечивающий прием и ретрансляцию сигналов управления и каналов передачи данных между центром управления БАС, другими ретрансляционными пунктами и БВС, находящимися в зоне действия радиоэлектронного оборудования.
Дрон как сервис (далее - ДКС) - модель построения бизнеса с применением БВС, при которой заказчик оплачивает и получает требующуюся ему услугу (доставка груза, мониторинг территории, аэрофотосъемка и другие), а работу непосредственно с БВС, включая выполнение полетов, обслуживание, получение разрешений, выполняет специализированная компания.
3. Текущее состояние инфраструктуры беспилотных транспортных систем в Российской Федерации и автономном округе, перспективы развития отрасли в регионе
Предпосылками создания и развития инфраструктуры БТС в Российской Федерации и автономном округе являются, в частности:
1) развитие БС и инфраструктур управления ими - один из долгосрочных государственных приоритетов во многих странах мира, определяющий в том числе направления развития систем обеспечения национальной безопасности, транспортно-логистических систем, систем реагирования на чрезвычайные ситуации;
2) в Российской Федерации, как и во многих странах мира, быстрое развитие БТС обусловлено рыночным (гражданским) спросом на соответствующие технологии и сервисы, оптимизацией затрат; услуги с применением БАС используются в различных отраслях экономики: транспорт, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, строительство, сельское и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и сфера развлечений;
3) развитие отрасли БТС необходимо для достижения технологического суверенитета Российской Федерации и уже является одним из долгосрочных приоритетов технологического развития.
Одним из наиболее важных этапов всеобщей цифровизации является внедрение и повсеместное использование интеллектуальных транспортных средств, которое непосредственно затрагивает транспортный комплекс как инфраструктурную основу, связующее звено экономики. Государство нормативно способствует внедрению цифровых инноваций. Так, в Российской Федерации наряду с такими странами как Бахрейн, Индонезия, Китай, Малайзия, ОАЭ, Таиланд активно применяются регуляторные "песочницы" в виде установления экспериментальных правовых режимов (далее - ЭПР) в сфере цифровых инноваций, в границах которых отрабатывают применение новых технологий и тестируют проекты подходящего для них регулирования.
ЭПР применяется в течение определенного периода времени по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций (Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации").
В настоящее время в Российской Федерации разработаны и утверждены ЭПР для развития высокотехнологичной отрасли применения беспилотных систем. Среди них:
постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 года N 309 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года N 462 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - постановление N 462);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 1849 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры" на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года N 2495 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации".
Одним из наиболее востребованных и соответствующих современным реалиям векторов для развития цифровых инноваций, заданных Президентом Российской Федерации в поручении, является сфера БАС, в первую очередь, в части развития инфраструктуры, подготовки кадров, разработки, производства и эксплуатации БАС.
Правительством Российской Федерации утверждены Стратегия и Национальный проект.
В Стратегии приведены следующие факторы, способствующие развитию рынка БАС в Российской Федерации:
сложная транспортная связанность отдельных территорий Российской Федерации (более 30 000 населенных пунктов не имеют круглогодичного сообщения наземным транспортом, а 70% из них не могут принимать пилотируемые воздушные суда);
большая протяженность инфраструктурных объектов и площадь хозяйственных территорий (общая протяженность трубопроводов в Российской Федерации составляет более 900 тыс. км, общая протяженность электрических сетей - почти 2650 тыс. км, протяженность железных дорог - 124 тыс. километров, протяженность автомобильных дорог общего пользования - почти 1510 тыс. км, площадь лесов достигает 815 млн га, а земель сельскохозяйственного назначения - 380 млн га), требующих постоянного мониторинга и обслуживания.
Вышеуказанные факторы актуальны и для автономного округа, так как он является уникальным с точки зрения своего географического расположения, климатических особенностей, обширности территории, неравномерного распределения населения. Общая протяженность трубопроводов в автономном округе составляет 117,2 тыс. км (в том числе нефтепроводы - 55,6 тыс. км, газопроводы - 11,02 тыс. км); линий электропередач - 206,6 тыс. км.
Указанные факторы создают предпосылки для решения на постоянной основе таких задач как обеспечение мониторинга больших территорий, протяженных объектов в труднодоступных местах, мониторинг лесных пожаров и объектов топливно-энергетического комплекса, оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации любого рода, кадастровые работы, аэрофотосъемка, геологоразведка, доставка малых грузов, поиск людей, доставка спасательных средств, сопровождение строительных и сельскохозяйственных работ.
С 2022 года автономный округ является участником экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации БАС, утвержденного постановлением N 462.
В проекте "Беспилотная аэродоставка грузов" (далее - проект), оператором которого выступает Акционерное общество "Почта России", определены пункты размещения взлетно-посадочных площадок и сформирована маршрутная сеть для перевозки грузов весом до 50 и до 100 кг. В качестве узловой точки предполагается использовать аэродром города Нягань, имеющий необходимое ресурсное и инфраструктурное обеспечение. Периферийными точками предполагается использовать следующие населенные пункты: пгт. Андра, с. Шеркалы, п. Перегребное, пгт. Игрим, пгт. Березово.
Выбор населенных пунктов обусловлен наличием оборудованных вертолетных площадок для осуществления пассажирских и грузовых перевозок, а также принятия бортов санавиации, в связи с чем стоимость создаваемой инфраструктуры на обеспечение функционирования экспериментальной маршрутной сети (далее - ЭМС) будет минимизирована.
В то же время в целях построения экономически эффективной и обоснованной наземной инфраструктуры необходимо синхронизировать работы в ходе проекта, с созданием унифицированной инфраструктуры связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения полетов БВС в автономном округе.
Инфраструктура для использования БАС должна проектироваться с учетом существующих в автономном округе и в Российской Федерации технологических заделов, научных школ и специализированных компаний, что позволит обеспечить технологическую и рыночную синергию между различными видами услуг.
В 2020 - 2022 годы сформировался значимый рост в области программных платформ для автоматизации получения разрешений на полет БВС и для анализа результатов мониторинга и получаемых при полетах БВС пространственных данных. Эти продукты являются полностью отечественными и обеспечивают решение 80-90% задач, стоящих при создании востребованной на рынке инфраструктуры управления БАС в автономном округе.
Наиболее важной и сложной частью инфраструктуры является создание обладающей необходимыми для управления БАС характеристиками системы беспроводной связи с зоной покрытия, охватывающей не менее 90% территории автономного округа. Промышленность Российской Федерации производит некоторую номенклатуру систем и устройств, пригодных для решения этой задачи: выпускаются несколько линеек роботизированных дронопортов, разработаны системы удаленного мониторинга БВС и независимого контроля выполнения полетных заданий.
Так как единого законченного решения системы связи для региональной инфраструктуры управления БАС пока не существует, необходимо проработать соответствующий комплекс задач с привлечением как основных профильных организаций, так и бизнес-сообщества, привлекать ведущие отечественные компании-производители, готовые предоставлять последние наработки в области гражданских БАС.
В автономном округе уже представлены компании, относящиеся к отрасли БАС, включая компании сферы производства, логистических услуг: общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Снабжение", общество с ограниченной ответственностью "КЛЕВЕР", общество с ограниченной ответственностью "Аэромакс-Авиа (Центр-логистика)", общество с ограниченной ответственностью "БАС", общество с ограниченной ответственностью "ЮВЛ роботикс Югра", общество с ограниченной ответственностью "Нирта технолоджи".
Кроме того, наличие в автономном округе команд программистов, имеющих опыт в разработке продуктов для анализа картографической информации, создания и обучения систем искусственного интеллекта, позволяет говорить о существовании региональной базы для ускоренного внедрения инфраструктуры управления БАС и ее скорейшего вовлечения в решение насущных проблем.
Потенциал развития отрасли в автономном округе определяется, прежде всего, подходами к развитию рынка и обеспечению спроса на услуги БАС.
Крайне важна также последовательность реализации мероприятий по построению инфраструктуры, обеспечивающая зону охвата территории автономного округа услугами БАС, безопасность применения беспилотных технологий и вовлечение в рынок максимального количества участников.
Предлагаемый в Концепции подход меняет приоритеты и подходы при создании и развитии инфраструктуры для мониторинга и управления БС в автономном округе.
Реализация мероприятий по развитию БТС будет направлена в том числе на устранение причин, тормозящих развитие отрасли БАС в автономном округе, к которым относятся:
отсутствие единой системы мониторинга воздушного пространства региона, связанной с системой федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ОРВД);
отсутствие единого центра управления БВС в автономном округе;
отсутствие цифровой платформы централизованного сбора заявок на полеты БВС от участников рынка.
На первом этапе реализации Концепции (2024 - 2025 годы) предлагается построить и запустить пилотную зону площадью около 15 000 кв. км между городами Ханты-Мансийск и Нягань, организовав центр управления БВС в городе Ханты-Мансийске и 11 узлов мониторинга и управления на базе антенно-мачтовых сооружений федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - РТРС).
В дальнейшем предполагается развернуть 86 узлов мониторинга и управления, объединив их с центром управления по волоконно-оптическим линиям связи публичного акционерного общества "Ростелеком" и других телекоммуникационных операторов.
Развертывание дронопортов и площадок для взлета - посадки БВС, привязанных к узлам управления, будет производиться параллельно, но с учетом складывающегося спроса на услуги БАС в конкретной местности.
К 2030 году ожидается достижение размера зоны покрытия каналами связи и управления БВС до 95% территории автономного округа.
4. Цели, задачи, приоритеты и направления развития инфраструктуры для использования БАС в автономном округе, анализ рисков
Целью Концепции является создание в автономном округе инфраструктуры для использования БАС и БВС, а в дальнейшем и беспилотных систем, функционирующих в наземном, надводном и подводном пространстве, на базе которой будет развернута система управления, мониторинга, логистики, обучения, производства БВС и обеспечения комплексной безопасности инфраструктуры от противоправного применение БВС, основанная на инновационных продуктах и сервисах по модели ДКС, с привлечением региональных и федеральных операторов ДКС и основных заказчиков на рынке БАС (исполнительные органы автономного округа, федеральные органы исполнительной власти, крупные нефтяные и нефтесервисные компании, корпоративные пользователи услуг ДКС).
Достижение цели предполагается на основе решения следующих задач:
1) внедрение технологий и технологических комплексов для обеспечения круглогодичного применения БАС в автономном округе, в том числе технологических комплексов, адаптированных к работе в условиях Крайнего Севера на базе создаваемой инфраструктуры БАС;
2) развитие поддерживающей цифровой инфраструктуры, необходимой для автоматизации и роботизации базовых элементов БАС (центр мониторинга и управления, центр аналитики данных, в перспективе - полная автоматизация и максимальное сокращение участия человека в управлении взлетом и посадкой БВС, повышение скорости реакции системы на чрезвычайные ситуации, автоматическое определение и локализация неисправностей);
3) разработка организационных и экономических механизмов функционирования инфраструктуры для обеспечения ее рыночной окупаемости за счет создания инновационных продуктов и сервисов;
4) кадровое обеспечение создания и эксплуатации инфраструктуры, а также реализации услуг на ее основе (в том числе - подготовка операторов/внешних пилотов БВС);
5) предоставление мер государственной поддержки для участников отрасли БАС;
6) создание регионального научно-производственного центра испытаний и компетенций в сфере БАС;
7) локализация производства БАС, их компонентов и комплектующих изделий в автономном округе, в том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
8) создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации при реализации программ деятельности инновационных институтов развития.
Концепция будет способствовать формированию новой модели "умной экономики" в автономном округе за счет создания на базе инфраструктуры диверсифицированного портфеля инновационных продуктов и сервисов, базиса для развития рынка БАС и формирования условий для успешной реализации проектов других участников рынка.
Возможными рисками при достижении целей и выполнении задач Концепции являются:
ограничения применения БВС в несегрегированном воздушном пространстве, предусмотренные Воздушным кодексом Российской Федерации;
незрелость рынка БАС и отсутствие верифицированных методик определения будущей прогнозной емкости рынка БАС;
неготовность существующей инфраструктуры региона к развертыванию инфраструктуры мониторинга и управления БАС.
5. Целевая модель инфраструктуры для использования БАС в автономном округе
5.1. Состав инфраструктуры БАС.
Требования к конфигурации инфраструктуры БАС в автономном округе определяются 3 основными характеристиками автономного округа:
обширная территория, значительная часть которой не покрывается сотовой связью;
длительный зимний период, характеризующийся низкими температурами и сильными ветрами;
низкая доступность значительной части территорий для наземного транспорта и традиционного авиатранспорта при сравнительно высокой степени риска возникновения нештатных ситуаций (лесные пожары, паводки);
интенсивное воздушное движение пилотируемых воздушных судов.
Указанные характеристики определяют требования к инфраструктуре БАС в автономном округе и основной спектр технических и технологических решений для выполнения этих требований:
1) максимально эффективное использование имеющейся и проектируемой в автономном округе инфраструктуры связи с учетом расположения и зон покрытия:
существующих инфраструктур операторов мобильной связи, а также антенно-мачтовых сооружений РТРС;
автоматизированных дронопортов, обеспечивающих возможность ретрансляции сигнала и, соответственно, расширения зоны полетов, доступных БВС;
мобильных и перебазируемых дронопортов и узлов управления, позволяющих создавать временные зоны высокой емкости каналов управления и мониторинга БВС, необходимые для решения задач ликвидации чрезвычайных ситуаций и природных катастроф;
2) устойчивая работоспособность системы 24/7 в любых условиях за счет автоматизации и минимизации участия людей как в обслуживании элементов инфраструктуры БАС, так и в процедуре запуска и управления БВС на всех стадиях полета для снижения влияния человеческого фактора;
3) обеспечение возможности управления БВС внешним пилотом на всех стадиях полета;
4) высокая скорость реакции на чрезвычайные ситуации за счет общей устойчивости системы и возможности оперативного централизованного сбора и обработки данных с БВС и полезных нагрузок в реальном времени.
Оптимальная конфигурация инфраструктуры управления БАС для автономного округа, таким образом, включает в себя:
1. Стационарную инфраструктуру:
1.1. Инфраструктуру антенно-мачтовых сооружений и каналов связи РТРС в качестве магистральной системы, объединенной с волоконно-оптическими линиями связи других операторов наземных каналов связи, и мобильной связи для ретрансляции каналов управления.
1.2. Автоматизированные (роботизированные) модульные дронопорты, обеспечивающие за счет ретрансляции управляющих сигналов возможность пролета БВС над территориями вне зоны покрытия базовой системы связи, а также автоматический запуск и перезарядку БВС-ретрансляторов, частичный препроцессинг мониторинговых данных, электропитание БВС-ретрансляторов.
2. Подвижные пункты управления БВС/БАС на базе автотранспортных средств повышенной проходимости (включают рабочие места управления БВС и обработки полученных данных, комплекс средств связи и передачи данных, средства жизнеобеспечения и обеспечения функционирования подвижного пункта управления БАС.
3. Центр управления, обеспечивающий:
мониторинг воздушного пространства и представление данных в ОРВД в реальном масштабе времени;
обслуживание системы и управление инфраструктурой БАС (график использования дронпортов, техническое обслуживание);
логистические услуги для БВС компаний-пользователей инфраструктуры (планы полетов, согласование взлетов/посадок);
аналитику данных (первичную обработку поступающей с БВС информации);
мониторинг и передачу на рассекречивание получаемых с полезной нагрузки БВС видеопотоков и геопространственных данных;
подготовку и формирование пакетов данных для передачи заказчикам услуг согласно заключенным договорам.
4. Системы мониторинга воздушного пространства, интегрированные с системами ОРВД.
Инфраструктурой управления будет распоряжаться оператор инфраструктуры БАС в установленном законодательством порядке.
5.2. Потенциальные получатели услуг (пользователи сервисов).
Развитие инфраструктуры для использования БВС/БАС в автономном округе и деятельность оператора инфраструктуры БАС будут ориентированы на три основных группы потенциальных получателей услуг (пользователей сервисов на базе инфраструктуры БАС):
профильные российские организации (компании), предоставляющие конечным пользователям услуги ДКС;
профильные ведомства, федеральные и региональные исполнительные органы, федеральные и региональные институты развития;
крупные организации, развивающие собственные подразделения БАС и планирующие широкое использование БВС в своей деятельности.
5.3. Услуги, планируемые к предоставлению на базе инфраструктуры БАС.
5.3.1. Развиваемые услуги (сервисы) на базе инфраструктуры БАС.
Развитие инфраструктуры для использования БВС в автономном округе предполагает развитие 2 основных групп сервисов, связанных с БАС (БВС) и инфраструктурой для них:
услуги по предоставлению в пользование инфраструктуры управления БАС (канала связи для управления БВС, канала передачи данных, услуг обработки и представления данных) сторонним организациям для оказания ДКС-услуг конечным заказчикам;
услуги по предоставлению летных часов и ДКС-сервисов на собственных БВС оператора инфраструктуры БАС для внешних операторов ДКС-услуг и конечных заказчиков.
Целевая номенклатура развиваемых услуг/сервисов включает в себя 8 основных видов сервисов:
сбор и передача данных, дистанционный мониторинг линейных объектов (трубопроводы, опасные объекты);
проведение авиационной разведки и обеспечение охраны территорий и объектов, мониторинг лесных пожаров;
регулярный мониторинг лесного фонда и водных объектов;
мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
аэрологистика, доставка малых грузов;
аэрофотосъемка;
картографирование и 3D-моделирование;
иные профильные услуги.
Каждый из видов сервисов может быть ориентирован как на ДКС-компании (предоставляются отдельные элементы конечных сервисов: управление/ мониторинг БВС, обработка данных), так и на конечных заказчиков - компании, развивающие собственные подразделения БАС и сервисы (предоставляются летные часы БВС, обработка данных).
После апробации бизнес-модели проекта целевая номенклатура услуг, предоставляемых с использованием инфраструктуры БАС в автономном округе, может быть существенно расширена; решение о целесообразности развития услуг будет приниматься по итогам первого этапа реализации Концепции.
5.3.2. Услуги по подготовке кадров для отрасли БАС.
Оператор инфраструктуры БАС, имея компетенции по управлению сложными системами с использованием БВС, сможет выступить в качестве участника создания регионального научно-производственного центра испытаний и компетенций в сфере БАС на территории научно-технологического центра "ЮНИТИ ПАРК".
Подготовка специалистов будет вестись на базе программ (курсов) повышения квалификации совместно с образовательными и научными учреждениями автономного округа и с использованием инфраструктуры управления БАС и парка БВС Оператора инфраструктуры БАС. По итогам обучения слушателям будут выдаваться свидетельства о повышении квалификации государственного образца.
В автономном округе существуют серьезные заделы по подготовке кадров в высокотехнологичных областях на базе федеральных и региональных высших учебных заведений.
Организация на их базе профильных центров подготовки пилотов БАС позволит решить вопрос наполнения кадрами создаваемой отрасли хозяйства.
Основные получатели образовательных услуг - ДКС-компании и крупные организации, развивающие собственные подразделения БАС (централизованное обучение сотрудников). В перспективе планируется обучение индивидуальных заказчиков (физических лиц), желающих получить востребованный работодателями набор навыков, связанных с БВС.
Еще одной важной особенностью автономного округа является возможность организации на базе учебных заведений автономного округа и организаций центров подготовки пилотов обучения для студентов из других субъектов России. Наличие качественной инфраструктуры для обучения и проживания студентов, а также близость полигонов для проведения практического обучения к местам обучения позволяют развернуть эффективную работу в этом направлении.
5.4. Развитие инфраструктуры БАС и обеспечение ее информационной безопасности.
Развитие инфраструктуры БАС в автономном округе должно производиться по 4 направлениям:
расширение территориального охвата и зоны покрытия каналами связи инфраструктуры мониторинга и управления БАС;
доведение функциональных возможностей системы до полного комплекса, обеспечивающего весь набор сервисов и возможностей, изложенных в настоящем разделе;
обеспечение работоспособности системы мониторинга воздушного пространства во всей зоне действия инфраструктуры;
подключение системы к внешним потребителям данных и заказчикам услуг путем запуска маркетплейса сервисов и каналов связи, организованных внешними пользователями.
6. Основные этапы реализации Концепции
Таблица 1
N |
Этап |
Сроки |
Основные результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Создание и тестирование инфраструктуры управления БАС |
с 1 января 2024 года по 31 декабря 2025 года |
проектирование и климатическая адаптация опытных образцов технических средств; производство и развертывание технических средств, ввод в опытную эксплуатацию; начало предоставления услуг и валидация бизнес-моделей |
2. |
Масштабирование инфраструктуры управления БАС на территории автономного округа |
с 1 января 2026 года по 31 декабря 2027 года |
запуск проекта на всей территории автономного округа; предоставление полного спектра услуг; работа со всеми операторами ДКС в автономном округе; обеспечение резервирования и устойчивости инфраструктуры БАС |
3. |
Масштабирование инфраструктуры управления БАС на территорию Крайнего Севера/Российской Федерации |
с 1 января 2028 года по 31 декабря 2035 года |
масштабирование инфраструктуры БАС на территорию Крайнего Севера/Российской Федерации; создание центров управления в регионах Крайнего Севера; наращивание мощности группировки БВС |
7. Система мер поддержки сферы БАС
Приоритетным механизмом развития системы БАС в автономном округе рассматривается государственно-частное партнерство.
Законом автономного округа от 26 июня 2020 года N 59-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" определены 12 проектных инвестиционных режимов для инвесторов и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Комплексный подход использования указанных режимов обеспечивает персональную поддержку каждого инвестиционного проекта через механизмы льготного финансирования, субсидирования, предоставления налоговых льгот и преференций.
Важными мерами поддержки бизнеса в регионе являются:
компенсация части затрат лизинговых платежей на приобретенное оборудование и программное обеспечение;
компенсация банковской процентной ставки/затрат по уплате лизинговых платежей и первоначального взноса по договорам лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства;
предоставление льготных займов Фонда развития автономного округа и Фонда "Югорская региональная микрокредитная компания";
предоставление грантов;
поручительство Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса "Югорская региональная гарантийная организация";
венчурное финансирование проектов в высокотехнологических сферах промышленности.
Приоритетным направлением развития автономного округа является создание современной промышленной и инновационной инфраструктуры, готовой для размещения производственных и инновационных предприятий: функционирует сеть индустриальных парков и промышленных технопарков, создается особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Нягань", научно-технологический центр "ЮНИТИ ПАРК" (далее - особая экономическая зона, НТЦ), позволяющий компаниям резидентам использовать режим таможенных и налоговых льгот.
В связи с изложенным размещение в качестве резидентов в индустриальных парках и особой экономической зоне представляется интересным для компаний-производителей оборудования БАС, а НТЦ больше подходит для производителей программного обеспечения, компаний-операторов цифровых инфраструктур и систем мониторинга воздушного пространства.
Таким образом, можно констатировать, что существующих мер поддержки при расширении их действия на участников рынка БАС достаточно для выполнения целей и задач Концепции.
8. Финансовое обеспечение реализации Концепции
Финансовое обеспечение Концепции будет реализовано в соответствии с полномочиями исполнительных органов автономного округа и средствами, предусмотренными государственными программами автономного округа на выполнение ими мероприятий по развитию БАС.
Источниками финансового обеспечения Концепции являются:
средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственных программ Российской Федерации;
средства бюджета автономного округа, предусмотренные на реализацию государственных программ автономного округа;
ресурсы организаций отрасли беспилотной авиации;
средства частных инвесторов, в том числе при реализации инвестиционных проектов с государственным участием;
средства иных участников хозяйственной деятельности.
Привлечение внебюджетных источников финансирования будет осуществляться в пределах отдельных проектов, реализация которых будет осуществляться на принципах разделения рисков с подтверждением наличия у инициатив коммерческого потенциала.
9. Мониторинг, контроль и управление реализацией Концепции
Мониторинг реализации Концепции базируется на данных отраслевого статистического наблюдения, отчетных материалах по выполнению плана мероприятий по реализации Концепции, первичной информации от организации-оператора ИУ БАС, аналитике научно-исследовательских организаций, а также на других официальных данных.
В ходе реализации Концепции будет поддерживаться развитие различных форматов взаимодействия исполнительных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с участниками отрасли БАС.
Контроль за реализацией Концепции осуществляет Межведомственная рабочая группа по развитию беспилотных авиационных систем в автономном округе, созданная распоряжением заместителя Губернатора автономного округа от 12 сентября 2023 год N 419-р, а также заинтересованные исполнительные органы автономного округа и представители организаций отрасли БАС.
Положения Концепции корректируются по мере уточнения ее приоритетов и изменения финансово-экономической и социальной ситуации в регионе.
10. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
1) создание юридического лица - оператора инфраструктуры БАС;
2) создание полноценной маршрутной сети (не менее 95% покрытия территории автономного округа);
3) подтверждение экономической эффективности эксплуатации создаваемой инфраструктуры (выход на самоокупаемость) за счет создания востребованного и экономически устойчивого портфеля сервисов на основе БАС;
4) использование БВС государственными и коммерческими заказчиками под управлением инфраструктуры БАС на территории автономного округа и других субъектов Российской Федерации;
5) создание системы подготовки кадров для отрасли БАС;
6) создание производств стационарных и мобильных элементов инфраструктуры БАС (дронпортов) и БВС различного типа;
7) проведение исследования для выявления приоритетных отраслей экономики региона, где внедрение и использование беспилотных систем, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств, будет наиболее эффективным и будет способствовать укреплению технологического и цифрового суверенитета автономного округа.
Таблица 2
Целевые показатели реализации Концепции до 2030 года
N |
Показатель |
Единица измерения |
Значения показателей для инфраструктуры мониторинга и управления БАС |
||||||
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
Охват территории автономного округа, обеспеченной инфраструктурой управления БАС |
процент |
1 |
3 |
30 |
50 |
80 |
90 |
95 |
2 |
Количество БВС, эксплуатирующихся с использованием инфраструктуры управления БАС |
штука |
30 |
200 |
500 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
3 |
Количество операторов ДКС, осуществляющих полеты с использованием инфраструктуры управления БАС в автономном округе |
единица |
- |
2 |
4 |
6 |
8 |
9 |
10 |
4 |
Количество летных часов, выполненных БВС всех типов с использованием инфраструктуры управления БАС |
тысяча часов |
5 |
110 |
360 |
420 |
480 |
540 |
600 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.