г. Краснодар |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А32-14427/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" (ИНН 2348023392, ОГРН 1052326849552) - Поливец Я.В. (доверенность от 11.01.2021), ответчика - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650) - Шишева А.Х. (доверенность от 28.06.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А32-14427/2020, установил следующее.
ООО "Управдом" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - фонд) о взыскании 70 100 рублей стоимости выполненных работ по ремонту (замене) лифтового оборудования.
Решением от 21.12.2020, оставленным без изменения постановлением от 12.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что обществом не соблюдена процедура согласования проведения капитального ремонта с фондом. Общество не имеет права на зачет ввиду того, что зачет стоимости капитального ремонта производится в случае, когда произведена замена не менее 80% элемента общего имущества в многоквартирном доме или выполнен капитальный ремонт не менее 80% элемента общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого рассматривается вопрос о зачете стоимости капитального ремонта.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды не учли, что общество произвело капитальный ремонт лифтового оборудования, оплата которого должна производиться из средств фонда.
В отзыве на жалобу фонд сослался не несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы, представитель фонда просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили и материалам дела соответствует, что общество осуществляло управление многоквартирным домом N 3/2 по ул. Димитрова в г. Краснодаре на основании решения собственников помещений многоквартирного дома (протокол общего собрания собственников помещений МКД от 06.04.2013) с апреля 2013 года до 01.12.2019.
15 мая 2018 года проведено периодическое техническое освидетельствование пассажирского лифта грузоподъемностью 400 кг, заводской N 53523, расположенного в первом подъезде многоквартирного дома по ул. Димитрова, 3/2 в г. Краснодаре. Результаты освидетельствования отражены в акте N 1035/П-18 периодического технического освидетельствования указанного лифта (с электрическим приводом) от 15.05.2018.
Согласно акту N 1035/П-18 рабочий шкив ограничителя скорости не прошел испытание на способность приведения в действие ловителей (критический износ рабочей канавки ограничителя скорости). Кроме того, обнаружен износ наружных проволок тяговых канатов, износ 2-го и 3-го рабочего ручья канатоведущего шкива.
28 ноября 2018 года в адрес общества поступило письмо N 11 от обслуживающей организации - ООО "Кублифт", с которой был заключен договор на техническое обслуживание лифтового оборудования. В данном письме указано на необходимость обязательной остановки работы пассажирского лифта в первом подъезде в связи с выработкой канатоведущего шкива и обрыва пряди несущего каната лифта.
С учетом указанного письма, а также опираясь на пункт 7.6.2 "ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 93-ст) к работам, выполняемым при капитальном ремонте лифта, общество в целях восстановления работоспособности лифта и обеспечения его безопасной эксплуатации пришло к выводу о необходимости выполнения работ исключительно капитального характера (замена узлов лифтового оборудования).
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и не входит в тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Ссылаясь на то, что замена каната ограничителя скорости, замена шкива канатоведущего относится к работам капитального характера, общество обратилось в фонд с письмом, в котором указало на необходимость проведения работ капитального характера.
Письмом от 06.03.2019 N 2256-05/19 фонд сообщил, что работы по ремонту лифтового оборудования включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Краснодарского края на 2035 - 2037 годы, а также указал, что для переноса сроков проведения таких работ необходимо решение общего собрания собственников данного многоквартирного дома.
Общество уведомило собственников многоквартирного дома о том, что для восстановления работоспособности лифта необходимо проведение общего собрания собственников, и инициировало общее собрание собственников для решения вопроса о восстановления работоспособности лифта.
Решение общим собранием собственников по указанному вопросу не принято из-за отсутствия кворума.
Ссылаясь на наличие жалоб жильцов дома, общество осуществило ремонт лифтового оборудования за счет собственных средств.
Согласно акту выполненных работ от 15.07.2019 N 303 стоимость выполненных работ составила 70 100 рублей.
В суд апелляционной инстанции, в подтверждение понесенных расходов, представлены платежные поручения от 13.12.2019 N 2183 на сумму 30 тыс. рублей, и от 26.12.2019 N 2250 на сумму 40 тыс. рублей, уплаченные подрядчику - ООО "Кубаньлифтгрупп".
Общество указывает, что проведенные работы по капитальному ремонту не могут быть профинансированы за счет денежных средств, поступающих от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, и должны быть оплачены фондом.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В Краснодарском крае действует Закона Краснодарского края от 01.072013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2735-КЗ). Порядок проведения зачета по основанию пункта 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен статьей 7 Закон N 2735-КЗ.
Суды установили, что общество не обращалось в фонд с заявлением о зачете по правилам статьи 7 Закона N 2735-КЗ, необходимый пакет документов в фонд не представило, в связи с чем, обоснованно исходили из того, что правовые основания для взыскания с фонда в пользу общества стоимости, потраченной на ремонт лифтового оборудования, отсутствуют.
Кроме того, суды установили, что для зачета необходимо условие о замене не менее 80% элемента общего имущества в многоквартирном доме или выполнение капитального ремонта не менее 80% элемента общего имущества в многоквартирном доме, которое в данном случае не соблюдено.
Ссылка общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 309-ЭС18-26252, принятого со схожими обстоятельствами дела, несостоятельна, поскольку в указанном определении Верховный Суд Российской Федерации также указал на проведение зачета стоимости выполненных работ по правилам статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятого в соответствующем регионе специального закона.
Суд кассационной инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Все доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, проверены судами и им дана надлежащая правовая оценка.
Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А32-14427/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В Краснодарском крае действует Закона Краснодарского края от 01.072013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2735-КЗ). Порядок проведения зачета по основанию пункта 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен статьей 7 Закон N 2735-КЗ.
...
Ссылка общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 309-ЭС18-26252, принятого со схожими обстоятельствами дела, несостоятельна, поскольку в указанном определении Верховный Суд Российской Федерации также указал на проведение зачета стоимости выполненных работ по правилам статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятого в соответствующем регионе специального закона."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2021 г. N Ф08-6760/21 по делу N А32-14427/2020