г. Краснодар |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А32-46263/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шакотько А.Ю. (доверенность от 15.12.2020), в остутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по делу N А32-46263/2018, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - общество) о взыскании 378 965 рублей 26 копеек платы за время нахождения вагонов на пути общего пользования.
Решением от 15.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.04.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 16 859 рублей 16 копеек задолженности, а также 465 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, основанием для составления актов общей формы явилась занятость путей общего пользования. Истец в материалы дела представил акты общей формы, в которых указаны обстоятельства их составления. Занятость путей ответчика вагонами, находящимися под выгрузкой, подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов. Ответчик не уведомлял станцию "Туапсе-Сортировочная" о готовности к приему вагонов, названных в актах общей формы. Суды неверно указали, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи по причинам, зависящим от грузополучателя. Именно данные документы являются надлежащими доказательствами, подтверждающими названное обстоятельство. Бездействие общества привело к простою вагонов на пути общего пользования.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (пользователь) заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т (далее - договор) на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества при станции "Туапсе-Сортировочная" Северо-Кавказской железной дороги, по условиям которого истец осуществляет подачу ответчику на железнодорожный путь необщего пользования вагонов, прибывающих в адрес общества под выгрузку и погрузку, и их уборку с пути необщего пользования после выгрузки и погрузки.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю, с указанием количества вагонов, наименования груза и времени подачи. Вагоны подаются перевозчиком на места погрузки-выгрузки, в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад.
Пунктом 11 договора определено, что на железнодорожном пути необщего пользования технологический срок оборота вагонов составляет 2 часа.
Железная дорога указывает, что с января по май 2018 года на промежуточных железнодорожных станциях Северо-Кавказской железной дороги истец отставлял от движения вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию "Туапсе-Сортировочная" в адрес общества, в связи с нарушением последним технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой по этой причине.
По данному факту железной дорогой составлены акты общей формы.
За время простоя вагонов начислена плата в размере 378 965 рублей 26 копеек.
Поскольку направленная обществу претензия с требованием оплатить задолженность оставлена без удовлетворения, железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды при разрешении спора применили положения статей 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статей 39 и 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 19 указанной статьи Устава и пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что в акте сверки расчетов, а также в судебном заседании ответчик признал исковые требования в размере 16 859 рублей 16 копеек, в указанной части требования удовлетворены.
В остальной части суды установили, что простой вагонов на пути общего пользования не вызван действиями (бездействием) общества.
Материалы дела не содержат достаточных документально подтвержденных доказательств одновременной занятости всех путей необщего пользования вагонами в результате нарушения ответчиком технологических норм выгрузки, наличия препятствий истцу осуществить подачу вагонов под выгрузку на железнодорожные пути необщего пользования общества.
В спорный период (январь - май 2018 года) истец в нарушение пункта 9 договора задерживал уборку порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Так, решением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2018 по делу N А40-88938/2018 с истца в пользу ответчика взыскано 134 484 рубля штрафа за январь 2018 года за задержку уборки порожних вагонов, решением от 24.101.2018 по делу N А40-117871/2018 - 200 тыс. рублей штрафа за февраль 2018 года, решением от 30.07.2018 по делу N А40-124592/2018 - 132 600 рублей штрафа за март 2018 года, решением от 05.02.2019 по делу N А40-215675/2018 - 62 880 рублей штрафа за апрель 2018 года, решением от 25.03.2019 по делу N А40-221136/2018 - 140 560 рублей штрафа за май 2018 года. Несвоевременное освобождение истцом железнодорожных путей необщего пользования ответчика непосредственно влияло на последующий график оборота вагонов, приводя к простою других вагонов на путях общего пользования.
Кроме того, общество в отзыве ссылалось на справку за январь 2018 года о неподаче вагонов под выгрузку, из которой усматривается, что в то время, когда соответствующие пути являлись свободными, истец вагоны под выгрузку не подавал; приведены сведения о времени нахождения путей свободными. В спорный период железная дорога не выполняла обязательства по договору, в связи с чем вагоны с нефтепродуктами находились на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи по не зависящим от ответчика причинам.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, на основании чего истец не мог поставить вагоны на какой-либо из путей необщего пользования, либо что вагоны находились в ожидании подачи по причине нарушения ответчиком технологических норм выгрузки, не представлено; соответствующие отвечающие требованиям относимости первичные документы отсутствуют.
Поскольку железная дорога не представила доказательств вины общества в простаивании вагонов на пути общего пользования, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя и отказали в удовлетворении иска в остальной части.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по делу N А32-46263/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 11 и 12 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 19 указанной статьи Устава и пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2021 г. N Ф08-7011/21 по делу N А32-46263/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1342/2022
11.01.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22636/2021
22.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7011/2021
23.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1531/2021
15.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46263/18
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46263/18