г. Краснодар |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А32-1418/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шакотько А.Ю. (доверенность от 12.12.2020), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Петецкой И.В. (доверенность от 12.01.2021), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А32-1418/2021, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2020 N 10317000-1113/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 350 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2021, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.01.2020 таможенным постом Ростовской таможни по транзитной декларации N 10313013/240120/0000346 под таможенную процедуру таможенного транзита помещен чугун передельный в количестве 1 507 900 кг (далее - товар), перемещаемый в 22-х железнодорожных полувагонах по железнодорожной накладной N ЭЧ367881 со станции отправления Батайск СКав ж/д (отправитель - ООО "Первая Логистическая Компания", получатель - ПАО "Новороссийский морской торговый порт"). Перевозчиком товара являлось общество.
В таможню 28.01.2020 обратился представитель перевозчика - приемосдатчик ж/д ст. Новороссийск с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита товара с предоставлением транзитной декларации N 10313013/240120/0000346, по железнодорожной накладной N ЭЧ367881 и декларации на товары N 10313010/240120/0000122.
В дальнейшем на ж/д ст. Новороссийск представлено письмо общества от 28.01.2020 N 0/02 об ошибочном предоставлении документов для завершения таможенного транзита, согласно которому ж/д вагоны с товаром не поданы в место доставки.
Так же представлено извещение общества от 28.01.2020 N 24 о задержке ж/д вагона N 57936064 по заявке Линейного отдела полиции на ж/д ст. Новороссийск Новороссийского ЛО МВД России на транспорте в связи с хищением товара из данного ж/д вагона.
В ходе завершения таможенной процедуры таможенного транзита товара 28.01.2020 проведен таможенный контроль и установлено, что на ж/д путях Центрального района зоны таможенного контроля ПАО "НМТП" находится ж/д полувагон N 62374129, груженный товаром - стальной заготовкой, остальные 21 ж/д полувагоны простаивают на 39-м пути 3-го парка ж/д ст. Новороссийск.
В Новороссийский центральный таможенный пост 31.01.2020 поступило письмо ПАО "НМТП" от 31.01.2020 N 2580-09/53, согласно которому из ж/д вагона N 57936064 выгружен чугун передельный в чушках в количестве 68 300 кг, что на 400 кг меньше, чем указано в ж/д накладной N ЭЧ367881 (68 700 кг).
Факт отсутствия части груза установлен комиссией при перевеске ж/д вагона на вагонных весах, по итогам которой был составлен акт общей формы от 28.01.2020 N 6/19 и коммерческий акт от 31.01.2020 N СКВ2000428/242.
Согласно письму Новороссийского ЛО МВД России на транспорте от 26.05.2020 по факту недоставки (утраты) части товара в количестве 380 кг возбуждено уголовное дело в отношении физического лица.
Вывод таможни о том, что обществом при перемещении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, фактически утрачена и не доставлена часть товара, находящаяся под таможенным контролем, послужил основанием для составления таможенным органом протокола об административном правонарушении от 10.11.2020 и вынесения постановления от 08.12.2020 N 10317000-1113/2020 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса в виде 350 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением таможни, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 16.9 Кодекса недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Пунктом 1 статьи 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) установлено, что таможенной процедурой таможенного транзита является таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Кодекса при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 данной статьи, обязан, в том числе, обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись.
Согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса при недоставке всех товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, и документов на них в место доставки товаров лица, указанные в статье 150 данного Кодекса, несут ответственность в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В иных случаях неисполнения обязанностей при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в том числе в случае недоставки части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, лица, указанные в статье 150 данного Кодекса, несут ответственность в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого выявлено нарушение.
В силу пункта 1 статьи 149 Кодекса при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих соблюдению перевозчиком обязанностей, предусмотренных статьей 150 данного Кодекса, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
Согласно статье 95 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта ненадлежащего выполнения обществом обязанности по доставке товара, находящегося под таможенным контролем и принятого к перевозке согласно таможенной процедуре таможенного транзита, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность ха которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса.
Доказательства, подтверждающие, что недоставка груза вызвана чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля перевозчика, в материалы дела обществом не представлены. При этом хищение товара третьим лицом к указанным обстоятельствам не относится.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2021 N 304-ЭС20-22179.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о своевременном принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Довод общества о принятии им мер в целях обеспечения сохранности груза в виде привлечения третьего лица (ФГП "ВО ЖДТ РФ") для сопровождения перевозки груза, изучены судами и правомерно отклонены, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения общества от ответственности.
Относительно заявленного обществом довода о малозначительности совершенного им правонарушения суд кассационной инстанции считает необходимым указать следующее.
В силу пункта 18.1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе общество указывает на малозначительность совершенного им правонарушения, одновременно с этим утверждает об отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения. Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, противоречат друг другу.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А32-1418/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 95 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта ненадлежащего выполнения обществом обязанности по доставке товара, находящегося под таможенным контролем и принятого к перевозке согласно таможенной процедуре таможенного транзита, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность ха которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса.
Доказательства, подтверждающие, что недоставка груза вызвана чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля перевозчика, в материалы дела обществом не представлены. При этом хищение товара третьим лицом к указанным обстоятельствам не относится.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2021 N 304-ЭС20-22179."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2021 г. N Ф08-7086/21 по делу N А32-1418/2021
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4081/2022
05.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1513/2022
26.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7086/2021
18.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5928/2021
19.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1418/2021