г. Краснодар |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А18-1240/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (ИНН 0602013600, ОГРН 1030600280050), заинтересованного лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сунженская центральная районная больница" (ИНН 0603005320, ОГРН 1020600812066), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 01.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А18-1240/2020, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - Фонд, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения "Сунженская центральная районная больница" (далее - учреждение) о взыскании 6 738 615 рублей 62 копеек.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.04.2021, заявленные Фондом требования удовлетворены в части. С учреждения в пользу заявителя взыскано 1 693 462 рубля 14 копеек, из которых 1 080 860 рублей 74 копейки - основная задолженность, 612 601 рубль 42 копейки - штраф. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
До рассмотрения кассационной жалобы учреждение заявило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителей.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Таким образом, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции.
Учреждение извещено о времени и месте судебного заседания. Новые доказательства по делу суд кассационной инстанции в силу названных норм закона принимать и исследовать не вправе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена комплексная проверка учреждения за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 6 126 014 рублей 20 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления заявителем акта от 23.07.2020 N 4 и направления в адрес учреждения требования от 10.08.2020 N 09-12/1248 о восстановлении указанных денежных средств и уплате 612 601 рубля 42 копеек штрафа.
Неуплата учреждением указанной суммы задолженности в добровольном порядке послужила основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 158.3 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н и действовавших до 27.05.2019 (далее - Правила), установлено, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
В силу пункта 158.14 Правил затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
В кассационной жалобе Фондом заявлены доводы относительно начисления и выплаты заработной платы врачу-эпидемиологу.
Суды установили, что проверяемом периоде у учреждения отсутствовала лицензия на медицинскую деятельность по осуществлению работ /услуг по эпидемиологии.
Вместе с тем в утвержденных учреждением штатных расписаниях на 2018 и 2019 годы в раздел "общеполиклинический персонал" включена штатная единица врача-эпидемиолога, которую в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 замещала Евлоева Э.М. (приказ главного врача от 25.08.2016 N 155). Указанному сотруднику начислена и выплачена заработная плата (с учетом стажа, вредности, стимулирующих, отпускных) за счет средств ОМС в общей сумме 1 017 459 рублей 62 копейки.
Отказывая в признании нецелевым расходованием денежных средств ОМС на выплату заработной платы врачу-эпидемиологу, суды указали, что в обязанности учреждения вне зависимости от наличия или отсутствия лицензии по эпидемиологии входит реализация санитарно-эпидемиологических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний и предупреждению их распространения, в том числе, в отношении больных инфекционными заболеваниями, поэтому указанные обязанности возложены на врача-эпидемиолога.
Доказательства того, что данные затраты не являются целевыми либо экономически обоснованными Фондом в материалы дела не представлены.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 01.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А18-1240/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 158.3 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н и действовавших до 27.05.2019 (далее - Правила), установлено, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
В силу пункта 158.14 Правил затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2021 г. N Ф08-6985/21 по делу N А18-1240/2020