Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Омской области
от 23 ноября 2023 года N 252-рп
Основные направления
государственной долговой политики Омской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления государственной долговой политики Омской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в целях реализации ответственной долговой политики Омской области и повышения ее эффективности.
Под государственной долговой политикой Омской области понимается стратегия управления государственными заимствованиями Омской области, направленная на эффективное регулирование государственного долга Омской области, поддержание его объема на экономически обоснованном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Омской области, и снижение влияния долговой нагрузки на областной бюджет (далее - долговая нагрузка).
1. Итоги реализации государственной долговой политики Омской области за 2022 год и истекший период 2023 года
В Омской области в 2022 году и истекшем периоде 2023 года проводилась взвешенная и ответственная государственная долговая политика.
По состоянию на 1 января 2023 года в результате проведения планомерной работы по управлению государственным долгом долговая нагрузка, рассчитываемая как отношение объема государственного долга Омской области к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, составила 62,1 процента, отношение объема долговых обязательств Омской области по рыночным заимствованиям к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (далее - долговая нагрузка по рыночным заимствованиям) снизилось за 2022 год до 15,5 процента.
Основные показатели, характеризующие государственный долг Омской области в динамике, приведены в следующей таблице.
N п/п |
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год (план) |
1 |
Дефицит (профицит) областного бюджета, млн. рублей |
-1 789,8 |
-2 454,8 |
-5 249,4 |
-18 354,9 |
2 |
Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
2,6 |
ЗД |
5,7 |
18,7* |
3 |
Объем государственного долга Омской области на конец года, млн. рублей |
43 963,6 |
45 822,6 |
57 308,7 |
74 003,9* |
4 |
Долговая нагрузка, процентов |
64,9 |
57,6 |
62,1* |
75,3* |
5 |
Долговая нагрузка по рыночным заимствованиям, процентов |
33,5 |
22,0 |
15,5 |
26,0 |
_____________________________
* Значения показателей указаны с превышением значений, установленных дополнительными соглашениями от 21 ноября 2022 года N 8/8/8/8, от 22 сентября 2020 года N 5/5/5/5 к соглашениям от 25 мая 2017 года N 01-01-06/06-157, от 17 декабря 2015 года N 01-01-06/06-248, от 24 марта 2016 года N 01-01-06/06-60, от 2 августа 2016 года N 01-01-06/06-133 о предоставлении бюджету Омской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Омской области (далее - соглашения).
Значения показателей, за исключением допустимых превышений, предусмотренных Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 (далее - Правила реструктуризации обязательств в соответствии с постановлением N 1531), и Правилами проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029 (далее - Правила реструктуризации обязательств в соответствии с постановлением N 1029), находятся в пределах ограничений, установленных соглашениями.
Согласно Правилам реструктуризации обязательств в соответствии с постановлением N 1531 и Правилам реструктуризации обязательств в соответствии с постановлением N 1029 Омская область освобождена от погашения задолженности в 2022 году (подлежащая погашению в 2022 году задолженность погашается в 2029 году), в 2023 - 2024 годах погашение задолженности будет осуществляться ежегодно в размере 5 процентов от суммы задолженности, в 2025 - 2029 годах - ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения.
Во исполнение Соглашения от 22 июня 2022 года N 01-01-06/06-254 (с учетом дополнительного соглашения от 6 июля 2022 года N 1 к данному Соглашению) о предоставлении бюджету Омской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств Омской области (муниципальных образований Омской области) в виде обязательств по государственным ценным бумагам Омской области (муниципальным ценным бумагам муниципальных образований Омской области) и кредитам, полученным Омской областью (муниципальными образованиями Омской области) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в объеме 13 969,5 млн. рублей погашены кредиты от кредитных организаций в сумме 1 841,5 млн. рублей, бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета в сумме 4 996,0 млн. рублей, а также возмещены средства областного бюджета в объеме 2 669,0 млн. рублей, фактически направленные на досрочное погашение долговых обязательств Омской области по рыночным заимствованиям. За счет предоставленного бюджетного кредита из областного бюджета муниципальными образованиями Омской области осуществлено погашение кредитов от кредитных организаций в сумме 4 462,9 млн. рублей. Возврат бюджетного кредита Омской областью планируется в 2025 - 2028 годах равными долями с возможностью досрочного погашения.
В течение 2022 года погашение и обслуживание долговых обязательств Омской области осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме.
Объем государственного долга Омской области на 1 января 2023 года увеличился в сравнении с предыдущим годом на 25,1 процента с 45 822,6 млн. рублей до 57 308,7 млн. рублей. За исключением инфраструктурных бюджетных кредитов и задолженности местных бюджетов перед Омской областью по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям муниципальных образований Омской области, объем государственного долга Омской области за 2022 год увеличился на 13,7 процента и составил 52 122,6 млн. рублей.
В течение 2022 года Омской областью обеспечено соблюдение установленных соглашениями условий в части ограничения размера процентных ставок по привлечению кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций до уровня ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых.
В целях привлечения заимствований в 2022 году Министерством финансов Омской области было объявлено 23 открытых аукциона по кредитованию в электронной форме, подписано 17 государственных контрактов с банками-кредиторами на общую сумму 11 000,0 млн. рублей.
Средневзвешенная ставка по всем долговым обязательствам Омской области снизилась на 0,65 процента (с 2,84 процента до 2,19 процента), по рыночным обязательствам в связи с изменением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации указанная ставка в течение 2022 года выросла на 0,57 процента (с 7,26 процента до 7,83 процента).
Кроме того, в прошедшем году удалось качественно улучшить структуру кредитного портфеля за счет бюджетных кредитов. Осуществление мероприятий по досрочному рефинансированию рыночных долговых обязательств за счет бюджетных кредитов и реструктуризации долговых обязательств, использованию механизма управления ликвидностью единого счета областного бюджета обеспечило экономию расходов на обслуживание государственного долга Омской области в объеме 947,2 млн. рублей от первоначально запланированного. Объем расходов на обслуживание государственного долга Омской области в 2022 году составил 503,7 млн. рублей, что на 594,2 млн. рублей меньше, чем в 2021 году. Доля расходов на обслуживание государственного долга Омской области в 2022 году в общем объеме расходов бюджета региона, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, составила 0,39 процента.
В 2023 году долговая политика Омской области остается сдержанной и направленной на добросовестное исполнение всех долговых обязательств, в том числе принятых в результате проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам Омской области перед Российской Федерацией.
По состоянию на 1 сентября 2023 года объем государственного долга Омской области составил 57 904,1 млн. рублей. Структура государственного долга Омской области улучшилась за счет увеличения доли бюджетных кредитов из федерального бюджета, которая составила 91,4 процента (52 904,1 млн. рублей), государственные ценные бумаги Омской области составили 8,6 процента (5 000,0 млн. рублей) в общем объеме долга Омской области. Кредиты кредитных организаций отсутствуют.
Омской области в 2023 году акционерным обществом "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации присвоен кредитный рейтинг на уровне "ruА-" (умеренно высокий уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости), прогноз стабильный, что на ступень выше рейтинга на уровне "ruBBB+" (умеренный уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости), который присваивался региону на протяжении последних четырех лет.
В рамках управления государственным долгом Омская область использует инструменты разработанного на федеральном уровне комплекса мер экономической поддержки регионов (далее - инфраструктурное меню). В 2022 году привлечен бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в сумме 723,2 млн. рублей, в 2023 году планируется привлечь 3 031,0 млн. рублей, в 2024 году - 1 619,2 млн. рублей. Полученные средства будут направлены на строительство объектов инфраструктуры региона.
Кроме этого, в 2023 году Омская область воспользуется новыми элементами инфраструктурного меню, такими как:
1) кредит на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств в сумме 2 409 млн. рублей для реконструкции и ремонта объектов транспортной (дорожной) инфраструктуры;
2) специальные казначейские кредиты в общей сумме 1 849,0 млн. рублей на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования и строительство объектов инфраструктуры.
В течение года возможность покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, обеспечена благодаря заключению соглашения с Управлением Федерального казначейства по Омской области для привлечения бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета. За 8 месяцев 2023 года объем привлечения таких кредитов составил 12 154,9 млн. рублей.
Долговая нагрузка (с учетом допустимых превышений) по состоянию на 1 января 2024 года не превысит установленный условиями соглашений уровень.
Объем свободного кредитного лимита по действующим и планируемым к заключению в текущем году государственным контрактам на оказание услуг по предоставлению Омской области кредитных ресурсов обеспечит достаточный уровень рыночной ликвидности.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Омской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основными факторами, определяющими направления и характер государственной долговой политики Омской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, являются:
1) объем государственного долга Омской области;
2) изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами и санкционным давлением со стороны иностранных государств;
3) требования бюджетного законодательства Российской Федерации;
4) необходимость выполнения обязательств по уровню долговой нагрузки, дефицита областного бюджета, по объему государственного долга и рыночным заимствованиям, установленных заключенными с Министерством финансов Российской Федерации соглашениями.
3. Цели и задачи государственной долговой политики Омской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Государственная долговая политика Омской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ориентирована на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного бюджета посредством эффективного управления государственным долгом Омской области в целях поддержания его объема на экономически обоснованном уровне и снижения влияния долговой нагрузки на областной бюджет.
Основными задачами государственной долговой политики Омской области являются:
1) обеспечение потребностей областного бюджета в заемных средствах при поддержании приемлемых уровней риска и стоимости заимствований;
2) своевременное и полное погашение долговых обязательств Омской области при минимизации расходов на обслуживание государственного долга Омской области;
3) выполнение Омской областью обязательств, принятых в результате проведения реструктуризации обязательств (задолженности) Омской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета:
- обеспечение ежегодно размера дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов общего годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений;
- обеспечение долговой нагрузки ежегодно на конец финансового года на уровне не более 51 процента;
- обеспечение долговой нагрузки по рыночным заимствованиям ежегодно на конец финансового года на уровне не более 50 процентов;
- ограничение размера процентных ставок по привлечению кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций до уровня ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых;
4) обеспечение уровня общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям Омской области и муниципальных образований Омской области не более 25 процентов объема доходов консолидированного бюджета Омской области без учета безвозмездных поступлений;
5) повышение ликвидности единого счета областного бюджета;
6) осуществление мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Омской области, поддержание репутации Омской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности.
Кроме того, нормативным правовым актом Правительства Омской области, регламентирующим порядок предоставления из областного бюджета бюджетных кредитов местным бюджетам, их использования и возврата муниципальными образованиями Омской области, предусматривается ограничение размера процентных ставок по привлечению кредитов кредитных организаций до уровня ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых.
4. Инструменты реализации государственной долговой политики Омской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
В рамках решения задачи по минимизации расходов на обслуживание государственного долга Омской области сохранится практика привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета на условиях, установленных законодательством.
Важная роль отводится использованию остатков средств на едином счете областного бюджета и на казначейских счетах, отражающих операции бюджетных и автономных учреждений Омской области, в целях временного сокращения государственного долга Омской области.
Привлечение Омской областью кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры, в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае нехватки бюджетных средств привлекать и возвращать кредиты в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживание государственного долга Омской области.
В целях рефинансирования имеющейся задолженности Омской области планируется привлечение рыночных заимствований на среднесрочный и долгосрочный периоды с учетом соблюдения равномерности наступления сроков платежей по долговым обязательствам.
Кроме того, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" в 2024 году Омская область планирует привлечь из федерального бюджета бюджетный кредит в сумме 1 619,2 млн. рублей для развития инфраструктуры региона.
В целях исключения рисков областного бюджета Планом мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Омской области на 2017 - 2026 годы, утвержденной распоряжением Правительства Омской области от 24 марта 2017 года N 26-рп, предусматривается мораторий на предоставление государственных гарантий Омской области.
5. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Омской области в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов
Важное место в достижении целей государственной долговой политики Омской области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом Омской области являются:
1) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета (недостаточное поступление доходов областного бюджета потребует поиска альтернативных источников для выполнения расходных обязательств Омской области и обеспечения сбалансированности областного бюджета);
2) риск роста процентных ставок - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Омской области вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки;
3) риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование уже имеющихся долговых обязательств Омской области;
4) риск ликвидности - отсутствие в областном бюджете средств для своевременного исполнения расходных и долговых обязательств Омской области в полном объеме, в том числе в случае признания аукционов по привлечению кредитных ресурсов несостоявшимися из-за отсутствия заявок на участие в данных аукционах;
5) риск роста стоимости инфраструктурных проектов и других инвестиционных проектов, что может привести к недостаточности привлеченных для реализации соответствующих проектов средств и необходимости привлечения дополнительных ресурсов.
С целью снижения роста стоимости инфраструктурных проектов необходимо учитывать изменение экономической ситуации вследствие влияния внешних факторов на процесс освоения инфраструктурных бюджетных кредитов, для этого необходима своевременная корректировка сроков и объемов заявленного финансирования в новых условиях.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией государственной долговой политики Омской области, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Омской областью.
Большую роль играет обеспечение информационной открытости, выстраивание взаимоотношений с кредитными организациями и инвесторами на основе конкурентных процедур, формирование благоприятной кредитной истории, поддержание кредитного рейтинга региона на приемлемом уровне. Это позволит потенциальным инвесторам получить дополнительную независимую экспертизу и будет способствовать осуществлению заимствований Омской области на более выгодных условиях.
В целях повышения репутации Омской области как заемщика будет продолжена практика опубликования информации о структуре государственного долга Омской области, программе государственных внутренних заимствований Омской области, информации о кредитных рейтингах на официальном сайте Министерства финансов Омской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://mf.omskportal.ru/oiv/mf.
Осуществление мониторинга рыночной конъюнктуры и изменений в сфере межбюджетных отношений позволит проводить мероприятия по рефинансированию рыночных заимствований под более низкую стоимость обслуживания.
Минимизация и ослабление негативных последствий риска рефинансирования обеспечиваются использованием среднесрочных и долгосрочных инструментов заимствований для формирования равномерного графика погашения долговых обязательств Омской области, а также использованием механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Омской области от 23 ноября 2023 г. N 252-рп "Об утверждении основных направлений государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.