Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Ленинск-Кузнецкого
муниципального округа
от 14 ноября 2023 г. N 1208
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на очередной финансовый 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ленинск-Кузнецкого муниципального округа (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Положением о бюджетном процессе в Ленинск-Кузнецком муниципальном округе, утвержденным решением сессии Совета народных депутатов от 26.12.2019 N 33, с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики на период до 2024 года.
При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сформированы с учетом обязательств, предусматриваемых соглашением о мерах по социально экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов. В 2024-2026 годах параметры бюджетной политики будут формироваться с учетом введенных в отношении России масштабных внешних торговых и финансовых ограничений.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - проект бюджета), основных подходов к его формированию, и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
2. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на 2024-2026 годы
Целью основных направлений бюджетной политики является описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета округа на 2024-2026 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Первой задачей должна стать реализация уже принятых решений в рамках бюджета 2023 года и планового периода 2024, 2025 годов с конечной целью сокращения размера дефицита, а также подготовка нового бюджета на трёхлетнюю перспективу.
В этом процессе одно из ключевых значений принадлежит именно бюджетной политике. Принятые решения по оптимизации бюджетных расходов, по аккуратному подходу к текущим обязательствам способствовали адаптации экономики к новым условиям, стабилизации ключевых экономических показателей.
Сохранение бюджетного дефицита на текущих уровнях означает, что во избежание инфляционных последствий бюджет округа сможет себе позволить только крайне умеренное восстановление кредитной активности, а значит, не сможет получать тот приток денежных средств из банковского сектора, который ему необходим.
Только увеличение доходов, обеспеченное реальным ростом экономики, позволяет решить больше задач, возложенных на муниципальный округ. Ускорение темпов роста экономики Ленинск-Кузнецкого муниципального округа - одна из ключевых задач, обеспечивающая, в том числе и устойчивость бюджетной системы.
Важно подчеркнуть, что ограничение объёмов расходов и дефицита - это не только вопрос устойчивости бюджета округа, это вопрос общего экономического равновесия.
Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
Целью налоговой политики Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, напрямую связанной с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, является увеличение налогового потенциала территории и повышение уровня собираемости собственных доходов бюджета муниципального округа.
Основные итоги бюджетной и налоговой политики Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года
С 2014 года бюджет Ленинск-Кузнецкого муниципального округа формируется с использованием программно-целевого метода планирования.
Начиная с 2015 года бюджет формируется в 100% программной структуре расходов на основе действующих 21 муниципальных программ Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
По итогам 2022 года обеспечена положительная динамика основных показателей исполнения бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
Бюджет 2022 года исполнен по доходам на 95,5%. При плане 1 504 680,7 тыс. рублей доходы выполнены в объеме 1 437 575,3 тыс. рублей. Исполнение по расходам - 1 427 856,3 тыс. руб., при плановых показателях - 1 508 408,1 тыс. руб., что составляет 94,7%.
Исполнение бюджета муниципального округа за 9 месяцев 2023 года составило: по доходам - 1 149 950,2 тыс. рублей и по расходам - 1 097 563,4 тыс. рублей, что на 23,5 процента или на 218 786,9 тыс. рублей выше показателей 2022 года по доходам за аналогичный период и на 23,6 процента или на 209 346,9 тыс. рублей - по расходам.
Всего расходы бюджета на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в 2022 году составили 765 893.9 тыс. рублей, из них страховые взносы во внебюджетные фонды составили 175 385.5 тыс. рублей. В общем объеме расходов расходы на заработную плату составили 53,6%.
Основными доходными источниками бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального округа являлись безвозмездные поступления из бюджетов других уровней Российской Федерации (их доля в общем объеме доходов за 2022 год составила 70,4%); налоговые и неналоговые поступления (их доля составила 29,6%).
Структура безвозмездных доходов в 2022 году включала: дотации (38,2% или 386 106,6 тыс. руб.), субсидии (11,7% или 118 101,8 тыс. руб.), субвенции (48,0% или 486 019,5 тыс. руб.), иные межбюджетные трансферты (1,7% - 16 780,9 тыс. руб.).
В структуре доходов бюджета по налоговым и неналоговым поступлениям одной из основных составляющих является налог на доходы физических лиц (44,8% или 190 796,9 тыс. руб.). Налоги на имущество в общей структуре налоговых и неналоговых поступлений в бюджет муниципального района составили 13,5%, доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты - 4,7%, налоги на совокупный доход составили 11,1%. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составили 18,2%, плата за негативное воздействие на окружающую среду - 47,0%.
За 9 месяцев 2023 года безвозмездные поступления из бюджетов других уровней Российской Федерации составили 70,4% от общего объема доходов или 809 516,5 тыс. руб., что выше на 180 148,8 тыс. руб. к уровню аналогичного периода прошлого года; налоговые и неналоговые поступления - 340 433,7 тыс. руб. или 29,6%, за 9 месяцев 2022 года данные поступления составили 301 795,7 тыс. руб. Повышение составило 38 638,0 тыс. руб.
В основном повышение произошло по налоговым доходам - на 26 213,7 тыс. руб. (9 месяцев 2022 г. - 221 469,6 тыс. руб., 9 месяцев 2023 г. - 247 683,3 тыс. руб.), в том числе:
- налог на доходы физических лиц - 24 104,2 тыс. руб., (9 месяцев 2022 г. - 131 350,0 тыс. руб., 9 месяцев 2023 г. - 155 454,2 тыс. руб.);
- земельный налог с организаций - 13 991,5 тыс. руб. (9 месяцев 2022 г. - 37 510,0 тыс. руб., аналогичный период 2023 г. - 51 501,5 тыс. руб.;
По неналоговым доходам сумма поступлений также увеличилась на 12 424,2 тыс. руб. (9 месяцев 2022 г. - 80 326,1 тыс. руб., 9 месяцев 2023 г. - 92 750,3 тыс. руб.), в том числе:
- арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена - на 2 197,0 тыс. руб. (9 месяцев 2022 г. - 54 153,3 тыс. руб., 9 месяцев 2023 г - 56 350,3 тыс. руб.);
- доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну МО - на 2 007,6 тыс. руб. (9 месяцев 2022 г. - 1 010,9 тыс. руб., 9 месяцев 2023 г. - 3 018,5 тыс. руб.);
- плата за негативное воздействие на окружающую среду увеличение составило 3 919,6 тыс. руб. (9 месяцев 2022 г. - 16 273,5 тыс. руб., 9 месяцев 2023 г. - 20 193,1 тыс. руб.);
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов - на 4 165,0 тыс. руб. (9 месяцев 2022 г. - 3 937,4 тыс. руб., 9 месяцев 2023 г. - 8 102,4 тыс. руб.).
В 2021 году и в течение всего 2022 года проводилась взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера муниципального долга с учетом требований бюджетного законодательства.
Просроченная задолженность по социально значимым и долговым обязательствам бюджета муниципального округа отсутствовала.
В 2022 году осуществляется дальнейшая реализация принципа формирования бюджета на основе муниципальных программ, призванного повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечить их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
С 2019 году в рамках государственных и муниципальных программ началась реализация федеральных проектов, входящих в составы национальных программ.
Продолжается работа, направленная на повышение собираемости платежей в бюджет муниципального округа, проведение претензионной работы с должниками перед бюджетом муниципального округа.
Продолжена практика оформления и опубликования "бюджета для граждан", содержащего в доступной форме информацию о муниципальных финансах, показателях проекта бюджета муниципального округа и отчета об его исполнении.
Для достижения целей эффективной бюджетной политики перед всеми участниками бюджетного процесса поставлены задачи по:
- обеспечению сбалансированности бюджета;
- проведение оценки налоговых льгот;
- повышению объективности и качества бюджетного планирования;
- оптимизация расходной части бюджета и направление на обязательства приоритетного характера;
- обеспечение открытости, прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
3. Основные направления бюджетной и налоговой политики Ленинск-Кузнецкого муниципального округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в области доходов бюджета муниципального округа
Налоговая политика муниципального округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства и законодательства Кемеровской области - Кузбасса, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.
Исходя из текущей экономической ситуации и целей, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Правительством Кемеровской области - Кузбасса, налоговая политика на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в условиях восстановления экономической активности после преодоления негативных последствий для экономики, обусловленных распространением коронавирусной инфекции и введением антироссийских санкций.
Основными направлениями налоговой политики в Ленинск-Кузнецком муниципальном округе на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годы определены:
- сохранение и развитие налогового потенциала на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа;
- оптимизация налоговых льгот по местным налогам на основе проведения оценки налоговых расходов;
- обеспечение стабильности системы налогообложения для юридических и физических лиц;
- совершенствование нормативно-правовых актов о налогах, принятых органами местного самоуправления, с учетом изменений федерального законодательства;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- выявление причин неплатежей крупнейших недоимщиков и выработка рекомендаций по принятию мер к снижению образовавшейся задолженности;
- усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
- продолжение практики инициативного бюджетирования, которая предусматривает участие жителей в определении актуальных вопросов местного значения, вклад граждан в реализацию проектов на условиях софинансирования из бюджета муниципального округа и вышестоящих бюджетов. А также участие инициативных групп населения в контроле за ходом реализации проектов;
- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального округа и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, активизация претензионно-исковой деятельности.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений должна быть направлена на продолжение работы по отстаиванию интересов Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в части сохранения доходной базы и привлечению в бюджет муниципального округа межбюджетных трансфертов.
Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Основными задачами бюджетной политики являются поддержание экономической и социальной стабильности в муниципальном округе, повышение качества использования финансовых ресурсов муниципального округа, обеспечение доступности для потребителей и улучшения качества социальных бюджетных услуг, жилищно-коммунальных услуг.
4. Основные направления бюджетной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в области расходов бюджета муниципального округа
Бюджетная политика на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в области расходов бюджета муниципального округа направлена на повышение эффективности расходов бюджета и оптимизацию расходных обязательств. Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, обеспечение социальных гарантий.
Ключевыми направлениями бюджетной политики в области расходов бюджета муниципального округа являются:
- первоочередное исполнение принятых социальных обязательств, в том числе публичных нормативных обязательств, и сохранение достигнутых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, обеспечение установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда;
- приоритизация расходов в целях финансового обеспечения обязательств, связанных с достижением целевых показателей муниципальных программ муниципального образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, и результатов реализации мероприятий муниципальной программы;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств, применение ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости и обеспеченности источниками финансирования;
- поддержание оптимальных объемов и структуры бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления муниципального образования;
- формирование мероприятий и показателей муниципальных программ муниципального образования, позволяющих участвовать в федеральных проектах, входящих в состав национальных проектов, мероприятиях индивидуальной программы, государственных программах с целью привлечения бюджетных средств бюджетов других уровней на решение вопросов местного значения;
- недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по обязательствам социально-значимого характера;
- выявление главными распорядителями средств бюджета резервов оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе путем проведения оценки целесообразности и актуальности мероприятий муниципальных программ и их финансового обеспечения;
- дальнейшее вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс с учетом совершенствования методологии реализации инициативных проектов;
- повышение качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств муниципального образования;
- повышение операционной эффективности использования бюджетных средств, в том числе с использованием механизмов казначейского сопровождения бюджетных средств;
- повышение эффективности управления ликвидностью единого счета бюджета путем привлечения остатков средств на единый счет бюджета;
- вовлечение организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг, в том числе путем использования механизма социального заказа на оказание муниципальных услуг;
- повышение эффективности предоставления субсидий посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления;
- обеспечение публичности информации о субсидиях, предоставляемых из бюджета с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации;
- реализация мероприятий, способствующих сохранению безопасного уровня муниципального долга муниципального образования и расходов на его обслуживание;
- поддержание высокого уровня открытости бюджетных данных, характеризующих прозрачность бюджетного процесса муниципального образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области от 14 ноября 2023 г. N 1208 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.