Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 27.11.2023 N 3425-р
Порядок
определения коэффициента специфики работы в государственных учреждениях социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Порядок определения коэффициента специфики работы в государственных учреждениях социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Порядок), разработан Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1679).
1.2. Порядок применяется в отношении:
работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета и администраций районов Санкт-Петербурга, за исключением работников Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр" (далее - Городской информационно-расчетный центр), Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр организации социального обслуживания" (далее - Центр организации социального обслуживания), Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Городской информационно-методический центр "Семья" (далее - Центр "Семья");
работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета.
1.3. В отношении работников Городского информационно-расчетного центра, Центра организации социального обслуживания, Центра "Семья" действуют иные правовые акты, устанавливающие порядок определения коэффициента специфики работы, утвержденные Комитетом, учитывающие специфику трудовой деятельности работников указанных учреждений.
1.4. Для целей Порядка применяются следующие термины и определения:
государственные учреждения социальной защиты населения Санкт-Петербурга - государственные (бюджетные, казенные, автономные) учреждения социальной защиты населения Санкт-Петербурга, находящиеся в ведении Комитета и администраций районов Санкт-Петербурга, а также государственные образовательные учреждения, находящиеся в ведении Комитета (далее - учреждения социальной защиты населения);
работодатели - государственные учреждения социальной защиты населения Санкт-Петербурга, находящиеся в ведении Комитета и администраций районов Санкт-Петербурга, а также государственные образовательные учреждения, находящиеся в ведении Комитета;
работники государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета - руководители, специалисты, служащие, занимающие должности, относящиеся в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти к должностям руководителей, специалистов и служащих, а также работники, выполняющие работы по профессиям рабочих, заключившие трудовой договор ("эффективный контракт") с государственным учреждением социальной защиты населения Санкт-Петербурга, находящимся в ведении Комитета и администраций районов Санкт-Петербурга, а также государственным образовательным учреждением, находящимся в ведении Комитета (далее - работники учреждений социальной защиты населения);
коэффициент - числовой показатель, характеризующий изменение должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы работников учреждений социальной защиты населения;
показатель(и) - количественная (качественная) характеристика социально-экономических явлений и (или) процессов;
критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо;
коэффициент специфики работы - повышающий коэффициент, применяемый для определения размера должностного оклада руководителей, специалистов и служащих учреждений социальной защиты населения, а также тарифной ставки (оклада) рабочих указанных учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - коэффициент специфики);
первичные профсоюзные организации - профсоюзные организации, действующие в учреждениях социальной защиты населения (далее - профсоюз);
выборные органы первичных профсоюзных организаций - профсоюзные Комитеты первичных профсоюзных организаций учреждений социальной защиты населения.
Особые условия труда - вредные и (или) опасные условия труда.
Иные термины и определения применяются в значениях, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
1.5. Абсолютный размер повышения базового оклада руководителей всех уровней, специалистов и служащих учреждения социальной защиты населения в соответствии с коэффициентом специфики исчисляется по формуле:
АК спец.=Б оК спец.[1],
где:
АК спец. - абсолютный размер повышения базового оклада руководителей, специалистов и служащих, рублей;
Б о - базовый оклад, рублей;
К спец. - коэффициент специфики.
1.6. Абсолютный размер повышения базовой единицы рабочих учреждений социальной защиты населения, занятых в особых условиях труда, в соответствии с коэффициентом специфики исчисляется по формуле:
АК раб.=Б еК спец.[2],
где:
АК раб. - абсолютный размер повышения базовой единицы работников, выполняющих работу по профессии рабочего, рублей;
Б е - размер базовой единицы.
1.7. Порядок применяется с учетом следующих документов:
Трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга на соответствующие календарные годы (далее - Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга);
Регионального отраслевого соглашения между Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественной организацией Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, на соответствующие календарные годы (далее - Региональное соглашение);
Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, протоколом на соответствующий календарный год (далее - Единые рекомендации).
2. Структура (состав) коэффициента специфики
2.1. Структура коэффициента специфики характеризует внутреннее устройство указанного коэффициента.
2.2. Коэффициент специфики включает в себя следующие коэффициенты, отражающие:
тип учреждения социальной защиты населения (далее - коэффициент типа (К тип);
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников учреждения социальной защиты населения (далее - коэффициент условий труда ( К усл.тр.);
прочие условия труда - условия труда, формирующиеся на рабочем месте под влиянием факторов трудового процесса (далее - коэффициент прочих условий труда (К пр.усл.).
2.3. Коэффициент специфики определяется по формуле:
K спец.i=К типi+К усл.тр.i+К пр.усл.i[3],
где:
K спец.i - коэффициент специфики;
К типi - коэффициент типа;
К усл.тр.i - коэффициент условий труда;
К пр.усл.i - коэффициент прочих условий труда;
i - работник соответствующего учреждения социальной защиты населения.
2.4. Коэффициент специфики применяется в отношении работников учреждения социальной защиты населения с учетом следующих правил:
2.4.1. В отношении руководителей, специалистов и служащих, а также рабочих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - в соответствии с Порядком;
2.4.2. В отношении рабочих, занятых в оптимальных и (или) допустимых условиях труда, - в соответствии с Порядком, Региональным соглашением и Трехсторонним соглашением Санкт-Петербурга.
2.5. Размеры коэффициента специфики, применяемые в отношении работников учреждений социальной защиты населения, установлены Постановлением N 1679 (таблица).
Таблица
Размеры коэффициента специфики, применяемые в отношении работников учреждений социальной защиты населения
Тип учреждения |
Размер коэффициента специфики в отношении |
|
руководителей, специалистов и служащих |
рабочих |
|
1 |
2 |
3 |
Тип 1 |
0,20-1,50 |
0,20-0,80 |
Тип 2 |
0,17-1,45 |
0,17-0,75 |
Тип 3 |
0,15-1,40 |
0,15-0,70 |
Тип 4 |
0,10-0,55 |
0,10-0,40 |
Тип 5 |
0,05-0,45 0,60-1,50 * |
0,05-0,35 0,60-0,80 * |
* Коэффициенты специфики 0,60-1,50 и 0,60-0,80 применяются для расчета должностного оклада, ставки заработной платы, тарифной ставки (оклада) работников Санкт-Петербургского государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы" |
3. Коэффициент типа и порядок определения его размера
3.1. Тип учреждения социальной защиты населения - группирование учреждений социальной защиты населения по определенным признакам (видам предоставляемых услуг, категориям получателей услуг, формам социального обслуживания и другим признакам).
3.2. Коэффициент типа устанавливается Комитетом в зависимости от отнесения соответствующего учреждения социальной защиты населения к Перечню типов, предусмотренному приложением 3 к Постановлению N 1679.
3.3. Размеры коэффициента типа, устанавливаемые Комитетом, распространяются на всех работников соответствующего типа учреждения социальной защиты населения, в отношении которых при определении размера должностного оклада, ставки заработной платы, тарифной ставки (оклада) применяется коэффициент специфики или часть указанного коэффициента в соответствии с Региональным соглашением.
3.4. Комитет определяет величину коэффициента типа на неопределенный срок.
При наступлении отдельных событий Комитет может принять решение об изменении размера (размеров) коэффициента типа.
К таким событиям относятся:
проведение реорганизации учреждения социальной защиты населения в любых формах в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации;
изменение типа учреждения социальной защиты населения в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
наступление иных событий, признанных Комитетом обоснованными, при наличии обращения соответствующего учреждения социальной защиты населения.
В случае если по результатам рассмотрения обращения Комитетом принимается решение об изменении коэффициента типа учреждения социальной защиты населения, то Комитетом вносятся соответствующие изменения в Порядок.
3.5. Учреждение социальной защиты населения при уменьшении размера коэффициента типа (например, при реорганизации) и вследствие этого снижения должностного оклада, ставки заработной платы руководителя, специалиста, служащего и (или) тарифной ставки (оклада) рабочего, занятого во вредных и (или) опасных условиях труда, должно принять меры в целях недопущения уменьшения размеров заработной платы работников учреждения социальной защиты населения.
3.6. Размеры коэффициента типа, устанавливаемые Комитетом в отношении работников учреждений социальной защиты населения, представлены в приложении N 1 к Порядку.
4. Коэффициент условий труда и порядок определения его размера
4.1. При установлении коэффициента условий труда следует руководствоваться результатами проведения специальной оценки условий труда (далее - спецоценка), с учетом статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.2. Согласно статье 14 Федерального закона N 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
В свою очередь вредные условия труда дополнительно распределяются на четыре подкласса: 3.1 - 3.4.
4.3. Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах руководителей, специалистов, служащих и рабочих определяются на основании результатов спецоценки.
4.4. Для организации и проведения спецоценки согласно статье 9 Федерального закона N 426-ФЗ в учреждении социальной защиты населения создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - Комиссия).
Состав Комиссии и регламент ее работы, соответствующие статье 9 Федерального закона N 426-ФЗ, утверждаются приказом соответствующего учреждения социальной защиты населения.
4.5. Спецоценка проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 1.
4.5.1. Размеры коэффициента условий труда, устанавливаемые работникам учреждений социальной защиты населения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, представлены в приложении N 2 к Порядку.
4.5.2. Минимальный размер коэффициента условий труда, соответствующий подклассу вредности 3.1, устанавливается в размере 12 процентов или 0,12.
4.5.3. Конкретный размер коэффициента условий труда при подклассе 3.2 устанавливается руководителем либо Комиссией.
4.6. В силу Трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга профессиональная деятельность работников государственных учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга по предоставлению социальных услуг в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге" лицам, больным туберкулезом, имеющим заболевание вирусом иммунодефицита (ВИЧ-инфекцию), а также психически больным, является работой во вредных и (или) опасных условиях труда, независимо от результатов специальной оценки рабочих мест по условиям труда, что учитывается при проведении спецоценки 2.
Размер коэффициента условий труда в этом случае определяется Комиссией, но не ниже размера коэффициента условий труда, представленного в приложении N 2 к Порядку, для подкласса 3.2.
4.7. Если Комиссией условия труда на рабочих местах работников учреждения социальной защиты населения признаны оптимальными (1 класс вредности) или допустимыми (2 класс вредности), то при определении размера (размеров) коэффициента специфики, устанавливаемого руководителям, специалистам и служащим учреждения социальной защиты населения, коэффициент условий труда не учитывается.
Согласно Региональному соглашению к рабочим, занятым на рабочих местах учреждения социальной защиты населения, находящегося в ведении Комитета, условия труда на которых по результатам спецоценки признаны оптимальными или допустимыми, при определении размера тарифной ставки (оклада) должен применяться коэффициент типа, являющийся частью коэффициента специфики.
4.8. По результатам спецоценки учреждением социальной защиты населения формируется Перечень рабочих мест, признанных рабочими местами с вредными и (или) опасными условиями труда. Работа на таких рабочих местах по должности, профессии или специальности работника в соответствии со штатным расписанием дает право на установление работнику учреждения социальной защиты населения коэффициента специфики с учетом коэффициента условий труда (далее - Перечень рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда).
В перечне рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда указываются следующие сведения:
структурное подразделение учреждения социальной защиты населения;
должность, профессия, специальность работника учреждения социальной защиты или выполняемая работа;
наименование рабочего места и дата проведения спецоценки;
итоговый класс (подкласс) условий труда по степени вредности и (или) опасности, установленный по результатам проведения спецоценки;
размер коэффициента условий труда.
4.9. Перечень рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда включается в коллективный договор в качестве приложения (при наличии коллективного договора) или утверждается локальным нормативным актом, принятым работодателем с учетом мнения профсоюза либо по согласованию с ним.
5. Коэффициент прочих условий труда и порядок определения его размера
5.1. Коэффициент прочих условий труда устанавливается работодателем в соответствии с Порядком и применяется в составе коэффициента специфики в отношении следующих категорий работников:
руководителей, специалистов и служащих - независимо от результатов спецоценки;
рабочих, занятых на работах с вредными и(или) опасными условиями труда.
5.2. Коэффициент прочих условий труда устанавливается работнику при воздействии на него нервно-эмоциональных и нервно-психических факторов в процессе осуществления профессиональной деятельности в следующих случаях:
5.2.1. При предоставлении государственных услуг или работ потребителям государственных услуг или работ в сфере социальной защиты населения 3 при непосредственном обслуживании или прямом контакте с потребителями государственных услуг или работ.
5.2.2. При работе на персональных электронных вычислительных машинах (далее - ПЭВМ) в ходе реализации работником функций по планированию, организации, руководству и контролю, а также иных функций, реализация которых требует использования ПЭВМ;
5.2.3. При выполнении работ, предполагающих высокий уровень профессиональной ответственности.
5.3. Педагогическим работникам учреждений социальной защиты населения, осуществляющим образовательную деятельность, согласно пункту 11 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в установленные на день вступления в силу Федерального закона должностные оклады включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленный по состоянию на 31.12.2012 (далее - ежемесячная денежная компенсация).
Ежемесячная денежная компенсация включается в состав коэффициента специфики работы в качестве коэффициента прочих условий труда независимо от должности, которую занимает педагогический работник, в размере 0,01 процента от базового оклада.
Работникам, занимающим должности доцента либо профессора в государственном образовательном учреждении высшего образования, находящемся в ведении Комитета, коэффициент прочих условий труда устанавливается в размерах 0,40 и 0,60 соответственно.
5.4. Размеры коэффициента прочих условий труда, устанавливаемые при предоставлении государственных услуг или работ потребителям государственных услуг или работ, зависят от следующих факторов:
вида профессиональной деятельности, связанной с предоставлением государственных услуг или работ;
потребителей государственных услуг или работ;
типа учреждения социальной защиты населения в соответствии с Постановлением N 1679.
Кроме того, размеры коэффициента прочих условий труда зависят также от объема предоставляемых потребителям государственных услуг или работ.
Перечень государственных услуг или работ, их содержание, категории потребителей государственной услуги или работы определены Отраслевым перечнем государственных услуг Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения, утвержденным распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.12.2017 N 872-р.
Размеры коэффициента прочих условий труда, устанавливаемые работнику учреждения социальной защиты населения в связи с его профессиональной деятельностью по предоставлению государственных услуг или работ, представлены в приложении N 3 к Порядку 4.
Размер коэффициента прочих условий труда, устанавливаемый категориям работников учреждений социальной защиты населения, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", может составлять до 0,45 независимо от типа учреждения социальной защиты населения.
5.5. Размеры коэффициента прочих условий труда устанавливаются работникам учреждения социальной защиты населения, использующим в процессе профессиональной деятельности ПЭВМ.
Работа на ПЭВМ может оказывать неблагоприятное влияние на здоровье работников, последствиями которого могут быть, в частности, изменения в сердечно-сосудистой и эндокринной системах, ухудшение зрения из-за перенапряжения глаз, хронический стресс в связи с беспрерывной включенностью в процессе обмена информации в виртуальном пространстве.
Кроме того, длительная работа на ПЭВМ приводит к повышенной утомляемости работника, возникающей в том числе из-за переработки большого объема информации и высокой степени умственного напряжения 5.
Степень утомления во многом зависит от характера работы. Различают три основных категории занятости на ПЭВМ:
работа по считыванию информации с экрана по предварительным запросам;
работа по вводу информации;
творческая работа.
В приложении N 4 к Порядку предусматривается дифференциация размеров коэффициента прочих условий труда в зависимости от продолжительности работы на ПЭВМ в течение установленной ежедневной работы.
5.6. Размеры коэффициента прочих условий труда устанавливаются работникам учреждения социальной защиты населения при выполнении работы, предполагающей высокий уровень профессиональной ответственности, за сохранение денежных средств, материальных ценностей и иного имущества.
Согласно статье 244 Трудового кодекса Российской Федерации с указанными работниками могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.
Перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности".
Предельный размер коэффициента прочих условий труда, устанавливаемый по данному основанию, составляет 20 процентов.
Указанные размеры устанавливаются с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
5.7. Работодатель не вправе устанавливать размеры коэффициента прочих условий труда выше чем размеры, предусмотренные пунктами 5.3 - 5.6 Порядка.
5.8. Если работник учреждения социальной защиты населения имеет право на включение коэффициента прочих условий труда в состав коэффициента специфики по нескольким основаниям, то размеры коэффициента прочих условий труда суммируются.
5.9. Учреждение социальной защиты населения формирует перечень должностей (профессий) работников, в состав коэффициента специфики которых включается коэффициент прочих условий труда (далее - Перечень должностей (профессий) работников).
Примерная форма Перечня должностей (профессий) работников представлена в приложении N 5 к Порядку.
Перечень должностей (профессий) работников включается в коллективный договор или утверждается локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения профсоюза или по согласованию с ним.
5.10. Руководителям учреждений социальной защиты населения размер коэффициента прочих условий труда определяется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится учреждение социальной защиты населения.
6. Особенности установления коэффициента специфики работников учреждений социальной защиты населения
6.1. Коэффициент специфики наряду с другими коэффициентами устанавливается в составе должностного оклада работника учреждения социальной защиты населения приказом руководителя учреждения социальной защиты населения с учетом рекомендаций тарификационной комиссии.
При этом рекомендации тарификационной комиссии предусматривают учет мнения непосредственного руководителя работника учреждения социальной защиты населения и закрепляются в протоколе заседания тарификационной комиссии, в ходе которого было принято соответствующее решение.
6.2. Размер коэффициента специфики, в том числе коэффициента прочих условий труда заместителям руководителя учреждения социальной защиты населения, а также иным работникам, занимающим руководящие должности (за исключением начальников отделов), определяется непосредственно руководителем учреждения социальной защиты населения.
Работникам учреждения социальной защиты населения, занимающим должность начальника отдела, размер коэффициента специфики, в том числе коэффициента прочих условий труда, устанавливается тарификационной комиссией с учетом мнения заместителей руководителя учреждения социальной защиты населения, курирующих направления деятельности учреждения социальной защиты населения, соответствующие направления деятельности отделов учреждения социальной защиты населения, предусмотренных штатным расписанием учреждения социальной защиты населения.
-----------------------------
1На дату утверждения Порядка действует приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N ЗЗн "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
2Аналогичная норма, которая распространяется на всех работников государственных учреждений, находящихся в ведении Комитета, содержится в Региональном соглашении.
На работников государственных учреждений социальной защите населения, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, распространяется Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга.
3Потребителями государственных услуг или работ в сфере социальной защиты населения признаются граждане, нуждающиеся в предоставлении указанных услуг или работ.
4Приложение N 3 к Порядку не распространяется на государственные учреждения социальной защиты населения, находящихся в ведении Комитета: "Центр международных гуманитарных связей", "Дом ветеранов", "Мемориальное кладбище", "Городской информационно-методический центр "Доступная среда".
5Все перечисленные негативные последствия длительной работы на ПЭВМ (более 50 процентов рабочего времени в течение продолжительности ежедневной работы) не учитываются в процессе проведения спецоценки.
-----------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.