Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
12. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Костромской области от 19 декабря 2005 года N 349-ЗКО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Костромской области", постановлением администрации Костромской области от 14 июля 2015 года N 256-а "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Костромской области", а также алгоритмами межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденными постановлениями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
13. Криминогенная ситуация обусловливает необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.
Численность детей и подростков до 18 лет, проживающих на территории Костромской области, по состоянию на 01.01.2023 года, составляет 184 287 человек.
Согласно статистическим данным в 1 полугодии 2023 года на территории Костромской области зарегистрирован рост подростковой преступности на 40,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 62 до 87 преступлений). В совершении преступлений принял участие 51 несовершеннолетний, что на 8,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года (47 чел.). Отмечается увеличение в 2 раза количества краж, совершенных с банковского счета (с 5 до 10), на 67% - числа грабежей (с 3 до 5), в 2 раза - количества мошенничеств (с 0 до 2), более чем в 3 раза (с 3 до 11) - преступлений, связанных с причинением вреда здоровью различной степени тяжести.
Основной категорией лиц, совершающих преступления, являются молодые люди в возрасте 16 - 17 лет. Среди участников преступлений 7 подростков (13,7%) на момент совершения преступлений не были заняты трудовой и учебной деятельностью. Основными причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: бесконтрольность и отсутствие заинтересованности со стороны родителей (законных представителей), устойчивое нежелание подростков продолжать обучение в школе и образовательных организациях профессионального образования.
В 1 полугодии 2023 года зарегистрировано снижение на 14% числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, по сравнению с 1 полугодием 2022 года (с 358 до 308). Число преступлений, направленных против половой неприкосновенности несовершеннолетних, снизилось на 14,9% (с 67 до 57).
В 1 полугодии 2023 года отмечается увеличение показателя криминальной активности несовершеннолетних, ранее совершавших преступления. Так, 14 лиц (27% от числа участников преступлений) ранее совершали преступления.
Не теряет актуальности проблема повторной преступности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Доля осужденных несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, составила 5,4%.
Важной задачей сотрудников Управления МВД России по Костромской области является своевременное выявление и пресечение преступлений, связанных с использованием интернет-технологий, совершенных как несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних. В 1 полугодии 2023 года окончено расследование 10 уголовных дел по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, связанным с использованием банковских карт, в 1 полугодии 2022 года - 5.
В 1 полугодии 2023 года отмечено некоторое снижение фактов объявления несовершеннолетних в розыск: со 194 до 179 человек, однако, отмечается увеличение количества несовершеннолетних, самовольно ушедших из социозащитных организаций и учреждений, образовательных и медицинских организаций, - с 65 до 66 человек.
14. Важным аспектом в работе с семьей и ребенком остается ранняя профилактика семейного неблагополучия, которая наиболее эффективно реализуется в рамках межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики. На основании решений муниципальных КДН и ЗП в региональной базе данных зарегистрированы сведения о 1 560 семьях, находящихся в социально опасном положении. По итогам проведения курса профилактической работы, снята с учета 771 семья. В 2022 году на учет муниципальных КДН и ЗП поставлено 627 семей, находящихся в социально опасном положении. Причинами постановки семей, находящихся в социально опасном положении, на учет являются: злоупотребление родителями (законными представителями) алкогольными напитками, употребление наркотических веществ, уклонение родителей (законных представителей) от обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, полная или частичная утрата родителями (законными представителями) контроля за поведением детей, иные действия или бездействие, приводящие к нанесению вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, иные обстоятельства, нарушающие жизнеобеспечение детей, реализацию их прав и законных интересов, жестокое обращение с детьми (в том числе зарегистрированные факты).
15. В 2022 году на ведомственном учете в органах и учреждениях системы профилактики состояло 2 792 несовершеннолетних, в отношении которых проводилась индивидуальная профилактическая работа (в 2021 году - 2 734 чел.). На начало 2023 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - подразделения по делам несовершеннолетних) состоял 921 несовершеннолетний (в 2022 году - 1 022 чел.). Сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних пресечено 2 979 административных правонарушений. В структуре административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, отмечается снижение административных правонарушений, связанных с употреблением несовершеннолетними спиртных напитков, на 20,8% (с 707 до 560). Вместе с тем, отмечается уменьшение на 33,3% (с 15 до 10) выявления административных правонарушений, связанных с продажей алкогольной продукции несовершеннолетним, а также уменьшение на 6,7% (с 282 до 263) административных правонарушений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции.
16. На территории Костромской области за 2022 год зафиксировано 42 сообщения по фактам суицидальных попыток (суицидального поведения), совершенных несовершеннолетними, в том числе 3 оконченных суицида. За 1 полугодие 2023 года поступила информация о 21 факте суицидального поведения. Оконченных суицидов не зарегистрировано.
17. В 2022 году преступлений экстремистского и террористического характера, совершенных несовершеннолетними, на территории Костромской области не зарегистрировано. В 1 полугодии 2023 года несовершеннолетними совершено 2 преступления. На контроле территориальных органов Управления МВД России по Костромской области находятся 5 несовершеннолетних, разделяющих взгляды неформальных молодежных объединений.
18. Особенно остро в условиях психологического и социального неблагополучия несовершеннолетних воспринимаются проблемы в сфере их обеспечения психологической и социальной помощью. В 2022/23 учебном году педагоги-психологи имелись в штате 84% общеобразовательных организаций. Несмотря на увеличение за последние 3 года численности педагогов-психологов в общеобразовательных организациях, в 2022/23 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 300 обучающихся.
Возросла нагрузка на социальных педагогов в общеобразовательных организациях - в 2022/23 учебном году на каждого из специалистов приходилось 471 обучающийся. Сохраняет свою актуальность проблема развития необходимой инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и коррекции девиантного поведения.
19. Согласно результатам мониторинга по итогам 2022 года доля охвата несовершеннолетних, состоящих на различного вида профилактического учета, организованными формами занятости составила 98%. Меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних предполагают вовлечение несовершеннолетних в добровольческую деятельность, социальные и экологические проекты; проведение профилактики правонарушений несовершеннолетних в период каникул с привлечением организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей; развитие системы профессиональной ориентации несовершеннолетних, разработку и внедрение эффективных механизмов временного трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет.
20. Отрицательная динамика в сфере профилактики подростковой преступности, при которой наблюдается рост количества преступлений среди несовершеннолетних, численности детей, совершивших преступления, а также иных показателей свидетельствует о низкой эффективности проводимых различными органами и организациями профилактических мероприятий. Требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе право-воспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.