г. Краснодар |
|
03 августа 2021 г. |
А32-45217/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сороколетовой Н.А., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по городу Краснодару - Урахчина В.И. (доверенность от 30.10.2020), Черкашина Д.А. (доверенность от 29.12.2020), Атаева А.А. (доверенность от 19.02.2020), от Макаревича Олега Александровича - Иваницкого С.В. (доверенность от 07.05.2019), Горячкина А.В. (доверенность от 15.01.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Макаревича Олега Александровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2021 по делу N А32-45217/2020, установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по городу Краснодару (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Макаревича Олега Александровича (далее - Макаревич О.А., заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
Решением суда от 19.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.03.2021, отказано в удовлетворении ходатайств об истребовании доказательств, об отложении судебного заседания, об ознакомлении с материалами дела; Макаревич О.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В кассационной жалобе Макаревич О.А. просит решение от 19.01.2021 и постановление от 27.03.2021 отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что протокол об административном правонарушении от 31.08.2019 N 157 составлен с существенными нарушениями требований Кодекса об административных правонарушениях; отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в действиях Макаревича О.А. отсутствует вина, так как имелись обстоятельства, препятствовавшие исполнению вступившего в законную силу судебного акта; определение от 17.09.2019 по делу N А32-54256/2009 является неисполнимым, поскольку на должника распространяется мораторий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников"; санкция части 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях не предусматривает привлечение к административной ответственности физических лиц, а должностным лицом в понимании Кодекса об административных правонарушениях Макаревич О.А. не является.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган возразил относительно приведенных в ней доводов, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Макаревича О.А. поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители налогового органа придерживались позиции изложенной в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установили суды, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2019 по делу N А32-54256/2009 заявление конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц удовлетворенно; солидарно к субсидиарной ответственности по долгам ООО "Металлглавснаб" привлечены контролирующие должника лица, в частности Макаревич О.А.; взысканы денежные средства в сумме 813 748 025 рублей 83 копейки.
Неисполнение указанного судебного акта послужило основанием для составления налоговым органом в отношении Макаревича О.А. протокола об административном правонарушении от 31.08.2020 N 157 по части 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 Кодекса об административных правонарушениях, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) инспекция обратилась в суд с заявлением о привлечении Макаревича О.А. к административной ответственности по части 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях.
Удовлетворяя требования налогового органа, суды руководствовались статьями 16, 205 и 318 Кодекса, статьями 4.1, 14.13, 28.2 Кодекса об административных правонарушениях, разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", правовой позицией, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020.
Суды исходили из того, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2019 по делу N А32-54256/2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.05.2020, солидарно к субсидиарной ответственности по долгам ООО "Металлглавснаб" привлечены контролирующие должника лица: Матвеев Д.О., Макаревич Н.В., Макаревич О.А. и Макаревич Л.О.; с указанных лиц в пользу ООО "Металлглавснаб" взысканы денежные средства в сумме 813 748 025 рублей 83 копейки.
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2019 по делу N А32-54256/2009 со стороны Макаревича О.А. не исполнено, денежные средства на расчетный счет ООО "Металлглавснаб" не переведены. Доказательств принятия всех необходимых мер для исполнения судебного акта, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований судебного акта не представлено.
Отклоняя довод Макаревича О.А. о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях и содержит фразы и ссылки, применение которых недопустимо при описании выявленных нарушений, апелляционный суд исходил из того, что ссылка на статью 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", является обоснованной, поскольку в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Металлглавснаб" при рассмотрении вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности группы лиц, контролирующих деятельность должника, в которую также входил Макаревич О.А., суды учитывали период спорных правоотношений, в связи с чем, пришли к выводу о применении к ним указанных положений Закона о банкротстве.
Довод Макаревича О.А. об иной дате составления протокола об административном правонарушении (дата в оригинале протокола - 31.08.2020, дата в протоколе направленном в адрес заинтересованного лица - 31.08.2019), отклонен судами, так как имеет место техническая описка в указании года составления протокола. При этом суд первой инстанции установил аутентичность текстов оригинала протокола имеющегося в материалах дела и копии протокола представленного Макаревичем О.А. Признано опиской, не повлекшей нарушение прав заинтересованного лица, неверное указание в протоколе об административном правонарушении судебного акта (решение от 17.09.2019, а не определение от 17.09.2019), которым Макаревич О.А. привлечен к субсидиарной ответственности.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 31.08.2020 N 157 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях и допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, в отношении которого составлен.
Суды установили, что протокол об административном правонарушении от 31.08.2020 N 157 составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте вынесения протокола. В действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях.
Отклоняя довод Макаревича О.А. о том, что в протоколе от 31.08.2020 не указаны место и время события административного правонарушения, не описано событие административного правонарушения, апелляционный суд указал, что, начиная с 30.01.2020 (дата вступления в законную силу определения Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2019 по делу N А32-54256/2009), Макаревич О.А. не только был осведомлен о наличии долга перед ООО "Металлглавснаб" и его размере, но и мог его исполнить добровольно, однако указанную возможность не реализовал.
Учитывая, что постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.05.2020 по делу N А32-54256/2009 вступило в законную силу в день его принятия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что датой совершения правонарушения по части 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях является 28.06.2020.
Суд апелляционной инстанции отметил, что неуказание в протоколе от 31.08.2020 N 157 места совершения административного правонарушения не повлекло невозможности установления события административного правонарушения и не воспрепятствовало рассмотрению дела по существу. Помимо этого, протокол содержит реквизиты неисполненного судебного акта.
На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу, что протокол от 31.08.2020 N 157 об административном правонарушении в достаточной мере содержит описание события административного правонарушения. Пороков при составлении указанного протокола об административном правонарушении в отношении Макаревича О.А. апелляционным судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы Макаревича О.А. об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, поскольку отсутствовала возможность добровольного погашения задолженности путем самостоятельной продажи имеющегося недвижимого имущества в связи с наложением обеспечительных мер в рамках привлечения к субсидиарной ответственности, как несостоятельные, указав следующее.
Не обеспечив исполнение вступившего в законную силу судебного акта, Макаревич О.А. заведомо осознавал противоправный характер своих действий (бездействия), предвидел их последствия и сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.
Оснований полагать, что выявленное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Макаревича О.А., не имеется. Доказательства принятия заинтересованным лицом необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, которые позволили бы судить об отсутствии вины, в материалы дела не представлены.
Кроме того, суд указал, что представление сведений о счете в банке ООО "ЮМК Банк", на котором достаточно денежных средств, для исполнения акта о привлечении к субсидиарной ответственности, не свидетельствует о добросовестном поведении привлекаемого к административной ответственности лица. При этом доводы налогового органа о том, что ООО "ЮМК Банк" находится под контролем семьи Макаревичей не опровергнуты заинтересованным лицом.
Суд апелляционной инстанции отметил, что вывод собственных денежных средств путем приобретения валюты и перевода в иностранные банки, что установлено вступившими в законную силу судебными актами, свидетельствует о намерении избежать исполнения судебного акта о привлечении Макаревича О.А. к субсидиарной ответственности и причинения ущерба кредиторам и уполномоченному органу. В отношении довода о введении в отношении Макаревича О.А. моратория, в связи с чем принудительное исполнение судебного акта невозможно, апелляционный суд указал, что даже если хозяйствующий субъект подпадает под мораторий по общим правилам, это не означает, что он освобождается от ответственности за совершенные нарушения, не связанные с хозяйственной деятельностью (нормальной хозяйственной деятельностью), причинение вреда в результате неправомерных действий.
При этом апелляционный суд указал, что Макаревич О.А. обращался в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения определения суда от 17.09.2019. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Установив, что Макаревич О.А., являясь контролирующим лицом ООО "Металлгравснаб" привлечен к субсидиарной ответственности, суды пришли к выводу о том, что Макаревич О.А. является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, пришел к выводу о привлечении Макаревича О.А. к административной ответственности по части 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов обеих инстанций исходя из следующего.
Согласно части 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объективной стороной данного правонарушения является неисполнение судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности лицом, на которое указанная ответственность возложена в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере банкротства. Правонарушение, предусмотренное частью 8 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, посягает на установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Субъектом данного правонарушения являются контролирующие должника лица, привлеченные к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Согласно статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к указанной статье установлено, что под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, Макаревич О.А. не является должностным лицом, к которому по смыслу положений статьи 2.4 Кодекса об административных правонарушениях может быть применена административная ответственность.
Недоказанность состава правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях исключает возможность привлечения Макаревич О.А. к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в случае несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права (пункт 1 статьи 288 Кодекса).
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса считает возможным отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2021 в части привлечения к административной ответственности Макаревича Олега Александровича и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2021 по делу N А32-45217/2020 отменить.
В отмененной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Сороколетова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2019 по делу N А32-54256/2009 со стороны Макаревича О.А. не исполнено, денежные средства на расчетный счет ООО "Металлглавснаб" не переведены. Доказательств принятия всех необходимых мер для исполнения судебного акта, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований судебного акта не представлено.
Отклоняя довод Макаревича О.А. о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях и содержит фразы и ссылки, применение которых недопустимо при описании выявленных нарушений, апелляционный суд исходил из того, что ссылка на статью 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", является обоснованной, поскольку в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Металлглавснаб" при рассмотрении вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности группы лиц, контролирующих деятельность должника, в которую также входил Макаревич О.А., суды учитывали период спорных правоотношений, в связи с чем, пришли к выводу о применении к ним указанных положений Закона о банкротстве.
...
Объективной стороной данного правонарушения является неисполнение судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности лицом, на которое указанная ответственность возложена в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2021 г. N Ф08-5529/21 по делу N А32-45217/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13448/2022
12.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16080/2022
03.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5529/2021
27.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2752/2021
19.01.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45217/20