Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Новокузнецкого муниципального округа
от 23 ноября 2023 г. N 361
Порядок
осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Новокузнецкого муниципального округа
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Новокузнецкого муниципального округа (далее - Порядок), разработан в целях обеспечения единообразного осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Новокузнецкого муниципального округа, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Кемеровской области от 12.05.2015 N 38-ОЗ "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.2. Настоящий Порядок определяет цели, принципы, основные направления и порядок проведения мероприятий по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в Новокузнецком муниципальном округе (далее - мероприятия по контролю) в подведомственных организациях.
1.3. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях проводятся с целью:
1.3.1. соблюдения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
1.3.2. предупреждения нарушений прав и законных интересов работников подведомственных организаций;
1.3.3. принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных организаций;
1.3.4. контроля за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также работы по улучшению условий труда;
1.3.5. определения необходимости обучения специалистов подведомственных организаций на курсах повышения квалификации и на семинарах, посвященных вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе вопросам охраны труда.
1.4. Администрация Новокузнецкого муниципального округа (далее - контрольный орган) уполномочивает распоряжением на проведение контроля должностных лиц, которые осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий Новокузнецкого муниципального округа, за исключением организаций, подведомственных контрольным органам, указанным в пункте 2 постановления администрации Новокузнецкого муниципального округа, приложением к которому является настоящий Порядок.
2. Общие требования к проведению проверок
2.1. Предметом проверок являются соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устранение выявленных в ходе проверок нарушений и проведение мероприятий по предупреждению нарушений норм трудового права.
2.2. При проведении проверки должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятий по контролю (далее - уполномоченные должностные лица), руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами Новокузнецкого муниципального округа, осуществляющими ведомственный контроль и настоящим Порядком. Уполномоченные должностные лица должны обладать соответствующими знаниями, необходимыми для надлежащего проведения мероприятий по контролю.
2.3. Уполномоченные должностные лица перед началом проведения проверки обязаны предъявить руководителю подведомственной организации или лицу, его замещающему, служебные удостоверения либо иной документ, удостоверяющий личность, заверенную копию распоряжения руководителя контрольного органа о проведении проверки.
2.4. При проведении проверки в подведомственной организации уполномоченные должностные лица не вправе:
2.4.1. проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к цели проведения проверки;
2.4.2. осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя подведомственной организации или лица, его замещающего;
2.4.3. требовать представления документов, сведений, если они не относятся к цели проведения проверки, а также осуществлять изъятие оригиналов документов, относящихся к цели проведения проверки;
2.4.4. распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2.4.5. превышать срок проведения проверки;
2.4.6. осуществлять выдачу подведомственным организациям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по ведомственному контролю.
2.5. В случае воспрепятствования руководителем, его заместителем либо иным должностным лицом подведомственной организации проведению мероприятий по контролю уполномоченные должностные лица обязаны составить акт об отказе в проведении мероприятий по контролю либо о непредставлении документов и локальных нормативных актов, необходимых для проведения мероприятий по контролю.
2.6. Отдел кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа:
2.6.1. готовит предложения для составления плана проведения плановых проверок, контролирует установленные сроки его утверждения;
2.6.2. осуществляет контроль за исполнением плана проведения плановых проверок, своевременным внесением в него соответствующих изменений;
2.6.3. ведет журнал учета проводимых мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных организаций;
2.6.4. осуществляет контроль за своевременным устранением нарушений, выявленных в результате проведения мероприятий по контролю;
2.6.5. готовит в установленные сроки отчет о проведенных мероприятиях по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и направляет его в Министерство труда и занятости населения Кузбасса.
3. Виды, формы и сроки проведения проверок
3.1. Мероприятия по ведомственному контролю проводятся в виде плановых и внеплановых проверок.
Плановая проверка осуществляется при условии, что ежегодным планом проведения проверок не предусмотрено проведение в отношении подведомственной организации плановой проверки в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3.2. Проверки по форме проведения подразделяются на документарные и выездные.
3.3. Проверка проводится на основании распоряжения руководителя контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении проверки, в котором указываются:
1) полное наименование контрольного органа;
2) фамилия, имя, отчество, должность каждого из должностных лиц (с распределением функциональных обязанностей по вопросам, относящимся к их компетенции), проводящих проверку;
3) полное наименование подведомственной организации, проверка которой проводится, место ее нахождения;
4) основания проведения проверки;
5) цель проведения проверки;
6) дата начала и дата окончания проведения проверки;
7) перечень мероприятий по ведомственному контролю, необходимых для достижения цели проведения проверки;
8) перечень документов, представление которых подведомственной организацией необходимо для достижения цели проведения проверки.
3.4. Распоряжение контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении проверки, об изменении ранее установленной формы проверки, о продлении срока проведения проверки или о прекращении проведения проверки подписывает руководитель контрольного органа.
3.5. Срок проведения проверки не может превышать тридцати дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения государственной экспертизы условий труда, на основании мотивированных предложений уполномоченных должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен по распоряжению руководителя контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, но не более чем на тридцать рабочих дней.
4. Планирование мероприятий по контролю. Особенности проведения плановых проверок
4.1. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
4.2. Плановыми являются проверки, проводимые должностными лицами в соответствии с годовым планом мероприятий по контролю, утверждаемым руководителем контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, в отношении подведомственных организаций.
В случае если в отношении подведомственной организации в текущем году проведена или запланирована проверка в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, плановая проверка контрольным органом подлежит исключению из плана проверок на текущий год.
4.3. Правовым основанием для издания распоряжения о проведении мероприятий по контролю является годовой план проведения мероприятий по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных учреждений (далее - План).
4.4. План проведения проверок в отношении каждой проверяемой подведомственной организации должен содержать следующие сведения:
1) полное наименование подведомственной организации, в отношении которой проводится плановая проверка, место ее нахождения;
2) цель проведения плановой проверки;
3) форма проведения плановой проверки;
4) даты начала и окончания проведения плановой проверки.
4.5. Утвержденный План проведения проверок доводится до сведения подведомственных организаций отделом кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа посредством его размещения на официальном сайте администрации Новокузнецкого муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иным доступным способом, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или посредством факсимильной связи, не позднее тридцать первого декабря года, предшествующего году проведения плановой проверки.
4.6. В случае реорганизации или ликвидации подведомственной организации, изменения наименования подведомственной организации, формы проведения плановой проверки, даты начала и окончания проведения плановой проверки отдел кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа вносит соответствующие изменения в план проведения проверок.
Изменения, внесенные в план проведения проверок, в течение семи календарных дней со дня их внесения доводятся отделом кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа до сведения подведомственных организаций посредством их размещения на официальном сайте администрации Новокузнецкого муниципального округа в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" либо иным доступным способом, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или посредством факсимильной связи.
4.7. О проведении плановой проверки подведомственная организация уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным способом, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по телекоммуникационным каналам связи или посредством факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты получения, подписи, Ф.И.О. и должности получателя.
4.8. При проведении плановой проверки осуществляются контрольные мероприятия за соблюдением подведомственными организациями норм Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, федерального и областного законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе отраслевых нормативных правовых актов, соглашений, и нормативных правовых актов Новокузнецкого муниципального округа.
4.9. Перечень локальных нормативных правовых актов, документов, запрашиваемых при проведении мероприятий по контролю в подведомственных организациях, установлен в приложении к настоящему Порядку.
4.10. Основными направлениями ведомственного контроля при проведении плановой проверки является рассмотрение следующих вопросов:
1) социальное партнерство в сфере труда;
2) трудовой договор;
3) рабочее время;
4) время отдыха;
5) оплата и нормирование труда;
6) соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
7) трудовой распорядок и дисциплина труда;
8) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
9) охрана труда;
10) материальная ответственность сторон трудового договора;
11) особенность регулирования труда отдельных категорий работников;
12) рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;
13) проведение аттестации работников.
4.11. Социальное партнерство в сфере труда.
При проверке данного вопроса следует изучить коллективный договор подведомственной организации, обратив внимание на:
1) стороны социального партнерства, которые заключили коллективный договор, полномочность представителей сторон;
2) порядок ведения коллективных переговоров и их документирования;
3) содержание коллективного договора и срок его действия;
4) соотношение содержания и структуры коллективного договора с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов;
5) сроки регистрации коллективного договора в соответствующем органе по труду;
6) наличие условий коллективного договора, противоречащих законодательству или снижающих уровень гарантий прав работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями. При наличии таковых отразить это в акте, оформленном по результатам проверки;
7) соблюдение работодателем установленного порядка учета мнения соответствующего выборного профсоюзного органа (согласование с ним) при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (положений, графиков сменности, графиков отпусков, в случаях привлечения к сверхурочным работам и др.), при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором;
8) соблюдение прав работников на участие в управлении организацией;
9) выполнение работодателем обязанности по ознакомлению поступающих в организацию работников с коллективным договором, иными локальными нормативными актами, а также их доступность для ознакомления работников;
10) иные вопросы социального партнерства в сфере труда.
4.12. Трудовой договор.
При проверке трудовых договоров следует обратить внимание на:
1) содержание трудового договора и срок, на который он заключен;
2) выявление работников, с которыми трудовой договор не заключен и не оформлен в течение трех дней в письменной форме при фактическом допущении к работе;
3) соблюдение оснований для заключения срочного трудового договора;
4) оформление совместительства, установление совмещения профессий, возложение исполнения обязанностей, расширение зон обслуживания и увеличение объема работ;
5) наличие и содержание документов, определяющих трудовые обязанности работников в соответствии с занимаемой должностью и выполняемой работой, ознакомление с ними работников;
6) порядок заключения трудового договора, в том числе на:
- соблюдение возраста работников, с которыми допускается заключение трудового договора;
- соблюдение условий заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими;
- соблюдение правил ведения, хранения и заполнения трудовых книжек, ведение Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также Приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
- наличие приказа о назначении лица, ответственного за своевременное и правильное ведение, заполнение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек;
- соблюдение формы трудового договора, наличие и ведение Журнала регистрации трудовых договоров и изменений в них;
- оформление приема на работу;
- издание приказов по личному составу и их регистрацию, ведение личной карточки формы Т-2 в соответствии с унифицированными формами, утвержденными Госкомстатом Российской Федерации;
- ведение личных дел на руководителей и специалистов в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- обязательное проведение медицинских осмотров;
- установление испытания при приеме на работу и его результаты, порядок прохождения испытательного срока;
7) изменение трудового договора, в том числе на:
- соблюдение порядка осуществления постоянных и временных переводов, перемещений и их оформления;
- своевременность и порядок внесения изменений в трудовой договор;
- регулирование трудовых отношений с работниками при смене собственника имущества организации, изменении ее подведомственности или реорганизации;
- основания и соблюдение порядка отстранения работника от работы;
8) порядок и оформление прекращения трудового договора, в том числе на правильность применения норм Трудового кодекса Российской Федерации при определении оснований прекращения трудовых договоров и обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации;
9) проведение в организации в проверяемом периоде или планирование в перспективе сокращения численности или штата работников, а также соответствие проводимой работы по сокращению численности или штата работников требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и иным нормативным правовым актам;
10) наличие в отчетном периоде исков к подведомственной организации от уволенных работников о восстановлении на работе, а также случаи незаконных увольнений (примеры);
11) защиту персональных данных работников.
4.13. Рабочее время.
При рассмотрении вопросов, касающихся рабочего времени, следует обратить внимание на:
1) наличие в подведомственной организации Правил внутреннего трудового распорядка и их содержание;
2) соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени;
3) ведение табеля учета рабочего времени;
4) соблюдение сокращенной продолжительности рабочего времени отдельных категорий работников;
5) соблюдение продолжительности ежедневной работы (смены), работы накануне праздничных и выходных дней, в ночное время;
6) соблюдение ограничений по привлечению к работе в ночное время отдельных категорий работников;
7) порядок и основания привлечения работников к сверхурочной работе;
8) соблюдение ограничений по привлечению к сверхурочной работе отдельных категорий работников;
9) установление режима рабочего времени, в том числе ненормированного рабочего дня, работы в режиме гибкого рабочего времени, сменной работы и суммированного учета рабочего времени;
10) наличие при сменной работе графика сменности, соблюдение порядка его утверждения и введения в действие;
11) установленную продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, но не более года) при суммированном учете рабочего времени;
12) основания и обоснованность разделения рабочего дня на части.
4.14. Время отдыха.
При рассмотрении вопросов, касающихся времени отдыха, следует обратить внимание на:
1) установление перерывов для отдыха и питания, для обогревания и отдыха;
2) соблюдение продолжительности еженедельного непрерывного отдыха, предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней;
3) случаи привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни, основания и порядок;
4) предоставление ежегодного основного и дополнительных (за ненормированный рабочий день, за особый характер работы, за вредные условия труда и др.) оплачиваемых отпусков;
5) наличие графика отпусков на текущий календарный год, утвержденного в установленные сроки с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, форму графика;
6) уведомление работников о предоставляемых отпусках, своевременность издания приказов (распоряжений) о предоставлении отпуска работнику, их соответствие утвержденному графику отпусков и унифицированным формам, ознакомление с ними работников, наличие и ведение журнала регистрации данных приказов (распоряжений), а также порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков;
7) соблюдение правил продления или перенесения ежегодного отпуска, основания;
8) разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части и отзыв из отпуска;
9) соблюдение правил замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией, а также реализацию права на отпуск при увольнении работника;
10) случаи принуждения работников к уходу в "вынужденные отпуска" (то есть без сохранения заработной платы), не предусмотренные трудовым законодательством.
4.15. Оплата и нормирование труда.
При рассмотрении вопросов, касающихся вопросов оплаты труда, следует обратить внимание на:
1) соблюдение государственных гарантий по оплате труда, в том числе выплаты заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда;
2) наличие в организации локальных нормативных актов по оплате труда и их законность, и реальное выполнение: коллективного договора (содержание раздела об оплате труда, его приложения, касающиеся соответствующих вопросов, реальное исполнение); документов (приказы, распоряжения, положения и др.) по системе оплаты труда, премированию, выплате надбавок, коэффициентов, льгот и т.д.;
3) соответствие законодательству установленных размеров окладов, премий, иных поощрительных выплат работникам, включая руководителей, специалистов и служащих, рабочих, временных работников, совместителей, их закрепление в трудовом договоре с работником;
4) правомерность индексации оплаты труда и соблюдение при этом прав работников;
5) оплату дополнительных выходных дней и отпусков и т.п.;
6) законность удержаний из заработной платы и их размер, в том числе в рамках материальной ответственности (убедиться в законности оформления материально ответственных лиц и правомерности возмещения ущерба организации), штрафов, налогов и сборов, по решению суда и других органов, применяющих денежные взыскания;
7) правомерность применения денежных поощрений за успехи в работе и недопустимость денежного воздействия работодателя на работника помимо законных форм дисциплинарной и материальной ответственности. Обратить особое внимание на недопустимость применения работодателем штрафа в качестве дисциплинарного воздействия;
8) соответствие законодательству по оплате труда выплат за стаж работы; за почетные звания; водителям за категорию; высококвалифицированным рабочим и специалистам, занятым на важных и ответственных работах, особо важных и особо ответственных работах, других стимулирующих и компенсационных выплат, установленных в организации по специфике отрасли;
9) соблюдение сроков расчета при увольнении; обеспечение прав работников на соответствующую оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, и других случаях (выборочно, по конкретному обжалуемому случаю либо всего персонала):
10) производство доплат к основной оплате труда за совмещение профессий (должностей) или за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (по соглашению сторон);
11) повышенный размер оплаты труда на тяжелых работах и на работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда;
12) соблюдение требований законодательства по организации работ и их оплате в повышенном размере (при сверхурочных работах, работах в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, при разделении рабочей смены на части в здравоохранении, социальном обслуживании, образовании, дорожно-эксплуатационных и дорожных организациях и др.);
13) выплаты надбавок за работу в сельской местности;
14) исполнение в оплате труда норм о государственных гарантиях и компенсациях: при переводе на другую работу; совмещении работы с обучением, повышением квалификации; прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя; при наступлении временной нетрудоспособности; несчастном случае на производстве и профзаболевании; направлении на медицинское обследование избранных на выборные должности в другие организации, направленных в служебные командировки, доноров и т.д.;
15) своевременность начисления и выплаты работникам зарплаты в установленные в организации дни (не реже чем два раза в месяц), исполнение сроков выплат отпускных и расчетов при увольнении, выдачу ежемесячно работникам "расчетных листков";
16) соблюдение двухмесячного срока извещения работника о введении новых условий оплаты труда или изменении условий оплаты труда;
17) порядок оформления и оплаты простоев по вине работодателя; соблюдение типовых норм труда;
18) обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки.
Выборочно проверяются правильность расчетов среднего заработка в проверяемой организации и, соответственно, расчеты оплаты отпуска, компенсаций за отпуск и других сумм.
В качестве самостоятельного изучается вопрос имеющейся задолженности по оплате труда за весь период (квартал, год):
1) проверяется начисленная и выплаченная зарплата (в книгах по начислению зарплаты, приходных и расходных кассовых ордерах, платежных ведомостях, кассовых отчетах по выплате зарплаты и т.п.);
2) устанавливается сумма задолженности по заработной плате;
3) запрашиваются объяснения руководителя и главного бухгалтера по возникающим вопросам (причинам образования задолженности и несвоевременных выплат);
4) анализируется деятельность руководства организации по ликвидации задолженности.
4.16. Соблюдение гарантий и компенсаций, представляемых работникам.
При рассмотрении вопросов, касающихся соблюдения гарантий и компенсаций, следует обратить внимание на:
1) соблюдение гарантий при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность, в том числе на:
- возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, их размеры;
- соблюдение гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей;
2) соблюдение гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, в том числе на:
- соблюдение порядка предоставления указанных гарантий и компенсаций;
- своевременное предоставление дополнительных (учебных) отпусков с сохранением среднего заработка, их учет, основания предоставления;
- наличие в коллективном или трудовом договоре положений, касающихся предоставления указанных гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации;
3) соблюдение гарантий и компенсаций работникам, связанных с расторжением трудового договора, в том числе на:
- выплату выходных пособий при увольнении работников, их размер;
- соблюдение преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников;
- соблюдение дополнительных гарантий и компенсаций работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников;
4) соблюдение гарантий при:
- переводе работника на нижеоплачиваемую работу;
- временной нетрудоспособности работника;
- несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании;
- направлении работника на медицинский осмотр;
- сдаче работником крови и ее компонентов;
- направлении работников для повышения квалификации и др.
4.17. Трудовой распорядок и дисциплина труда.
При рассмотрении вопросов, касающихся трудового распорядка и дисциплины труда, следует обратить внимание на:
1) установление трудового распорядка в подведомственной организации;
2) создание работодателем условий, необходимых для соблюдения работниками дисциплины труда;
3) применение поощрений за труд;
4) установление правомерности наложенного дисциплинарного взыскания совершенному проступку;
5) соблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий и их снятия;
6) иные вопросы.
4.18. Охрана труда.
При рассмотрении вопросов, касающихся охраны труда, следует обратить внимание на:
1) соблюдение требований охраны труда; выполнение подведомственной организацией обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда; организацию охраны труда;
2) обеспечение прав работников на охрану труда.
Контрольный орган, осуществляющий ведомственный контроль, вправе обратиться в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кемеровской области в сфере труда с запросом о предоставлении минимального перечня федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которые должны находиться у работодателя.
4.19. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. При рассмотрении вопросов, касающихся регулирования труда отдельных категорий работников, следует обратить внимание на соблюдение особенностей регулирования труда:
1) женщин и лиц с семейными обязанностями;
2) работников в возрасте до восемнадцати лет;
3) лиц, работающих по совместительству;
4) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев;
5) работников, занятых на сезонных работах;
6) других категорий работников, выделяемых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
5. Особенности проведения внеплановых проверок
5.1. Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
1) поступление в контрольный орган сообщений о фактах нарушений трудового законодательства в подведомственных организациях, о групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом (далее - сообщение);
2) истечение срока представления подведомственной организацией отчета об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений трудового законодательства, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Кемеровской области от 12.05.2015 N 38-ОЗ "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права";
3) поступление требования прокурора о проведении внеплановой проверки подведомственной организации, вынесенного в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) поручение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса или первого заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса - председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса.
Анонимные сообщения не могут служить основанием для проведения внеплановых проверок.
5.2. При получении контрольным органом сообщения руководитель контрольного органа в течение пяти рабочих дней со дня его поступления принимает решение о проведении проверки путем издания распоряжения о проведении проверки либо принимает решение о непроведении проверки. О принятом решении мотивированно сообщается лицу (лицам), обратившемуся (обратившимся) с сообщением, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
В случае проведения внеплановой проверки, основанием для проведения которой является обращение гражданина (граждан), распоряжение о проведении проверки не издается. Срок проведения такой проверки составляет тридцать дней после регистрации в контрольном органе обращения гражданина (граждан) с возможностью продления срока проверки на тридцать дней. Внеплановая проверка завершается утверждением в течение указанного срока руководителем контрольного органа акта проверки.
5.3. О проведении внеплановой проверки подведомственная организация уведомляется контрольным органом не позднее чем за один рабочий день до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, о проведении внеплановой проверки любым доступным способом, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или посредством факсимильной связи.
5.4. Сообщения о фактах нарушений трудового законодательства в подведомственных организациях рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5.5. В случае выявления при проведении внеплановой проверки дополнительных (т.е. не указанных в поступившем обращении) нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, допущенных подведомственным учреждением, в акте, оформленном по результатам проверки, указывается необходимость первоочередного проведения плановой проверки в отношении данного подведомственного учреждения в следующем году.
6. Документарные проверки
6.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа по документам, представленным подведомственной организацией в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения ею распоряжения контрольного органа о проведении документарной проверки, в соответствии с перечнем, указанным в распоряжении контрольного органа о проведении документарной проверки;
6.2. В случае если представленные подведомственной организацией документы и содержащиеся в них сведения вызывают сомнения в достоверности и (или) не позволяют достичь цели проведения проверки, по мотивированному запросу контрольного органа подведомственная организация обязана в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса представить в контрольный орган документы, указанные в запросе;
6.3. Подведомственная организация вправе представить дополнительно в контрольный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, а также необходимые пояснения в письменном виде относительно сведений, содержащихся в представленных подведомственной организацией документах;
6.4. Документы представляются в виде копий, заверенных подписью руководителя подведомственной организации и ее печатью.
7. Выездные проверки
7.1. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности подведомственной организации обязательным требованиям трудового законодательства, без проведения дополнительных мероприятий по ведомственному контролю непосредственно с выездом на место.
Распоряжение контрольного органа об изменении ранее установленной формы проверки подписывает руководитель контрольного органа.
7.2. Выездная проверка проводится по месту нахождения подведомственной организации и (или) по месту фактического осуществления ею своей деятельности.
7.3. Проведение выездной проверки начинается с предъявления должностными лицами, проводящими проверку, руководителю подведомственной организации заверенной копии распоряжения контрольного органа о проведении выездной проверки и служебных удостоверений;
7.4. При проведении выездной проверки должностные лица, проводящие проверку, обязаны:
1) соблюдать сроки проведения выездной проверки;
2) не препятствовать руководителю подведомственной организации, иным должностным лицам подведомственной организации, имеющим отношение к цели проведения проверки (далее - должностные лица подведомственной организации), присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к цели проведения проверки;
3) представлять руководителю подведомственной организации, должностным лицам подведомственной организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к цели проверки;
4) знакомить руководителя подведомственной организации, должностных лиц подведомственной организации с результатами проведения проверки.
7.5. При проведении выездной проверки обязательно присутствие руководителя подведомственной организации или лица, его замещающего.
8. Оформление результатов проверок
8.1. По результатам проведения проверки должностными лицами, проводившими проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты окончания проверки, указанной в распоряжении контрольного органа о проведении проверки.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование контрольного органа;
3) дата и номер распоряжения контрольного органа о проведении проверки (при наличии);
4) фамилия, имя, отчество и должность каждого из должностных лиц, проводивших проверку;
5) сведения о проверенной подведомственной организации (полное наименование, место нахождения, фамилия, имя и отчество руководителя, должностных лиц подведомственной организации, присутствовавших при проведении проверки);
6) дата (даты), время и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проведения проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
8) сведения о сроке, установленном для устранения выявленных нарушений;
9) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя подведомственной организации.
К акту проверки прилагаются имеющиеся документы, связанные с результатами проведения проверки, или их копии.
8.2. Акт проверки в двух экземплярах подписывается должностными лицами, проводившими проверку, руководителем подведомственной организации и утверждается руководителем контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль.
8.3. Один экземпляр акта проверки вручается руководителю подведомственной организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, второй экземпляр акта хранится в контрольном органе. В случае отказа руководителя подведомственной организации дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки данный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
8.4. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, руководитель подведомственной организации вправе в течение пяти рабочих дней со дня получения акта проверки представить в письменном виде в контрольный орган возражения (замечания, пояснения) (далее - возражения) в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом к возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии. Руководитель контрольного органа в течение пяти рабочих дней со дня получения возражений по акту проверки организует их рассмотрение.
О времени и месте рассмотрения возражений подведомственная организация извещается любым доступным способом, подтверждающим получение извещения, не позднее чем за три рабочих дня до дня их рассмотрения. Рассмотрение возражений осуществляется руководителем контрольного органа. К участию в рассмотрении возражений по решению руководителя контрольного органа привлекаются иные должностные лица контрольного органа, за исключением лиц, участвующих в проверке.
В случае неявки руководителя подведомственной организации на рассмотрение возражений руководителем контрольного органа принимается решение об отложении рассмотрения возражений на срок, не превышающий десяти рабочих дней, если присутствие руководителя подведомственной организации признано обязательным, либо рассмотрение возражений осуществляется в отсутствие указанного лица, если его присутствие не признано обязательным.
При повторной неявке руководителя подведомственной организации, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения возражений, рассмотрение возражений осуществляется в его отсутствие.
В случае, если по результатам рассмотрения возражений контрольным органом доводы подведомственной организации будут признаны обоснованными, в течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения возражений подготавливается письменное заключение. Один экземпляр заключения приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в контрольном органе, второй экземпляр направляется подведомственной организации любым доступным способом, подтверждающим получение документа, не позднее рабочего дня, следующего за днем подготовки заключения.
В случае признания возражений необоснованными письменное уведомление контрольного органа о принятии соответствующего решения (с указанием доводов, причин, оснований) в течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения возражений направляется подведомственной организации любым доступным способом, подтверждающим получение уведомления.
В случае невозможности урегулирования разногласий между контрольным органом и подведомственной организацией, обусловленных различным толкованием отдельных положений трудового законодательства, связанным с результатами проведенной проверки, руководитель контрольного органа вправе направить мотивированное обращение в орган, уполномоченный на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
9. Устранение нарушений, выявленных по результатам проведения проверки
9.1. Руководитель подведомственной организации обязан устранить нарушения трудового законодательства, выявленные при проведении проверки, в срок, указанный в акте проверки.
Срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства устанавливается в зависимости от характера выявленных нарушений и не может составлять более тридцати календарных дней.
9.2. В случае невозможности по не зависящим от руководителя подведомственной организации причинам устранить выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства в срок, указанный в акте проверки, руководитель подведомственной организации вправе обратиться в контрольный орган с письменным ходатайством о продлении срока устранения нарушений трудового законодательства.
Руководитель контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль вправе продлить указанный срок путем издания распоряжения контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, но не более чем на тридцать календарных дней.
9.3. По истечении срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства, установленного актом проверки или распоряжением контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, о продлении срока устранения нарушений трудового законодательства (в случае продления указанного срока), руководитель подведомственной организации обязан представить в контрольный орган, осуществляющий ведомственный контроль, отчет об их устранении с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.
9.4. В случае если нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены в срок, установленный в акте проверки или в распоряжении контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль, о продлении срока устранения нарушений трудового законодательства, орган, осуществляющий ведомственный контроль, в течение десяти рабочих дней после истечения указанного срока направляет акт проверки в орган, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
9.5. Руководитель подведомственной организации, ее уполномоченный представитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного органа при проведении проверки руководителю контрольного органа и (или) в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Меры, принимаемые контрольными органами по результатам проведения проверки
В случае выявления нарушений трудового законодательства в подведомственных организациях контрольные органы принимают меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11. Учет мероприятий по контролю
11.1. Отдел кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа, ведет учет проводимых мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций.
11.2. Учет мероприятий по контролю осуществляется путем ведения журнала учета проводимых мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью контрольного органа, осуществляющего ведомственный контроль.
11.3. Подведомственные организации самостоятельно ведут учет проводимых в отношении них мероприятий по контролю.
В случае отсутствия в подведомственной организации журнала учета проводимых мероприятий по контролю уполномоченным должностным лицом в акте, оформленном по результатам проведения проверки, делается соответствующая запись.
Исполняющий обязанности |
А.А. Заболотская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.