Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Упоровского муниципального района
от 21.11.2023 г. N 1766
Муниципальная программа
"Защита населения и территории Упоровского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2024 - 2026 годы
Паспорт
муниципальной программы "Защита населения и территории Упоровского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2024 - 2026 годы
Дата и номер правового акта об утверждении Программы |
Постановление администрации Упоровского муниципального района от "___" _______ 2023 г. N ______ |
Заказчик программы, исполнитель |
Администрация Упоровского муниципального района |
Разработчик Программы |
Сектор ГО и ЧС Администрации Упоровского муниципального района |
Цели и задачи Программы |
Основной целью программы является повышение уровня защиты населения и территории района от угроз, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Задачи Программы: - совершенствование системы подготовки населения по вопросам гражданской обороны, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; - развитие системы управления, связи и оповещения; - создание условий по безаварийному пропуску паводковых вод, страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации ГТС; - улучшение состояния пожарной безопасности населенных пунктов; - повышение эффективности ЕДДС в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. - создание (обновление) содержание материальных ресурсов для ликвидации ЧС |
Сроки реализации Программы |
2024 - 2026 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование Программы осуществляется за счет средств местного бюджета Упоровского муниципального района. Общий объём финансирования Программы 30330 тыс. рублей, бюджет Упоровского муниципального района, в том числе по годам: - 2024 год - 9805 тыс. рублей; - 2025 год - 10072 тыс. рублей; - 2026 год - 10453 тыс. рублей. |
Соисполнитель Программы |
Администрации сельских поселений |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации мероприятий Программы ожидается: - уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций; - смягчение последствий возникших чрезвычайных ситуаций. |
1. Правовое обоснование разработки муниципальной программы
Муниципальная программа "Защита населения и территории Упоровского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2024 - 2026 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Уставом Упоровского муниципального района;
Постановлением администрации Упоровского муниципального района от 14.10.2016 N 1816 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, или вследствие этих действий, была и остается одной из самых важных задач органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены следующие полномочия:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района;
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Обеспечение необходимого уровня безопасности и минимизации потерь от чрезвычайных ситуаций является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Упоровского муниципального района.
Анализ мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, осуществляемый администрацией муниципального района в рамках своих полномочий, в целом свидетельствует о готовности сил средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Недостаточное техническое обеспечение служб экстренного реагирования не в полной мере позволяет обеспечить устойчивое снижение показателей риска ЧС для населения, территорий и конкретных объектов. Особого внимания требуют мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе лесных пожаров.
Важнейшим показателем эффективности действий сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций является время их оперативного реагирования (с момента сообщения о ЧС до ее локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия (сокращение материального ущерба) чрезвычайной ситуации.
Настоящая программа направлена на продвижение и ускоренную реализацию современных технологий обеспечения защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В настоящее время мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности бюджетных учреждений и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальном районе.
С учетом существующего риска ЧС в муниципальном районе эффективное обеспечение защиты населения и территории от ЧС может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые сориентированы на достижение конечных результатов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
- осуществление подготовки и содержание в постоянной готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
- принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организация их проведения;
- осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
- содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Среди организационных мероприятий защиты населения, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения должностных лиц территориальной подсистемы РСЧС, аварийно-спасательных формирований и служб, а также населения об угрозе возникновении чрезвычайных ситуаций. Решается это с помощью современной системы автоматического оповещения. Существующая в районе, в настоящее время, система оповещения требует модернизации.
Создание условий по безаварийному пропуску паводковых вод в весенне-летний период на территории района также занимает особое место в организации защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Техническое состояние, имеющихся на территории района гидротехнических сооружений, не в полной мере соответствует требованиям Федерального Закона N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". И в случае разрушения ГТС может быть причинен не только значительный ущерб экологической обстановке, экономике района, но и имуществу населения, организациям и предприятиям, которые попадают в зоны затопления.
Улучшение состояния пожарной безопасности населенных пунктов относятся к полномочиям органов местного самоуправления. В том числе обустройство, содержание и ремонт источников противопожарного водоснабжения и подъездных путей к ним, выполнение мероприятий, исключающих возможность перехода огня при лесных пожарах на здания и сооружения, создание и поддержание в готовности добровольной пожарной охраны. Все эти мероприятия по усилению противопожарной защиты населенных пунктов являются основными мероприятиями по минимизации ущерба от природных и бытовых пожаров.
Решение этих проблем требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов объектов экономики и органов местного самоуправления, правильного построения единой системы управления в чрезвычайных ситуациях на территории Упоровского муниципального района.
В целях создания системности действий всех структур района, продвижения реализации современных технологий в области обеспечения защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени необходимо применение программного метода.
3. Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Повышение уровня защиты населения и территории района от угроз, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Задачи Программы:
Задача 1. Совершенствование системы подготовки населения по вопросам гражданской обороны, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Задача 2. Развитие системы управления, связи и оповещения.
Задача 3. Создание условий по безаварийному пропуску паводковых вод, страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации ГТС
Задача 4. Улучшение состояния пожарной безопасности населенных пунктов.
Задача 5. Повышение эффективности ЕДДС в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Задача 6. Создание (обновление) содержание материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Задача 1. Совершенствование системы подготовки населения по вопросам гражданской обороны, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для решения задачи планируется:
1. Совершенствование учебно-материальной базы учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС. Приобретение учебно-методических пособий и стендов в области безопасности жизнедеятельности и антитеррористической защищенности.
Цель задачи: совершенствование учебно-материальной базы учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС, увеличить количество УКП по ГО и ЧС в районе, оснастить их методической литературой, современными макетами и образцами аварийно-спасательных инструментов, средствами индивидуальной защиты и приборами РХБ разведки.
2. Содержание учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС.
Задача 2. Развитие системы управления, связи и оповещения.
Для решения задачи планируется:
Проведение технического обслуживания установок звукового оповещения.
Задача 3. Создание условий по безаварийному пропуску паводковых вод, страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации ГТС.
Для решения задачи планируется:
1. Ремонт и обслуживание гидротехнических сооружений (шлюзы, плотины, водорегулирующие сооружения, дамбы).
Проводится в целях организации своевременного проведения предупредительных и аварийно-восстановительных работ при подготовке к пропуску и ликвидации последствий весенне-летних паводков.
2. Обязательное страхование гражданской ответственности владельца ГТС за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и окружающей среде в случае аварии на ГТС.
Обязательное страхование позволит существенно снизить риск и размеры бюджетных выплат на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае аварий на гидротехнических сооружениях.
Задача 4. Улучшение состояния пожарной безопасности населенных пунктов.
Для решения задачи планируется:
Организация мероприятий по устройству противопожарных водоемов (создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения), обустройству (обновлению) минерализованных полос вокруг населенных пунктов, усилению противопожарной защиты населенных пунктов.
Выполнение мероприятий позволит достигнуть существенного результата по сокращению человеческой гибели и материальных затрат от лесных и ландшафтных пожаров, а так же снижение времени реагирования на тревожные сигналы населения.
Задача 5. Повышение эффективности ЕДДС в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для решения задачи планируется:
Организация связи, оповещения и информирование руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального района, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории муниципального района, населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о ЧС (происшествиях), предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия) через местную (действующую на территории муниципального образования) систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО.
Оперативное управление силами и средствами РСЧС, расположенными на территории муниципального района, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).
Выполнение мероприятий позволит повысить готовность органов местного самоуправления и служб района к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий).
Задача 6. Создание (обновление) содержание материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Для решения задачи планируется:
Создание (обновление) хранение и восполнение резерва материальных ресурсов резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Упоровского муниципального района.
4. Срок выполнения Программы
Реализация Программы рассчитана на 2024 - 2026 годы.
5. Система программных мероприятий и финансовое обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств местного бюджета Упоровского муниципального района.
Расходы на реализацию Программы на 2024 - 2026 годы составят 30330 тыс. рублей, бюджет Упоровского муниципального района, в том числе по годам:
- 2024 год - 9805 тыс. рублей;
- 2024 год - 10072 тыс. рублей;
- 2025 год - 10453 тыс. рублей.
Объемы финансирования на 2024 - 2026 годы подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из его возможностей и действующих цен на товары (работы, услуги).
6. Система программных мероприятий направлена на достижение цели и задач Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы.
За период реализации Программы при соблюдении графика финансирования силы муниципального звена ГО РСЧС обеспечиваются необходимым аварийно-спасательным оборудованием, средствами индивидуальной защиты кожи и органов дыхания, приборами РХБ защиты и другим имуществом, что повысит их готовность действовать по предназначению. Повысится уровень подготовки должностных лиц ГО и РСЧС, личного состава нештатных формирований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне, а также уровень подготовки в области безопасности неработающего населения. Территориальная система оповещения населения будет отвечать современным требованиям, значительно сократится время передачи информации в случае предупреждения и ликвидации различных видов ЧС.
Улучшается пожарная безопасность в населенных пунктах и безопасность гидротехнических сооружений, а также обязательное возмещение вреда, причиняемого жизни, здоровью и имуществу граждан в случае аварии на ГТС.
В результате реализации Программы ожидается:
- сокращение времени ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сокращение потерь от чрезвычайных ситуаций;
- увеличение количество руководителей, отвечающих за организацию и работу учебно-консультационного пункта;
- увеличение количества проведенных соревнований в области БЖ среди учащейся молодежи;
- увеличение количества спасательных служб ГО, укомплектованных согласно нормам;
- расширение охвата населения системой оповещения;
- увеличение количества ГТС, соответствующих нормам и правилам;
- страхование всех опасных ГТС, как объектов обязательного страхования;
- снижение количества пожаров природного и техногенного характера.
7. Организация управления Программой
Реализация Программы осуществляется в соответствии с Федеральными законами РФ, Указами Президента РФ, Постановлений Правительства РФ в части исполнения полномочий органами местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также действующими нормативными правовыми актами Упоровского муниципального района, определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
Администрация Упоровского муниципального района:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчёты о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности её реализации;
в) несёт ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение утверждённых значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы.
К исполнению программных мероприятий на конкурсной основе могут привлекаться специализированные предприятия и организации, в порядке, установленном действующим законодательством.
8. Оценка неблагоприятных факторов реализации муниципальной программы
С учетом существующего риска ЧС на территории муниципального района эффективное обеспечение защиты населения и территории от ЧС может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые сориентированы на достижение конечных результатов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
- осуществление подготовки и содержание в постоянной готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
- принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организация их проведения;
- осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
- содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
В целях придания системности и скоординированности действий администрации муниципального района и организаций в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций необходимо применение программного метода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.