Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 458714-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части закупок данных дистанционного зондирования Земли из космоса)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 458714-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части закупок данных дистанционного зондирования Земли из космоса), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает:
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-I) Российская Федерация обеспечивает создание и ведение федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее соответственно - данные ДЗЗ, Фонд).
Согласно пункту 2 статьи 32 Закона N 5663-I предоставление данных ДЗЗ из Фонда осуществляется за плату.
В настоящее время данные ДЗЗ предоставляются бесплатно:
федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях использования данных и копий данных при осуществлении ими своих функций или реализации ими своих полномочий;
юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения ими контракта на закупку товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Законопроектом предлагается предусмотреть предоставление данных, в том числе органам государственной власти и иным государственным органам и органам местного самоуправления, на платной основе. При этом Правительством Российской Федерации устанавливаются исключительные случаи предоставления таких данных безвозмездно.
В целях создания гарантированного спроса на данные ДЗЗ законопроектом проектируется изменение пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), в соответствии с которым Госкорпорация "Роскосмос" может выступать в качестве единственного поставщика данных и продуктов ДЗЗ.
Уточнения соответствующих полномочий Госкорпорации "Роскосмос" предусмотрены корреспондирующими изменениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ).
Комитет, поддерживая необходимость коммерциализации деятельности Госкорпорации "Роскосмос" и увеличения внебюджетных инвестиций в создание орбитальных группировок ДЗЗ, считает необходимым отметить, что ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения.
Так, подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта вводится определение понятия "продукты дистанционного зондирования Земли из космоса", под которыми предлагается понимать обработанные данные, полученные в результате их геопривязки, радиометрической и геометрической коррекции, а также дополнительной обработки. Вместе с тем определение "продуктов дистанционного зондирования Земли из космоса" дается через используемый в определении термина "данные дистанционного зондирования Земли из космоса" термин "материалы, полученные в результате обработки первичных данных".
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Закона N 5663-I "данными дистанционного зондирования Земли из космоса" являются первичные данные, получаемые непосредственно с помощью аппаратуры дистанционного зондирования Земли, установленной на борту космического аппарата, и передаваемые или доставляемые на Землю из космоса посредством электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами, а также материалы, полученные в результате обработки первичных данных, осуществляемой в целях обеспечения возможности их использования.
Таким образом, термин "данные дистанционного зондирования Земли из космоса" включает в себя в том числе "материалы, полученные в результате обработки первичных данных" и соответственно "продукты дистанционного зондирования Земли из космоса", что в свою очередь не соотносится с содержанием вводимого законопроектом определения и дальнейшего использования термина в тексте законопроекта.
Кроме того, требует уточнения, о какой дополнительной обработке данных ДЗЗ идет речь при определении продуктов ДЗЗ.
Подпунтом "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта уточняется, что в Фонд будут включаться первичные данные, получаемые с государственных космических аппаратов, и продукты ДЗЗ.
Вместе с тем в соответствии с определением термина "данные дистанционного зондирования Земли из космоса", предусмотренного пунктом 2 статьи 31 Закона N 5663-I, первичные данные это и есть данные ДЗЗ, включение в Фонд которых уже предусмотрено действующей редакций Закона N 5663-I.
В соответствии со статьей 2 законопроекта пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ дополняется положением, устанавливающим возможность осуществления закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только Госкорпорацией "Роскосмос".
Статьей 3 законопроекта Госкорпорация "Роскосмос" наделяется полномочием единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц, осуществляющих закупки данных ДЗЗ, продуктов ДЗЗ в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. При этом в случае отсутствия у Корпорации возможности, в том числе технической, осуществить поставку данных ДЗЗ, продуктов ДЗЗ предусмотрена возможность осуществления закупки у иных поставщиков.
Частью 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), который определен с учетом требований, указанных в пункте 10 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
В соответствии с пунктом 10 Протокола о порядке регулирования закупок закупки из одного источника либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в случаях, предусмотренных приложением N 3 к этому Протоколу. Перечень таких случаев является исчерпывающим и государство-член Евразийского экономического союза в своем законодательстве может только сократить их количество.
Пунктом 6 приложения 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, предусмотрена возможность приобретения товаров, работ и услуг у конкретного лица, определенного законодательными актами государства-члена, а также приобретение товаров, работ и услуг, поставка, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными (унитарными) предприятиями, юридическими лицами, 100 процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами государства-члена, актами главы государства-члена.
Таким образом, осуществление закупки у Госкорпорации "Роскосмос" как у единственного поставщика возможно только в случае установления исключительных полномочий Госкорпорации "Роскосмос". При этом изменениями Федерального закона N 215-ФЗ такие исключительные полномочия не предусматриваются, как раз наоборот - предусмотрена возможность осуществления поставки ДЗЗ иными поставщиками, в случае отсутствия у Госкорпорации "Роскосмос" возможности, в том числе технической.
В связи с этим положения статьи 3 законопроекта не учитывают установленное в рамках Евразийского экономического союза правовое регулирование отношений в части касающейся осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и требуют уточнения.
Одновременно Комитет обращает внимание, что в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика это право заказчика, а не обязанность.
Кроме того, Комитет отмечает недостаточную проработанность финансово-экономического обоснования законопроекта и неясность финансовой модели, планируемой к реализации в случае его принятия. Так, в материалах к законопроекту идет речь о создании условий для развития коммерческих операторов ДЗЗ, при этом неясно какими именно положениями законопроекта будут достигнуты указанные цели.
Данные замечания и предложения не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по экономической политике поддерживает предлагаемые законопроектом изменения и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 458714-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.