Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
экономической политики
и развития города Москвы
от 24.11.2023 N ДПР-ПР-183/23
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на 2024 год
1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности Департамента экономической политики и развития города Москвы, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Департаментом экономической политики и развития города Москвы регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на 2024 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.2. Подконтрольными субъектами являются субъекты естественных монополий, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемую деятельность на территории города Москвы (далее - контролируемые лица).
1.3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является:
1.3.1. Соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент), в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
1.3.2. Соблюдение контролируемыми лицами в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и (или) применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения контролируемыми лицами регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия информации.
1.3.3. Соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.
1.3.4. Соблюдение контролируемыми лицами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации.
1.3.5. Соблюдение контролируемыми лицами, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
1.3.6. Соблюдение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации.
1.4. В рамках реализации предмета регионального государственного контроля (надзора) рассматриваются следующие вопросы соблюдения субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований:
- в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике;
- в части определения экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики;
- к правильности применения утвержденных цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину;
- к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
- в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы;
- к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.
1.5. В рамках реализации предмета регионального государственного контроля (надзора) рассматриваются следующие вопросы соблюдения контролируемыми лицами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований:
- в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов);
- в части определения экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения;
- к правильности применения тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов;
- к правильности применения тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям;
- к правильности применения тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям;
- к правильности применения тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
- к правильности применения тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
- к правильности применения платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
- к правильности применения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
- к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения;
- в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов);
- к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения.
1.6. В рамках реализации предмета регионального государственного контроля (надзора) рассматриваются следующие вопросы соблюдения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований:
- в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов;
- экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;
- к правильности применения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку воды, подвозку воды;
- к правильности применения тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), транспортировку горячей воды (при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения);
- к правильности применения тарифов на водоотведение, транспортировку сточных вод;
- к правильности применения тарифов на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, а также платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемую в индивидуальном порядке;
- в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов;
- к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;
- к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
1.7. В рамках реализации предмета регионального государственного контроля (надзора) рассматриваются следующие вопросы соблюдения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований:
- в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов;
- в части определения экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- к раздельному учету расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов;
- к соблюдению правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- к соблюдению стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
1.8. В рамках реализации предмета регионального государственного контроля (надзора) рассматриваются следующие вопросы соблюдения субъектами естественных монополий, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере транспортных услуг, обязательных требований:
- в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов);
- в части определения экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности;
- в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов);
- к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности;
- к правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) субъектами естественных монополий в сфере транспортных услуг;
- к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере транспортных услуг.
1.9. Основными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также в сфере транспортных услуг являются:
- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
- Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии";
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок";
- постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 938 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей";
- постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 939 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок";
- постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике";
- постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 N 108 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 N 109 "О стандартах раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 N 110 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения";
- постановление Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве";
- постановление Правительства Москвы от 28.09.2021 N 1495-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)";
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые акты города Москвы, регламентирующие правоотношения в сфере осуществления контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов).
1.10. В целях предупреждения и предотвращения контролируемыми лицами нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Департамента):
- размещена информация об установленных Департаментом ценах, тарифах, надбавках;
- размещены перечни нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также порядок ведения перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории города Москвы.
По мере необходимости Департаментом проводится информирование контролируемых лиц о вступлении в законную силу новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие.
1.11. Наиболее распространенные нарушения обязательных требований в части:
- порядка ценообразования, а именно завышение и (или) занижение регулируемых государством цен (тарифов), применение при осуществлении регулируемой деятельности неустановленных уполномоченным органом цен (тарифов).
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- непредставления или несвоевременного представления сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов), в том числе по запросу Департамента.
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ;
- нарушения стандартов раскрытия информации, а именно неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) теплоснабжающими организациями, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления.
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
1.12. В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ):
- разработано и утверждено руководство по соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории города Москвы (приказ Департамента от 21.01.2021 N 9-ТД);
- утверждены перечни нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также порядок ведения перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории города Москвы (приказ Департамента от 21.01.2021 N 9-ТД);
- разработана и утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на 2023 год (приказ Департамента от 15.12.2022 N 216-ПР);
- разработаны и утверждены формы проверочных листов, применяемых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (приказ Департамента от 11.02.2022 N 17-ПР);
- разработаны и утверждены перечни показателей результативности и эффективности деятельности Департамента и паспорта ключевых показателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (приказ Департамента от 24.02.2022 N 23-ПР);
- утверждено распределение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы, по категориям риска при осуществлении Департаментом регионального государственного контроля (надзора) на 2024 год (приказ Департамента от 25.08.2023 N ДПР-ПР-136/23);
- разработаны и утверждены индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории города Москвы (постановление Правительства Москвы от 22.08.2023 N 1582-ПП).
Вышеперечисленные документы размещены на сайте Департамента: https://www.mos.ru/depr/function/kontrolnaya-nadzomaya-deyatelnost/.
1.13. Департамент ведет следующие перечни правовых актов или их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории города Москвы:
- перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории города Москвы;
- перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;
- перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) на территории города Москвы;
- перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за реализацией инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы.
1.14. Ключевыми рисками нарушения обязательных требований являются:
- различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами;
- кадровые изменения в подконтрольных субъектах.
В связи с изложенным необходима комплексная профилактическая работа в подконтрольных сферах, которая позволит снизить количество нарушений, в том числе обусловленных недостаточным пониманием обязательных требований.
2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
2.1. Цели Программы профилактики:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) подконтрольными субъектами, включая устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований;
- повышение прозрачности системы регионального государственного контроля (надзора) в целом и деятельности Департамента в части контрольных (надзорных) функций;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Задачи Программы профилактики:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- проведение профилактических мероприятий с учетом выявленных причин, факторов, условий;
- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно - телекоммуникационных технологий;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов посредством доступности актуальной информации об обязательных требованиях законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
3.1.1. Информирование.
3.1.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.1.3. Объявление предостережения.
3.1.4. Консультирование.
3.1.5. Профилактический визит.
3.2. Информирование осуществляется посредством размещения и поддерживания в актуальном состоянии сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на сайте Департамента, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственной информационной системе "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль", в средствах массовой информации и в иных формах.
3.3. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, должен быть подготовлен не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, утвержден приказом руководителя Департамента до 12 марта года, следующего за отчетным годом, и размещен на сайте Департамента в срок не позднее трех дней со дня его утверждения.
3.4. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.5. Должностное лицо Департамента осуществляет консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора)) без взимания платы по предварительной записи на основании обращения контролируемого лица и (или) его представителя.
Консультирование может осуществляться должностным лицом Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностные лица осуществляют консультирование по следующим вопросам:
3.5.1. Применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения.
3.5.2. О необходимых организационных и (или) технических мероприятиях, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований.
3.5.3. Особенности осуществления регионального государственного контроля (надзора).
3.6. Профилактический визит и обязательный профилактический визит проводятся Департаментом в следующем порядке:
- уполномоченным должностным лицом Департамента принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и должностные лица Департамента, уполномоченные на его проведение;
- контролируемое лицо уведомляется о проведении профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения профилактического визита;
- в день проведения профилактического визита должностные лица Департамента осуществляют выезд к контролируемому лицу либо осуществляют взаимодействие с контролируемым лицом с использованием видео-конференц-связи. Порядок и способ организации видео-конференц-связи указывается в уведомлении о проведении профилактического визита.
3.6.1. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемых видов деятельности в сфере государственного регулирования цен (тарифов), информация о которых направляется соответствующими структурными подразделениями Департамента в Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования.
3.6.2. Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
3.6.3. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по следующим вопросам:
3.6.3.1. Содержание применяемых к деятельности контролируемого лица либо принадлежащих ему объектов контроля (надзора) новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенные изменения в действующие нормативные правовые акты, а также сроки и порядок вступления их в силу.
3.6.3.2. Применение сложных и (или) наиболее значимых обязательных требований, а также обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения либо последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям.
3.6.3.3. Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем 10 процентов контрольных (надзорных) мероприятий.
3.6.4. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, письменно уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
3.6.5. Департамент проводит профилактический визит лица, приступившего к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
3.6.6. При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.7. Ответственные подразделения Департамента и сроки исполнения мероприятий Программы профилактики:
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Размещение на сайте Департамента информации, поступившей от ответственных исполнителей |
Незамедлительно |
Отдел информационного сопровождения |
2. |
Подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики |
До 1 марта года, следующего за отчетным годом |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
3. |
Направление заявки для размещения на сайте Департамента доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики |
Не позднее трех дней со дня утверждения доклада |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
4. |
Проведение обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемых видов деятельности в сфере государственного регулирования цен (тарифов) |
Не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
5. |
Осуществление консультирования (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора)) на основании обращения контролируемого лица и (или) его представителя |
По мере необходимости при наличии обращения контролируемого лица и (или) его представителя |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
6. |
Направление для размещения на сайте Департамента актуальных перечней и текстов нормативных правовых актов (отдельных частей), содержащих обязательные требования при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) |
По мере необходимости |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
7. |
Направление для размещения на сайте Департамента вновь опубликованных нормативных правовых актов или нормативных правовых актов, в которые внесены изменения в области государственного регулирования цен (тарифов) |
По мере необходимости |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
8. |
Направление для размещения на сайте Департамента вновь опубликованных нормативных правовых актов или нормативных правовых актов, в которые внесены изменения, содержащие обязательные требования при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) |
По мере необходимости |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
9. |
Направление для размещения на сайте Департамента информационных писем по вопросам регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) |
По мере необходимости |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
10. |
Направление для размещения на сайте Департамента информационных писем по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) и платы в электроэнергетике |
По мере необходимости |
Управление регулирования тарифов в электроэнергетике |
11. |
Направление для размещения на сайте Департамента информационных писем по вопросам топливно-энергетических балансов, инвестиционной политики и программам энергосбережения |
По мере необходимости |
Управление топливно-энергетических балансов и инвестиционной политики |
12. |
Направление для размещения на сайте Департамента информационных писем по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении и коммунальной сфере |
По мере необходимости |
Управление ценообразования в теплоснабжении и коммунальной сфере |
13. |
Направление для размещения на сайте Департамента информационных писем по вопросам государственного регулирования тарифов на услуги транспортных организаций |
По мере необходимости |
Управление регулирования тарифов на услуги транспортных организаций |
14. |
Направление для размещения на сайте Департамента информационных писем по вопросам государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами |
По мере необходимости |
Управление ценообразования в теплоснабжении и коммунальной сфере |
15. |
Информирование по вопросам регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) |
По мере необходимости при наличии обращения или иного основания |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
16. |
Индивидуальное информирование по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) и платы в электроэнергетике |
По мере необходимости при наличии обращения или иного основания |
Управление регулирования тарифов в электроэнергетике |
17. |
Индивидуальное информирование в области топливно-энергетических балансов, инвестиционной политики и программам энергосбережения |
По мере необходимости при наличии обращения или иного основания |
Управление топливно-энергетических балансов и инвестиционной политики |
18. |
Индивидуальное информирование по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении и коммунальной сфере |
По мере необходимости при наличии обращения или иного основания |
Управление ценообразования в теплоснабжении и коммунальной сфере |
19. |
Индивидуальное информирование по вопросам государственного регулирования тарифов на услуги транспортных организаций |
По мере необходимости при наличии обращения или иного основания |
Управление регулирования тарифов на услуги транспортных организаций |
20. |
Индивидуальное информирование по вопросам государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами |
По мере необходимости при наличии обращения или иного основания |
Управление ценообразования в теплоснабжении и коммунальной сфере |
21. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области государственного регулирования цен (тарифов) |
Не позднее 10 рабочих дней с момента поступления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований |
Управление правового сопровождения и контроля в сфере тарифного регулирования |
4. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
4.1. Показатели эффективности профилактической деятельности:
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
- доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.
4.2. Реализация настоящей Программы профилактики будет способствовать достижению следующих конечных результатов:
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
- развитие системы профилактических мероприятий на территории города Москвы;
- повышение прозрачности контрольной (надзорной) деятельности Департамента;
- уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц;
- обеспечение единообразия понимания предмета контроля контролируемыми лицами;
- мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению.
Наименование показателя |
Значение отчетного показателя на 2024 год |
Количество проведенных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в процентном отношении к количеству запланированных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований |
100% |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 24 ноября 2023 г. N ДПР-ПР-183/23 "Об утверждении Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.