Определение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2023 г. N 310-ЭС23-12330 по делу N А83-1166/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.03.2022, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2023 по делу N А83-1166/2019,
установил:
доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие оснований, предусмотренных статьями 291 6, 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
Удовлетворяя иск индивидуального предпринимателя Матюшенко Ю.Ф., суды исходили из того, что им в период с августа по ноябрь 2018 г. оказывались услуги по перевозке льготных категорий граждан по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пригородного сообщения "Войково - Красногвардейское", "Братское - Красногвардейское", "Красногвардейское - Вольное", в связи с чем образовались недополученные доходы, которые должны быть компенсированы предпринимателю за счет средств, предоставляемых для этих целей из бюджета Республики Крым местным бюджетам, в соответствии с Порядком возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 (далее - Порядок N 575).
Как установлено, для целей выплаты компенсации между Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым и предпринимателем заключено соглашение от 18.01.2018 N 3 сроком действия до 31.12.2018; предпринимателем обязательства по соглашению выполнены, в адрес департамента представлены документы, необходимые для выплаты субсидии и предусмотренные Порядком N 575: расчеты стоимости услуг, предоставленных гражданам в предыдущем месяце, счета-фактуры, акты сверки; департамент от подписания данных документов, а равно от выплаты уклонился.
Судами правильно учтено, что возмещение хозяйствующим субъектам понесенных ими расходов или недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки при наличии нормативного правового акта, устанавливающего порядок выплаты такого возмещения, и при соблюдении хозяйствующим субъектом данного порядка является не правом, а обязанностью публичного образования.
Согласно судебным актам и материалам дела, возражения против заявленного предпринимателем иска департамент обосновывал тем, что в расчете суммы субсидии применяется коэффициент соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, который ежегодно определяется комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров, работа которых регулируется Порядком расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований на компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на авто-, электро- и железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.07.2018 N 361 в указанный Порядок внесены изменения, в соответствии с которыми комиссии создаются решением органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, на территории которого находится начальный остановочный пункт маршрута, по которому проводится обследование.
Согласно позиции департамента, начальные пункты маршрутов "Войково - Красногвардейское", "Братское - Красногвардейское" находятся за пределами Красногвардейского района, и по этой причине департамент считал себя неуполномоченным органом в выплате предпринимателю компенсации.
Суды обоснованно отклонили данную позицию, поскольку внесение указанных изменений в ситуации неопределенности между сторонами в том, какой остановочный пункт маршрута следует считать начальным и какое муниципальное образование ответственно за выплату компенсации, при отсутствии переходных положений, направленных на разрешение спорных вопросов введения нового регулирования, и при наличии доказанного факта оказания предпринимателем транспортных услуг льготной категории граждан, соблюдения расчета и порядка предъявления требования о выплате компенсации, принимая во внимание сложившиеся между сторонами взаимоотношения по указанному вопросу, основанные на Порядке N 575 и действующем соглашении от 18.01.2018 N 3, не освобождает департамент от обязательств осуществить выплату.
Ввиду этого изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что департаментом выполнены обязательства по соглашению от 18.01.2018 N 3, поскольку дополнения в него в части взыскиваемых предпринимателем сумм не вносились, не могут быть поддержаны.
Ссылки департамента на неправильное применение коэффициента при расчете субсидии также подлежат отклонению, поскольку, исследование доводов, касающихся суммы иска, относится к полномочиям судов первой и апелляционной инстанции, и при рассмотрении дела в данных судебных инстанциях департамент своим правом не воспользовался.
Отсутствие у предпринимателя права на осуществление перевозок по маршрутам "Войково - Красногвардейское" и "Братское - Красногвардейское" ввиду окончания действия договора, заключенного с Министерством транспорта Республики Крым, на которое департамент указывает в кассационной жалобе, применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о судебной ошибке, поскольку департаментом в ходе судебного разбирательства не приводилось каких-либо доказательств тому, что в условиях, когда с иным перевозчиком договор на пассажирские перевозки по вышеуказанным маршрутам в установленном порядке не заключался, предприниматель имел возможность прекратить оказание транспортных услуг, имеющих социальную значимость.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2023 г. N 310-ЭС23-12330 по делу N А83-1166/2019
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1790/2022
07.04.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6527/2022
03.10.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1790/2022
22.03.2022 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1166/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1166/19