Recommendations for organizing monitoring of food quality and safety in general educational organizations by participants of educational relations involving an independent expert organization
УДК 006.86:006.352
ОКС 19.020
03.120
Срок действия с 15 января 2024 г.
до 15 января 2027 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Автономной некоммерческой организацией "Российский институт потребительских испытаний" (РИПИ)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2023 г. N 45-пнст
4 Введен впервые
Введение
Учащиеся и их законные представители являются потребителями услуг и имеют право на защиту своих прав согласно [1], [2].
Администрация общеобразовательных организаций, родительская общественность не могут в полной мере осуществлять мониторинг качества и безопасности питания в них по ряду причин, прежде всего потому, что для экспертизы, включающей оценку качества и безопасности питания, зачастую необходимы лабораторные исследования, компетентное определение показателей проверки. Для проведения такой экспертизы поставляемых продуктов питания и готовой продукции могут привлекаться некоммерческие организации, экспертные организации и общественные объединения потребителей.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации по проведению мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях участниками образовательных отношений, включая независимую экспертизу качества и безопасности питания, проводимую экспертными организациями по запросу общеобразовательных учреждений или законных представителей учащихся.
Настоящий стандарт предназначен для общественных объединений потребителей и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей и включает в себя проведение лабораторных испытаний в области качества и безопасности товаров, а также для родительской общественности, родительских советов, общеобразовательных организаций, муниципальных органов образования, учредителей общеобразовательных организаций, операторов питания, поставщиков продуктов питания.
Настоящий стандарт не распространяется:
- на бюджетные организации (за исключением операторов питания, поставщиков продуктов питания, общеобразовательных организаций, учредителей общеобразовательных организаций);
- отраслевые союзы и ассоциации производителей и продавцов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 5550 Крупа гречневая. Технические условия
ГОСТ 7176 Картофель продовольственный. Технические условия
ГОСТ 7452 Консервы из рыбы натуральные. Технические условия
ГОСТ 25832 Изделия хлебобулочные диетические. Технические условия
ГОСТ 26983 Хлеб дарницкий. Технические условия
ГОСТ 26987 Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия
ГОСТ 31498 Изделия колбасные вареные для детского питания. Технические условия
ГОСТ 31450 Молоко питьевое. Технические условия
ГОСТ 31452 Сметана. Технические условия
ГОСТ 31453 Творог. Технические условия
ГОСТ 31454 Кефир. Технические условия
ГОСТ 31455 Ряженка. Технические условия
ГОСТ 31465 Полуфабрикаты из мяса птицы для детского питания. Общие технические условия
ГОСТ 31498 Изделия колбасные вареные для детского питания. Технические условия
ГОСТ 31752 Изделия хлебобулочные в упаковке. Технические условия
ГОСТ 31799 Мясо и субпродукты, замороженные в блоках, для производства продуктов питания детей раннего возраста. Технические условия
ГОСТ 31807 Изделия хлебобулочные из ржаной хлебопекарной и смеси ржаной и пшеничной хлебопекарной муки. Общие технические условия
ГОСТ 31822 Кабачки свежие, реализуемые в розничной торговле. Технические условия
ГОСТ 31981 Йогурты. Общие технические условия
ГОСТ 32156 Консервы из тихоокеанских лососевых рыб натуральные и натуральные с добавлением масла. Технические условия
ГОСТ 32252 Молоко питьевое для питания детей дошкольного и школьного возраста. Технические условия
ГОСТ 32261 Масло сливочное. Технические условия
ГОСТ 32284 Морковь столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия
ГОСТ 32285 Свекла столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия
ГОСТ 32366 Рыба мороженая. Технические условия
ГОСТ 32915 Молоко и молочная продукция. Определение жирнокислотного состава жировой фазы методом газовой хроматографии
ГОСТ 33932 Огурцы свежие, реализуемые в розничной торговле. Технические условия
ГОСТ 34216 Редис свежий. Технические условия
ГОСТ 34254 Консервы молочные. Молоко сгущенное стерилизованное. Технические условия
ГОСТ 34298 Томаты свежие. Технические условия
ГОСТ ISO 17678 Молоко и молочная продукция. Определение отсутствия примеси в молочном жире с помощью анализа триглицеридов методом газовой хроматографии (контрольный метод)
ГОСТ Р 51809 Капуста белокочанная свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия
ГОСТ Р 52820 Мясо индейки для детского питания. Технические условия
ГОСТ Р 52306 Мясо птицы (тушки цыплят, цыплят-бройлеров и их разделанные части) для детского питания. Технические условия
ГОСТ Р 54754 Полуфабрикаты мясные кусковые бескостные для детского питания. Технические условия
ГОСТ Р 55323 Услуги общественного питания. Идентификация продукции общественного питания. Общие положения
ГОСТ Р 58233 Хлеб из пшеничной муки. Технические условия
ПНСТ 852-2023 Общие принципы организации независимой экспертизы качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 входной контроль: Экспертиза продукции, поступающей в общеобразовательные организации от оператора питания/поставщика продуктов, включающая проверку товаросопроводительной документации и сведений об оценке (подтверждении) соответствия.
Примечание - См. [3] (статья 5) и [4].
3.1.2 выходной контроль: Экспертиза готовой продукции общественного питания, реализуемой на линии раздачи столовой общеобразовательной организации.
3.1.3
горячая линия: Инструмент сбора обращений граждан по качеству и безопасности продуктов питания. [ПНСТ 853-2023, пункт 3.1.2] |
3.1.4 комиссия по мониторингу качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях (комиссия по питанию): Комиссия, формируемая администрацией школы с целью проведения мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательной организации.
3.1.5 мониторинг качества и безопасности питания (в общеобразовательных организациях): Процесс наблюдения за качеством и безопасностью питания в общеобразовательной организации, осуществляемый участниками образовательных отношений с возможным привлечением независимой экспертной организации, включающий при необходимости независимую экспертизу.
Примечания
1 В рамках проведения мониторинга качества и безопасности питания может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.
2 Мониторинг качества и безопасности питания может включать в себя один или несколько этапов. Первый этап мониторинга качества и безопасности питания проводится родительской общественностью и органами самоуправления общеобразовательных организаций, в том числе советом родителей, общественной комиссией по мониторингу качества и безопасности питания, комиссией по питанию, бракеражной комиссией. В случае обнаружения несоответствий качества и безопасности питания установленным нормам участник образовательных отношений может привлекать независимую экспертную организацию для проведения мониторинга качества и безопасности питания, включающего в том числе независимую экспертизу.
3 Задачами мониторинга качества и безопасности питания являются повышение качества питания, снижение неудовлетворенности родителей качеством услуг оператора питания (ОП) и поставщика продуктов питания (ПП), установление диалога с ОП и ПП, а также повышение ответственности ОП и ПП.
3.1.6
лабораторные испытания продуктов питания: Проверка качества и безопасности продуктов питания (в том числе сырья), а также соответствия заявленным параметрам и требованиям стандартов и технических регламентов. [ПНСТ 852-2023, пункт 3.1.2] |
3.1.7
образец продукции: Единица потребительской продукции, используемая в качестве представителя этой продукции при испытаниях или оценке качества. [ГОСТ Р 58185-2018, пункт 3.7] |
3.1.8 общественная комиссия по мониторингу качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях; ОКП: Комиссия, формируемая родительской общественностью из среды законных представителей детей с целью проведения мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательной организации в рамках родительского контроля.
Примечания
1 ОКП может формироваться из членов совета родителей, включать иных законных представителей детей, а также представителей независимой экспертной организации.
2 Рекомендации по проведению мероприятий родительского контроля представлены в [5].
3.1.9
органолептическая оценка качества продукции общественного питания: Оценка ответной реакции органов чувств человека на свойства продукции общественного питания как исследуемого объекта, определяемая с помощью качественных и количественных методов. [ГОСТ 31986-2012, пункт 3.1.3] |
3.1.10 оператор питания; ОП: Организация общественного питания, предоставляющая услуги по питанию в общеобразовательной организации на условиях аутсорсинга.
3.1.11 пищеблок: Производственные помещения предприятия общественного питания, расположенного на площадях общеобразовательной организации.
3.1.12 совет родителей; CP: Независимый выборный коллегиальный орган управления, выбираемый родительской общественностью из среды законных представителей учащихся, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и общеобразовательной организации.
Примечание - Деятельность CP регулируется локальными актами, принятыми советом родителей, такими как положение, устав.
3.1.13 управляющий совет; УС: Представительный коллегиальный избираемый орган государственно-общественного управления общеобразовательной организацией.
3.1.14 независимая экспертиза (качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях): Проверка, проводимая независимой экспертной организацией, включающая в себя проверку сопроводительной документации и анализ результатов проверок, проводимых контрольно-надзорными органами в отношении производителя/изготовителя поставляемой продукции, а также, при необходимости, лабораторные испытания.
3.1.15 независимая экспертная организация; НЭО: Некоммерческая или иная независимая организация, общественное объединение потребителей, соответствующая требованиям, предъявляемым к организации лабораторных испытаний качества и безопасности продуктов питания, в том числе в части квалификации и опыта сотрудников.
3.1.16 бракеражная комиссия: Комиссия, проводящая ежедневный бракераж готовой продукции.
3.1.17 родительский контроль: Процесс участия законных представителей детей в мониторинге качества и безопасности питания, реализуемый в форме анкетирования родителей и детей, а также их участия в работе ОКП.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГЛ - горячая линия;
ОО - общеобразовательная организация;
ИЛ - испытательная лаборатория или испытательный центр;
ЛНА - локальные нормативные акты;
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;
ООП - общественные объединения потребителей;
ПИ - программа испытаний;
ПП - поставщик продуктов питания;
ХАССП - анализ опасностей и критические контрольные точки
4 Основные рекомендации при организации мониторинга качества и безопасности питания
4.1 ОО предоставляет услуги общественного питания обучающимся на базе школьной столовой и буфета, являющихся структурными подразделениями ОО или переданными под управление ОП. Работа пищеблока в ОО может обеспечиваться на условиях аутсорсинга по договору с ОП либо ОО осуществляет приготовление пищи самостоятельно, производя закупку продуктов питания путем заключения договоров в установленном порядке.
4.2 ОО, родительская общественность в соответствии с [1], [2] могут участвовать в экспертизе поставляемых продуктов питания и привлекать для этой цели экспертов, экспертные организации.
4.3 Согласно [6], ответственность за питание в ОО несет директор. Для организации входного и выходного контроля (как в случае, когда ОО работает на условиях аутсорсинга по договору с ОП, так и в случае поставки продуктов по договорам с ПП) директор вправе привлекать НЭО для проведения экспертизы сырья и готовой продукции в ОО.
4.4 НЭО должна соответствовать требованиям 5.1 ПНСТ 852-2023.
Информацию о НЭО рекомендуется размещать на сайтах региональных и муниципальных органов образования и учредителей ОО.
4.5 По вопросам организации питания директор ОО как ответственное лицо взаимодействует с законными представителями обучающихся, с родительской общественностью, с комиссией по контролю за организацией питания в ОО (далее - комиссия по питанию), с НЭО, ООП, ИЛ, муниципальными органами образования, территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5 Полномочия и обязанности участников мониторинга качества и безопасности питания
5.1 Зона ответственности и основные задачи участников мониторинга и независимой экспертизе качества и безопасности питания в ОО представлены в таблице 1.
Таблица 1
Участник |
Зона ответственности и основные задачи |
Директор ОО |
Организует процесс питания в ОО, а также мониторинг качества и безопасности питания. Взаимодействует со всеми его участниками. Организует разработку и утверждает ЛНА. Функции и обязанности директора указаны в 5.2 |
УС |
Согласовывает ЛНА, регулирующие порядок участия ОКП и бракеражной комиссии в мониторинге качества и безопасности питания в ОО. Рекомендуется включение в состав УС членов СР. В состав УС может входить представитель НЭО в качестве кооптированного члена и равноправно участвовать в деятельности УС в области качества питания. Функции и обязанности директора указаны в 5.3 |
Ответственный по питанию, председатель комиссии по питанию |
Председатель комиссии по питанию, работающей на постоянной основе, назначается директором ОО, координирует и организует работу комиссии по питанию, соблюдение ОО или ОП мероприятий ХАССП. Контролирует реализацию предложений по результатам мониторинга и независимой экспертизе качества и безопасности питания и предписаний контрольно-надзорных органов. Осуществляет личный контроль за организацией приема пищи в столовой и буфете. Проводит опросы и иные мероприятия по изучению удовлетворенности качеством питания среди учащихся и их законных представителей. Организует публикацию на сайте ОО информации об организации питания, результатах мониторинга и независимой экспертизы качества и безопасности питания в ОО и отвечает за ее полноту, достоверность, открытость. Функции и обязанности ответственного по питанию указаны в 5.4 |
Комиссия по питанию |
Назначается директором ОО. Действует на постоянной основе. Реализует задачи ежедневного мониторинга качества безопасности питания в ОО. Организует и осуществляет все формы и стадии мониторинга. Взаимодействует с законными представителями учащихся по вопросам организации питания в ОО. Для привлечения НЭО имеет право обращаться к директору ОО. Состав и функции комиссии по питанию указаны в 5.4 |
ОКП |
Независимый орган, выбираемый родительской общественностью из среды родителей. Может входить в состав СР. ОКП может работать как самостоятельно, так и с привлечением НЭО. ОКП осуществляет следующие задачи: - мониторинг удовлетворенности качеством питания; - осуществление периодического планового мониторинга организации питания обучающихся; - осуществление мониторинга по обращениям учащихся и их законных представителей. ОКП взаимодействует с законными представителями учащихся, CP, УС, НЭО и администрацией ОО. Состав и функции общественной комиссии по питанию указаны в 5.5 |
Бракеражная комиссия |
Осуществляет ежедневный бракераж готовой продукции. Может осуществлять входной контроль. Задачи бракеражной комиссии определяются ЛНА. Может входить в состав комиссии по питанию |
CP |
Независимый орган, выбираемый родительской общественностью из среды родителей. Задачи CP в области мониторинга качества и безопасности питания в ОО: - осуществлять независимый мониторинг качества и безопасности питания, в том числе полноту представленной на сайте информации; - проводить мониторинг удовлетворенности учащихся качеством питания, как самостоятельно, так и с привлечением НЭО, в том числе по обращениям учащихся и их законных представителей; - доводить предложения по улучшению качества и безопасности питания до ответственного по питанию, УС, директора; - привлекать НЭО в случае выявления проблем с качеством и безопасностью питания; - доносить информацию о своей деятельности до учащихся и их законных представителей. Функции CP указаны в 5.7 |
Законные представители учащихся |
Обращаются с запросами информации, вопросами, заявлениями в комиссию по питанию, CP, НЭО, к директору ОО. Принимают участие как в работе комиссии по питанию, так и проводя проверки по собственной инициативе, посещая столовую ОО по графику посещений, согласно 5.4. Формы и порядок участия законных представителей учащихся в мероприятиях мониторинга качества и безопасности питания указаны в 5.8 |
Учащиеся |
Учащиеся могут принимать участие в мероприятиях мониторинга качества и безопасности питания, обращаться к ответственному по питанию, в комиссию по питанию, в НЭО, принимать участие в опросах и обращаться на ГЛ государственных органов образования и НЭО. Формы и порядок участия учащихся в мероприятиях мониторинга качества и безопасности питания указаны в 5.8 |
НЭО |
Может проводить экспертизу качества и безопасности продуктов питания в ОО, в том числе участвовать в отборе образцов, по обращениям законных представителей учащихся, CP, комиссии по питанию. Функции, обязанности и полномочия НЭО указаны в 5.7 |
ООП |
Может частично выполнять функции НЭО в пределах своей компетенции, в том числе принимать жалобы родителей на качество питания и участвовать в мониторинге качества и безопасности питания в ОО. Может организовывать опросы родителей и иметь ГЛ |
Представитель ОП |
Присутствует при отборе образцов для проведения лабораторных испытаний |
5.2 Функции директора ОО в области проведения мониторинга качества и безопасности питания в ОО:
- согласно [4] директор ОО имеет полномочия привлекать поставщика услуги питания (ОП) по контракту на условиях аутсорсинга или организовывать процесс приготовления питания в пищеблоке ОО при поставках продуктов питания по контракту с производителями или поставщиками (ПП);
- директор контролирует организацию поставок в ОО продуктов питания и/или блюд в соответствии с ежедневным меню, в том числе состав основного (организованного) питания, включающего горячее питание, дополнительного питания и индивидуального питания для учащихся с ОВЗ в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными актами, федеральными санитарными правилами и нормами, уставом школы;
- ежегодно в начале учебного года директор издает приказ о предоставлении основного горячего питания обучающимся, лечебного питания или денежной компенсации при невозможности предоставления диетического и лечебного питания, согласовывает ассортиментный перечень дополнительного питания.
Директор принимает ЛНА, регулирующие организацию питания в школе:
- положение об организации питания в школе;
- положение о комиссии по питанию;
- положение о проведении опросов по оценке удовлетворенности организацией услуг по питанию в школе;
- положение о бракеражной комиссии;
- договор школы с законными представителями учащихся на поставку услуг питания.
Директор принимает ЛНА, обеспечивающие порядок доступа законных представителей учащихся, приглашенных представителей НЭО, кооптированных членов УС в помещение столовой для проведения мониторинга и экспертизы.
Директор выполняет следующие задачи:
- назначает из числа работников школы ответственных за организацию питания и закрепляет их обязанности в должностных инструкциях;
- контролирует работу ответственного по питанию и комиссии по питанию;
- обеспечивает рассмотрение вопросов организации питания обучающихся на родительских собраниях, заседаниях управляющего совета школы, а также педагогических советах;
- может привлекать НЭО с целью обеспечения независимой экспертизы качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, поставляемых в ОО;
- обеспечивает заключение договоров с ОП/ПП с учетом потребностей учащихся, нуждающихся в специальных диетах.
5.3 Функции управляющего совета в области мониторинга качества и безопасности питания
Управляющий совет в области мониторинга качества и безопасности питания в ОО формируется из представителей учредителя, руководства администрации и работников ОО, обучающихся, их законных представителей и кооптированных представителей общественности. Рекомендуется включение в состав УС членов CP, принимающих участие в мониторинге качества и безопасности питания в ОО. В состав УС может входить представитель НЭО на правах кооптированного представителя общественности. Члены УС выбираются родителями из числа родителей. Структура, численность, полномочия и деятельность управляющего совета определяются федеральным и региональным законодательством, а также уставом ОО.
Ответственный за питание:
- организует работу комиссии по питанию, бракеражной комиссии;
- по поручению директора и совместно с НЭО, в случае ее привлечения, может принимать участие в составлении технического задания для заключения контракта с ОП на поставку питания либо в заключении контракта с ПП на поставку продуктов питания;
- по поручению директора определяет количество учащихся, нуждающихся в горячем питании, питании за счет средств родителей, лечебном и диетическом питании; организует составление и согласование с УС, CP, ОКП циклического меню для основного (организованного) горячего питания и меню для питания за счет средств родителей, ассортимента дополнительного питания;
- по поручению директора проверяет соответствие заявленных параметров качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в том числе с привлечением НЭО;
- по поручению директора ведет претензионную работу, в том числе совершает действия по расторжению контракта с ПП/ОП, а также поиску новых ПП/ОП, в том числе с привлечением НЭО;
- организует мониторинг удовлетворенности качеством и безопасностью питания в ОО с использованием опросов и анкетирования, с участием ОКП, CP и НЭО; организует обсуждения результатов оценки качества на УС, с участием CP, для принятия управленческих решений с целью повышения качества услуги организации общественного питания для учащихся;
- организует своевременную публикацию необходимой информации о качестве и безопасности питания, в том числе и принятых управленческих решениях на сайте ОО;
- организует для законных представителей учащихся посещение ОО в рамках мониторинга качества и безопасности и их участие в работе комиссии по питанию, в том числе принимает заявки на посещение столовой ОО от законных представителей учащихся, составляет график посещений и ведет учет посещений;
- курирует организацию питания в столовой ОО, лично присутствуя либо делегируя полномочия дежурному педагогу;
- оказывает помощь законным представителям учащихся при проведении контрольных мероприятий, проводя необходимые процедуры, такие как измерение температуры, веса порций;
- рассматривает обращения учащихся и их законных представителей и CP по качеству и безопасности питания и принимает меры, направленные на решение содержащихся в них вопросов или жалоб, при необходимости привлекая НЭО или директора ОО;
- принимает меры по устранению выявленных в ходе проверок несоответствий качества и безопасности питания. В случае недостаточности компетенций и полномочий для устранения несоответствий или необходимости проведения лабораторных испытаний продуктов обращается в НЭО;
- получает предложения по улучшению организации питания для обсуждения их с администрацией ОО и CP;
- координирует работу в ОО по формированию культуры питания.
5.4 Комиссия по питанию
5.4.1 Общие положения
Комиссия по питанию - административный орган мониторинга качества и безопасности питания в ОО. Ее задачей является осуществление систематического мониторинга качества и безопасности питания обучающихся и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в ОО.
В комиссию по питанию может входить бракеражная комиссия. В этом случае часть функций комиссии по питанию, относящихся к бракеражу, выполняет бракеражная комиссия.
Основными формами работы комиссии в области осуществления мониторинга качества и безопасности питания являются:
- осуществление ежедневных проверок в соответствии с утвержденным планом мероприятий ХАССП;
- проведение оперативных проверок с целью установления фактов и проверки сведений о нарушениях, поступающих от учащихся и их законных представителей;
- проведение опросов среди учащихся и их законных представителей по удовлетворенности качеством оказания услуг общественного питания в ОО;
- оценка качества предоставления услуг общественного питания;
- оформление претензий к качеству оказания услуг.
Комиссия взаимодействует с CP, НЭО и администрацией ОО.
5.4.2 Состав комиссии
Состав комиссии формируется ответственным по питанию и утверждается приказом директора ОО. Рекомендуемый срок полномочий комиссии - учебный год. Члены комиссии должны иметь действующую личную медицинскую книжку с актуальными результатами периодических медицинских осмотров, предусмотренных для работников предприятий общественного питания, а также быть обеспечены санитарной одеждой.
В состав комиссии рекомендуется включать не менее трех человек:
- ответственный по питанию, который является представителем администрации ОО и председателем комиссии;
- педагогические работники;
- сотрудники пищеблока.
В состав комиссии могут входить представители CP, а также медработник, если ОО заключает договор согласно статье 41 [4].
5.4.3 Задачи комиссии
Комиссия по питанию осуществляет:
- входной контроль;
- выходной контроль;
- проверку соблюдения санитарии и гигиены в пищеблоке и в организации общественного питания ОО;
- контроль за соблюдением технологии приготовления пищи, соответствия меню и технологических карт;
- контроль за соблюдением объема порций, норм питания;
- составление графика приема пищи по классам в соответствии с их расписанием, проверку соблюдения графика приема пищи;
- проверку соблюдения питьевого режима;
- проверку организации питания учащихся, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, со специальными потребностями, выявление и составление списков учета учащихся, нуждающихся в специальном питании, формирование рационов по прописанным диетам;
- мониторинг ассортимента и качества буфетной продукции. Согласование ассортиментного перечня буфетной продукции с законными представителями детей и ОП/ПП;
- анализ рационов питания и контроль за устранением выявленных несоответствия рациона, замены блюд в соответствии с требованиями [3];
- ведение отчетности по результатам проверок;
- предоставление информации в виде актов с результатами проверочных мероприятий по запросу администрации и/или по запросу НЭО;
- прием предложений и замечаний по качеству и безопасности питания от учащихся и их законных представителей;
- внесение предложений по улучшению питания учащихся в ОО;
- взаимодействие с CP, НЭО и администрацией ОО в части улучшения организации и качества питания учащихся;
- публикация информации об организации питания и проводимых проверках на интернет-сайте ОО.
5.5 Общественная комиссия по питанию
5.5.1 Общие положения
ОКП - орган, созданный родительской общественностью; представитель ОКП может входить в состав УС и СР. В состав общественной комиссии входят представители родительской общественности, а также могут входить представители НЭО и/или ООП, члены УС в лице законных представителей учащихся. Члены комиссии могут обращаться в НЭО по вопросам качества и безопасности, в том числе проходить инструктаж и обучение в НЭО.
ОКП осуществляет свою деятельность на основании положения о комиссии. Положение может определять состав комиссии и срок исполнения полномочий, а также иные правила по усмотрению членов комиссии.
5.5.2 Функции и полномочия ОКП:
- совместно с НЭО и комиссией по питанию может принимать участие в подготовке к заключению новых контрактов с ОП/ПП;
- разрабатывает и вносит предложения по улучшению питания учащихся в ОО;
- организует родительский контроль в форме анкетирования родителей и детей для оценки качества предоставления услуг общественного питания в ОО по форме оценочного листа, приложение 2 к [5];
- инициирует разработку, корректировку или отмену ЛНА ОО, регулирующих проведение мероприятий мониторинга качества и безопасности питания;
- находится в постоянном контакте с учащимися и их законными представителями и обеспечивает фиксацию всех выявленных ими проблем в области питания, предлагает директору ОО пути решения, направленные на компенсацию выявленных проблем, отслеживает их устранение;
- организует независимые опросы родителей и учащихся и принимает самостоятельное решение о форме и времени проведения опросов. Для консультации по составлению вопросов может привлекать НЭО;
- оказывает помощь в распространении и проведении опросов, организованных НЭО, ООП, и поддерживает ГЛ, созданные этими организациями;
- может самостоятельно проверять факты, указанные в обращениях учащихся и их законных представителей, в том случае, если они обращаются в CP;
- может вести базы данных протоколов результатов проверок, фото- и видеоотчетов, формировать статистику по удовлетворенности питанием. Собранные данные могут использоваться по усмотрению CP: на сайте ОО, публиковаться в СМИ, а также использоваться при расторжении договоров с ПП при необходимости;
- может в плановом порядке принимать участие в работе комиссии по питанию, в том числе совместно с комиссией по питанию организует присутствие законных представителей учащихся при проведении мониторинга качества и безопасности питания в ОО;
- проверяет своевременное опубликование отзывов законных представителей учащихся, а также, при необходимости, доведение информации от них, в том числе из книги отзывов, до НЭО и директора ОО;
- при необходимости может привлекать ответственного по питанию, экспертов, НЭО и директора ОО к решению вопросов, связанных с качеством и безопасностью питания;
- может принимать участие в мониторинге качества и безопасности питания в ОО, в том числе осуществлять фото- и видеофиксацию проведения проверок и отбора образцов для последующего опубликования на информационных ресурсах и в родительских чатах;
- проверяет наличие необходимой документации на сайте ОО;
- проверяет организацию индивидуального питания для учащихся с ОВЗ, которые нуждаются в лечебном и диетическом питании, определенной диете;
- проверяет организацию питания учащихся, питающихся в ОО за счет средств родителей;
- контролирует ассортимент дополнительного питания и при необходимости вносит предложения по его корректировке.
5.6 Независимая экспертная организация
НЭО должна соответствовать требованиям ПНСТ 852-2023 (пункт 5.1).
5.7 Совет родителей
CP создается на основании пункта 6 статьи 26 [6] по инициативе родителей с уведомлением директора ОО, УС и законных представителей учащихся. CP решает задачу регулярного мониторинга качества и безопасности питания в ОО. CP взаимодействует с другими законными представителями учащихся, НЭО, комиссией по питанию, УС, директором ОО. Члены CP могут состоять в УС ОО.
CP имеет все функции и полномочия в области мониторинга качества и безопасности питания ОО, указанные в 5.5 для ОКП, и выполняет задачи общественной комиссии в случае, если такая комиссия не образована.
5.8 Участие учащихся и их законных представителей в мониторинге качества и безопасности питания
Учащиеся и их законные представители могут:
- знакомиться с информацией об организации питания, размещенной на сайте ОО, в том числе с ЛНА ОО, которые регулируют проведение мероприятий по мониторингу качества и безопасности питания;
- иметь доступ к видеонаблюдению за процессами в организации питания ОО;
- обращаться в CP, ОКП, комиссию по питанию, к администрации ОО с запросами о предоставлении информации, с вопросами, жалобами и предложениями, в том числе по проведению лабораторных испытаний, ассортиментному перечню буфетной продукции;
- принимать участие в проверках, проводимых комиссией по питанию;
- посещать столовую и буфет ОО по предварительной записи в соответствии с графиком посещений на основании заявки;
- направлять обращения в НЭО.
Если обращение законного представителя содержит жалобу на конкретный продукт или предложение о проведении лабораторных испытаний продукта, в обращении следует представить следующие данные об исследуемом образце:
- товарный знак;
- название конкретной продукции;
- наименование и адрес производителя;
- наименование и адрес изготовителя (если имеются);
- дата изготовления/срок хранения/условия хранения.
Данные могут быть представлены в виде описания и/или фотографии маркировки образца.
6 Порядок участия законных представителей учащихся в мониторинге качества и безопасности питания
6.1 Порядок посещений столовой ОО законными представителями учащихся
Режим посещения определяется уставом ОО. При разработке правил посещений рекомендуется учитывать следующие положения.
Законные представители учащихся могут посещать столовую ОО как самостоятельно, по заявке, согласно графику посещений, так и в составе ОКП, комиссии по питанию (далее - комиссии), в качестве постоянного или временного участника. Для разового посещения зоны общего доступа (обеденного зала школьной столовой и зоны буфета) от законных представителей учащихся не требуется наличие личной медицинской книжки и иных медицинских документов, за исключением ситуаций повышенной готовности и иных противоэпидемических ограничений, вводимых в рамках карантинных мероприятий в ОО. Для посещения пищеблока в составе комиссий законные представители учащихся должны иметь личную медицинскую книжку с актуальными результатами обследований и быть обеспечены санитарной одеждой. При посещении в составе комиссий законные представители учащихся имеют право на осуществление проверочных действий в рамках деятельности комиссий, предусмотренных 5.4, 5.5, по согласованию с председателем и другими членами комиссий. Перед проведением контрольных мероприятий с входом в производственные зоны пищеблока для родителей проводится вводный инструктаж силами ответственного по питанию либо иного лица, уполномоченного на проведение инструктажа участников общественного мониторинга.
6.2 Участие учащихся и их законных представителей в мониторинге качества и безопасности питания
Основные формы участия законных представителей учащихся в мониторинге качества и безопасности питания могут быть следующими:
- однократные посещения помещения столовой с целью мониторинга организации питания и оценки органолептических качеств пищи, предложенной учащимся;
- участие в мероприятиях органов родительского контроля (в том числе CP);
- участие в работе комиссий, осуществляющих мониторинг качества и безопасности питания, созданных администрацией ОО, учредителями или иными органами (УС);
- участие в отборе проб в пищеблоке с целью проведения лабораторных испытаний пищевой продукции.
Учащиеся и их законные представители могут посещать столовую ОО в рамках проведения мероприятий мониторинга качества и безопасности питания, в составе комиссий либо в сопровождении ответственного лица.
Мероприятия мониторинга качества и безопасности питания учащихся, требующие наличия личной медицинской книжки, проводят в присутствии ответственного по питанию и/или дежурного педагога, к которым могут обращаться учащиеся и их законные представители.
Для оценки органолептических характеристик законный представитель может пробовать продукты из порции учащегося, интересы которого он представляет, либо осуществить предварительный заказ дополнительных порций блюд школьного меню для индивидуальной дегустации в зале школьной столовой. Заказ блюд должен осуществляться в сроки, которые предварительно согласовываются с ответственным по питанию от школы и ПП. Предоставление порций блюд для дегустации законным представителем учащихся происходит из общего котла в процессе приема пищи учащимися. Индивидуальная упаковка и доставка пищи только для дегустации не допускается.
В случае, если законные представители учащихся по результатам проведенного мониторинга качества и безопасности питания приходят к выводу о необходимости проведения экспертизы на соответствие требованиям качества и безопасности конкретного продукта/блюда (согласно 9.1), они могут обратиться с обоснованным предложением о проведении испытаний в CP, НЭО, к директору ОО.
По итогам посещения законные представители учащихся могут оставить отзыв о посещении в книге посещений, а также обратиться в CP, НЭО, к директору ОО.
7 Входной контроль
Мероприятия входного контроля осуществляются на постоянной основе, с возможным привлечением НЭО, и включают:
- проверку сопроводительной документации на поставку продуктов питания, сырья (с каждой поступающей партией), полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе товарно-транспортные накладные, сертификаты соответствия, декларации соответствия, протоколы испытаний;
- проверку внешнего вида поступающей продукции (наличие повреждений упаковки);
- проверку соответствия веса получаемой продукции;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и условий хранения при транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания;
- проверку сроков хранения;
- проверку наличия признаков порчи.
По итогам входного контроля рекомендуется составлять акты, в которых фиксируются содержание, объект и результат проверки.
8 Выходной контроль
8.1 Общие принципы выходного контроля
Выходной контроль осуществляется ежедневно комиссией по питанию, либо бракеражной комиссией и периодически общественной комиссией по питанию. При необходимости к мероприятиям входного контроля может привлекаться НЭО. Проверке подлежат все блюда и кулинарные изделия, изготовляемые (разогреваемые) в пищеблоке ОО. Контроль проводят до начала отпуска каждой вновь приготовленной партии.
Результаты заносят в журнал проверок, который рекомендуется вести в бумажном, электронном виде и размещать на сайте ОО.
Выходной контроль включает:
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм при раздаче: правильность условий хранения блюд, наличие компонентов для оформления, отпуска блюд, проверка соблюдения правил и условий хранения продуктов питания, контроль за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока;
- контроль соответствия реализуемых блюд утвержденному меню и возрастным нормам;
- контроль полноценности замены блюд, если в этом есть необходимость;
- контроль температуры блюд;
- контроль веса порции и отдельных компонентов (например, каша/котлета);
- контроль за соблюдением сроков реализации продуктов питания;
- отбор суточной пробы и проверка организации ее хранения.
8.2 Порядок работы комиссии по питанию при проведении мероприятий выходного контроля
Комиссия по питанию ежедневно приступает к выходному контролю за 30 мин до начала раздачи готовой пищи, предварительно ознакомившись с основным и ежедневным меню.
Комиссия по питанию проводит:
- проверку наличия меню на общедоступном стенде с указанием всех необходимых данных согласно [3];
- проверку блюд на соответствие меню;
- органолептическую оценку блюд и кулинарных изделий, включая оценку температуры, внешнего вида, запаха, вкуса, готовности блюд. Органолептическую оценку начинают с блюд, имеющих слабовыраженный запах и вкус (супы и т.п.), а затем дегустируют блюда, вкус и запах которых выражены отчетливее, сладкие блюда дегустируют в последнюю очередь;
- визуальную оценку соблюдения технологии приготовления по органолептическим признакам (отдельно для каждого блюда);
- оценку качества продуктов на основе органолептической оценки;
- проверку правильности замены блюд, если такая замена осуществлялась.
По итогам проверки комиссия заполняет акты на списание невостребованных порций и акты по проверке организации питания.
9 Организация независимой экспертизы
9.1 Основанием для проведения независимой экспертизы являются:
а) анализ обращений учащихся и их законных представителей. Критериями необходимости проведения экспертизы по обращениям законных представителей учащихся является поступление двух и более обращений, указывающих:
- на признаки фальсификации продуктов питания;
- органолептические свойства, свидетельствующие о низком качестве исходных ингредиентов;
- наличие признаков порчи (плесень, неприятный запах и др.);
б) в случае если по результатам проведенных контрольных мероприятий комиссия/ОКП приходит к выводу о необходимости проведения экспертизы с привлечением НЭО, ответственный по питанию должен обратиться с обоснованным предложением к директору.
9.2 По итогам рассмотрения обращений директор ОО принимает решение о необходимости проведения экспертизы и согласовывает дату проведения с НЭО.
9.3 В проведении внеплановой экспертизы могут участвовать:
- представители НЭО;
- представители комиссии, общественной комиссии по питанию, ответственного по питанию;
- учащиеся и их законные представители;
- члены CP, родительской общественности.
10 Организация мониторинга качества и безопасности питания в случае приготовления пищи в ОО из поставляемых продуктов питания
10.1 В случае, если ОО осуществляет приготовление пищи самостоятельно, производя закупку продуктов питания путем заключения договоров с ПП, рекомендуется разработать план мониторинга качества и безопасности поставляемых продуктов питания с привлечением НЭО.
10.2 План мониторинга качества и безопасности разрабатывается на основании:
- списка продуктов и показателей, которые подлежат проверке согласно приложению А. Если возникает необходимость в проверке продукта, не упомянутого в приложении А, либо в проверке по более широкому спектру параметров, рекомендуется использовать расширенный перечень продуктов питания, используемых в ОО, и параметров, отражающих их качество и безопасность (см. приложение Б ПНСТ 852-2023);
- информации о поставляемых видах продукции, расписании поставок, количестве поступающих единиц товара, а также информации о расфасовке продукции и наличии потребительской тары;
- анализа информации согласно 10.3.
10.3 Рекомендуется проводить анализ информации о ПП до заключения контракта ОО с ОП с целью оценки риска поставки продукции несоответствующего качества, а также учета результатов анализа при составлении плана мониторинга качества и безопасности.
Анализ информации о ПП включает:
- анализ документации и деятельности ПП, с которыми заключены договоры на поставку продуктов питания за последние три года, в том числе опыта работы по контрактам в бюджетной сфере;
- анализ информации о результатах проверок ПП, размещенной на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей, на который вносится информация о товарах, не соответствующих обязательным требованиям по результатам проводимой работы по их выявлению;
- анализ информации о сертификатах соответствия (при наличии) и аккредитации выдавших их лабораторий, размещенной на сайте государственного органа по аккредитации;
- анализ данных о ПП, размещенных в Федеральной государственной информационной системе "Меркурий".
10.4 При принятии решения о заключении договора с ПП на поставку продукции в ОО рекомендуется учитывать результаты проверок контрольных органов власти, размещенные на сайтах Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" и ФГИС "Единый реестр проверок" (https://proverki.gov.ru/portal) за предшествующие три года с учетом степени выявленного нарушения с точки зрения риска для жизни и здоровья детей.
10.5 При составлении плана мониторинга качества и безопасности следует использовать риск-ориентированный подход. В случае если экспертиза согласно 10.3 не выявила нарушений в деятельности ОП, плановые проверки могут включать проверку документации на поставляемую продукцию и выборочную лабораторную экспертизу, осуществляемую исходя из совокупности данных, полученных на основании 10.2 и 10.3.
11 Отбор образцов для лабораторных испытаний продукции
11.1 Общие принципы
11.1.1 Для проведения отбора проб в рамках проведения экспертизы ОО может привлекать специалистов ИЛ и представителей НЭО.
11.1.2 В состав комиссии для отбора образцов могут входить:
- сотрудник ИЛ (осуществляет отбор образцов);
- ответственный по питанию (оказывает организационную помощь в отборе образцов);
- представитель НЭО (осуществляет контроль отбора образцов на соответствие ПИ, а также производит фото- и видеосъемку);
- представители CP, общественной комиссии по питанию, родительской общественности (осуществляют наблюдение за правильностью отбора образцов в рамках своей компетенции, а также фото- и видеосъемку процесса, помещений, продуктов питания, готовых блюд, маркировки, документации).
11.1.3 В ходе отбора образцов проводится фотосъемка отобранных образцов с нанесенной на упаковку маркировкой и с принадлежностями опломбирования. Если образцы расфасованы в потребительскую тару, то проводят фотосъемку всех сторон потребительской упаковки.
11.1.4 Акт отбора должен быть подписан членами комиссии по отбору образцов (например, сотрудниками комиссии по питанию, сотрудником, осуществляющим отбор образцов, представителем НЭО);
11.1.5 Директор ОО и представитель ОП обеспечивают беспрепятственный доступ на территорию пищеблока всем членам комиссии.
11.2 Отбор образцов при проведении мероприятий входного контроля
11.2.1 Отбор образцов при проведении входного контроля осуществляют на территории пищеблока.
11.2.2 Отбор образцов при проведении мероприятий входного контроля проводится сотрудниками ИЛ. При отборе образцов могут присутствовать представители комиссии, ОКП, ответственный по питанию, НЭО, CP, представители родительской общественности, представители ОП в лице ответственных сотрудников пищеблока.
11.2.3 Отбор образцов для лабораторных испытаний при проведении мероприятий входного контроля может проводиться представителем НЭО и ответственным по питанию в присутствии представителей ОП в лице ответственных сотрудников пищеблока. В этом случае акт отбора образцов подписывают сотрудники ОО, НЭО и ОП, участвовавшие в отборе образцов и присутствовавшие при отборе. Отказ от присутствия при отборе проб представителей ОП и отказ от подписи под актом отбора проб фиксируются в акте отбора проб присутствующими при отборе проб сотрудниками ОО.
11.2.4 Образцы отбирают в количестве согласно действующим стандартам на отбор образцов соответствующей продукции. Количество отбираемых образцов должно быть не менее количества, необходимого для проведения испытаний в соответствии с ПИ, предварительно согласованной с ИЛ.
11.2.5 Количество контрольных образцов определяет НЭО, руководствуясь в том числе целесообразностью их хранения. Контрольные образцы могут храниться в ИЛ или у НЭО по согласованию. При хранении контрольных образцов должны соблюдаться условия хранения в соответствии с маркировкой или условия хранения, свойственные для данного вида продукции.
11.3 Отбор проб готовой продукции при проведении мероприятий выходного контроля
11.3.1 Отбор образцов готовой продукции при проведении мероприятий выходного контроля осуществляют в пищеблоке или в столовой ОО по правилам отбора суточной пробы в соответствии с пунктом 8.1.10 [3]. В целях контроля качества и безопасности приготовленной пищевой продукции комиссия по питанию осуществляет отбор суточной пробы от каждой партии приготовленной пищевой продукции. Суточные пробы могут быть использованы для проведения лабораторных испытаний при проведении мероприятий выходного контроля в рамках проводимой НЭО экспертизы при условии, что отбор суточной пробы был проведен в присутствии представителя НЭО либо был зафиксирован установленной в столовой системой видеонаблюдения и проверен представителем НЭО.
11.4 Передаваемые в ИЛ образцы следует опломбировать. Образцы передаются в ИЛ с соблюдением условий хранения и транспортирования.
12 Результаты независимой экспертизы
Результатами независимой экспертизы являются экспертные заключения привлекаемой независимой экспертной организации и протоколы лабораторных испытаний (в случае их проведения), которые должны быть предоставлены в ОО.
В случае если по результатам проведенных лабораторных испытаний выявлено несоответствие продукции требованиям качества и безопасности, несущее риски для здоровья учащихся, поставка такой продукции должна быть приостановлена до прояснения ситуации.
Возобновление поставок продукции, экспертиза которой выявила несоответствия требованиям качества и безопасности, возможно после принятия корректирующих действий ПП либо ОП и проведения после этого повторной независимой экспертизы с участием НЭО.
13 Публичность информации по организации питания
Согласно [4], статья 25.2, ОО обязаны размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию об условиях организации питания учащихся.
Рекомендуется представлять информацию на официальном сайте ОО в виде отдельного раздела либо в подразделе "Организация питания учащихся".
В разделе интернет-сайта ОО, посвященного организации питания, рекомендуется размещать следующую информацию:
- ежедневное и циклическое меню;
- основное двухнедельное и ежедневное меню для всех возрастных групп;
- ЛНА, регламентирующие организацию горячего питания и контроль за ним, включая порядок организации горячего питания, порядок предоставления льготного питания, формы заявлений, график питания;
- трансляцию видеонаблюдения за организацией питания в ОО;
- сведения об ООП/НЭО, в которые могут обращаться учащиеся и их законные представители;
- состав комиссии по питанию, контактные данные ответственного по питанию;
- состав общественной комиссии по питанию, контактные данные членов комиссии;
- расписание мероприятий мониторинга качества и безопасности питания, осуществляемого комиссиями, и их предмет;
- порядок включения законных представителей учащихся для участия в осуществлении мониторинга качества и безопасности питания, реализуемого комиссией по питанию;
- результаты мониторинга качества и безопасности питания в электронном виде;
- книгу посещений с отзывами законных представителей учащихся в электронном виде;
- данные о ПП/ОП, включая ссылку на сайт, телефон, адрес электронной почты.
Прочим участникам организации процесса мониторинга качества и безопасности питания рекомендуется публиковать на своих интернет-ресурсах информацию, подтверждающую качество и безопасность используемых для питания учащихся продуктов, сведения о проведенных мероприятиях мониторинга качества и безопасности питания и о принимаемых мерах в случаях выявления нарушений.
Библиография
[1] |
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" |
|
[2] |
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" |
|
[3] |
Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения |
|
[4] |
Приказ Роспотребнадзора от 20 ноября 2020 г. N 771 "Об установлении критериев формирования доказательств, подтверждающих отличительные признаки пищевых продуктов, информация о которых указывается на добровольной основе в маркировке пищевых продуктов" |
|
[5] |
Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях |
|
[6] |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
|
[7] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 033/2013 |
О безопасности молока и молочной продукции |
[8] |
Технический регламент Евразийского экономического союза TP ЕАЭС 044/2017 |
О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду |
[9] |
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий |
|
[10] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 021/2011 |
О безопасности пищевой продукции |
[11] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 022/2011 |
Пищевая продукция в части ее маркировки |
Ключевые слова: мониторинг качества и безопасности питания, независимая экспертиза, общеобразовательные организации, бракеражная комиссия, независимые экспертные организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предварительный национальный стандарт ПНСТ 851-2023 "Рекомендации по организации мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях участниками образовательных отношений с привлечением независимой экспертной организации" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2023 г. N 45-пнст)
Опубликование:
Российский институт стандартизации, Москва, 2023 г.
Срок действия с 15 января 2024 г. до 15 января 2027 г.