Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Министерства образования
Московской области
от 28.11.2023 N Р-1077
"УТВЕРЖДЕНО
распоряжением
Министерства образования
Московской области
от 05.08.2022 N Р-507
(в редакции
распоряжения
Министерства образования
Московской области
от 28.11.2023 N Р-1077)
Положение
о функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Московской области
I. Общие положения
1. Положение о функционировании единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Московской области (далее соответственно - Положение РСНМС, РСНМС) определяет методологические, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Московской области.
Положение РСНМС отражает два ключевых этапа организационно-методического сопровождения РСНМС: этап формирования и становления РСНМС (2019 - 2021 годы) и этап развития РСНМС (2022 - 2024 годы).
Этап развития РСНМС базируется на ключевых достижениях предшествующего периода - этапа институционального и функционального оформления системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на различных уровнях.
Положение РСНМС отражает преемственность методологических, содержательных и организационных основ формирования единого пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Московской области.
2. Нормативная правовая основа создания и функционирования РСНМС:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р;
паспорт федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации, протокол от 07.12.2018 N 3;
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.12.2022 N Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174";
приказ Министерства образования Московской области от 13.09.2019 N 2494 "Об организации работы по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в структуре государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области";
распоряжение Министерства образования Московской области от 29.09.2020 N Р-604 "О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы методического сопровождения педагогических и руководящих кадров образовательных организаций Московской области";
распоряжение Министерства образования Московской области от 02.02.2023 N Р-112 "О сетевом взаимодействии между государственными образовательными организациями высшего образования Московской области, подведомственными Министерству образования Московской области, и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющими управление в сфере образования, по вопросам непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Московской области".
II. Методологические основания и ключевые итоги создания РСНМС
3. Актуальность формирования РСНМС в 2019 - 2021 годах была обусловлена комплексом проблем, сложившихся в области научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
К числу наиболее существенных проблем, зафиксированных на момент формирования РСНМС, отнесены:
отсутствие на территории Московской области единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
отсутствие единого подхода к организации деятельности методических служб на региональном и муниципальном уровнях;
невыполнение методическими службами функций ресурсного обеспечения развития муниципальной системы образования;
возложение на них организационных и координационных функций;
отсутствие научной составляющей методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров и связи между научными исследованиями и реальной педагогической и управленческой практикой;
отсутствие принципа персонификации программ дополнительного профессионального образования (далее соответственно - программ ДПО, ДПО), механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и профессиональных дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;
отсутствие в содержании программ ДПО ориентации на формирующиеся вызовы и задачи образования на федеральном уровне;
"сопротивление" педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций обновлению методов обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности в сфере образования;
отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров.
4. Целью создания РСНМС в 2019 - 2021 годах явилось формирование единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.
Методологической основой создания РСНМС выступили следующие подходы: системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
5. Принципы создания РСНМС:
соответствие деятельности РСНМС приоритетным задачам в сфере образования;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
совместное планирование и принятие решений на региональном уровне, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.
6. Комплексная - методологическая, содержательная и организационная - трансформация системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, начатая с момента создания РСНМС, осуществлялась по трем ключевым направлениям:
формирование механизмов управления инфраструктурами научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
актуализация содержания, форм и методов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
развитие кадрового потенциала системы ДПО;
создание цифровой экосистемы ДПО.
Комплекс первоочередных мероприятий в рамках указанных направлений позволил достичь следующих наиболее значимых результатов на этапе институционального и функционального оформления РСНМС на территории Московской области:
сформировано единое научно-методическое пространство сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, состоящее из субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации;
сформирована сеть научно-методических центров, осуществляющих на системной и регулярной основах интеграцию результатов научных исследований в реальную педагогическую практику;
правовыми актами Министерства образования Московской области (далее - Министерство образования), осуществляющего государственное управление в сфере образования, созданы региональные сегменты РСНМС;
сформирована сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее - ЦНППМ), осуществляющих координацию деятельности и комплексное организационно-методическое сопровождение субъектов РСНМС и взаимодействие с координатором единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - соответственно координатор ЕФС, ЕФС);
формируется сеть региональных методических активов, осуществляющих адресное методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, в том числе в формате индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства;
непрерывно пополняется Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - ФР ДПП), аккумулирующий программы ДПО, разработанные с учетом единого подхода к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;
разработан и реализован (в том числе в форме стажировок, по каскадной модели реализации программ ДПО и т.д.) комплекс адресных программ ДПО для педагогических работников и управленческих кадров (включая управленческие команды) по ведущим тематикам и флагманским направлениям развития государственной образовательной политики, например: проект "Школа Министерства просвещения России", внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), развитие функциональной грамотности, цифровизация образования, совершенствование предметных и методических компетенций, актуальные вопросы деятельности классных руководителей, педагогическое наставничество и т.д.;
организована и проводится диагностика предметных и методических компетенций педагогических работников;
создана автоматизированная информационная система РСНМС, аккумулирующая широкий спектр цифровых инструментов, ресурсов и онлайн-курсов и включающая в себя цифровую экосистему ДПО - единую образовательную платформу в области ДПО педагогических работников и управленческих кадров.
Таким образом, предшествующий этап формирования РСНМС свидетельствует о создании системы условий, необходимых для эффективного адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии их профессионального мастерства.
III. Структура и функциональная нагрузка субъектов РСНМС
7. В составе РСНМС выделяются субъекты различных уровней.
1) Субъекты РСНМС регионального уровня:
а) Министерство образования.
Функции:
утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по функционированию РСНМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РСНМС;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РСНМС.
б) Образовательные организации высшего образования Московской области и профессиональные образовательные организации Московской области, подведомственные Министерству образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей подготовки и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" - Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный гуманитарно-технологический университет" (далее - ГГТУ), Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет" (далее - ГСГУ).
Функции:
обеспечивают проведение фундаментальных и прикладных исследований, трансфер научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
обеспечивают доступ ЦНППМ к результатам проведенных научно-исследовательских работ, в том числе на официальных сайтах;
транслируют для педагогического сообщества подтвердившие эффективность педагогические и управленческие практики через научно-практические конференции и иные мероприятия в рамках научных исследований;
формируют и развивают исследовательскую культуру педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивают научно-методическую поддержку педагогических работников и образовательных организаций для работы в системе допрофессионального и постпрофессионального педагогического образования;
обеспечивают разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в ФР ДПП;
организуют и проводят образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивают координацию развития и функционирования РСНМС;
обеспечивают разработку дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
обеспечивают наполнение ФР ДПП программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
в) Организация дополнительного профессионального образования педагогических кадров - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Московской области "Корпоративный университет развития образования" (далее - Корпоративный университет), включая Институт развития образования (далее - ИРО), отдел рекрутинга управленческих и педагогических кадров.
Функции:
осуществляет организационную, методическую, экспертно-консультационную поддержку развития РСНМС;
создает единое информационное пространство РСНМС;
обеспечивает координацию развития и функционирования РСНМС;
обеспечивает разработку дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
обеспечивает наполнение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта дополнительных профессиональных программ педагогического образования;
осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в Министерство образования;
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
организует вовлечение профессиональных сообществ в РСНМС педагогических работников и управленческих кадров;
организует сопровождение системы управления образовательных организаций на основе результатов оценочных процедур;
обеспечивает формирование и реализацию единой региональной системы оценки качества образования Московской области;
способствует развитию управленческого и экспертного потенциала в системе образования Московской области;
выявляет дефициты и разрабатывает рекомендации по реализации программ повышения квалификации;
формирует и сопровождает стратегические инициативы и образовательные проекты системы образования Московской области;
организует оценочные процедуры при формировании управленческого кадрового резерва образовательных организаций Московской области.
г) Центр непрерывного повышения профессионального мастерства по модели "стандарт" на базе Корпоративного университета (далее - ЦНППМ Корпоративного университета)
Функции:
выступает координатором РСНМС;
обеспечивает взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе - работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования (далее - единый федеральный портал ДПО);
организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.
д) ЦНППМ по модели "стандарт" и "мини" на базе Корпоративного университета, ГГТУ, ГСГУ.
Функции:
организуют разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организуют разработку и внедрение различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организуют внедрение целевой модели наставничества педагогических работников;
организуют внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
обеспечивают адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
организуют проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
организуют обучение педагогических работников и управленческих кадров Московской области, в том числе по новейшим программам ДПО;
организуют вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
оказывают методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами. Работники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.
е) Региональный методический актив.
В ЦНППМ из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий: основного государственного экзамена (далее - ОГЭ), единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в ФР ДПП;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в общеобразовательных организациях с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
ж) Региональное учебно-методическое объединение (в структуре Корпоративного университета), Ресурсный центр педагогического образования Московской области (в структуре ГГТУ), Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи, региональный Центр выявления, поддержки и развития способности и талантов у детей и молодёжи Московской области (в структуре АНОО "Областная гимназия имени Е.М. Примакова"), другие методические советы, участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
з) Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческих кадров:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников. Преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализуемого на различных уровнях, обеспечивается единством целей РСНМС. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и в целом региональных систем образования.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные методические объединения (при наличии), муниципальные организации дополнительного профессионального образования (при наличии), муниципальные методические службы (при наличии) включаются в РСНМС в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования.
Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, Министерством образования и организациями, на базе которых созданы и функционируют ЦНППМ.
На уровне образовательной организации методическое сопровождение педагогических работников осуществляют имеющиеся в образовательной организации методические структуры (методические объединения, кафедры, методические советы и т.п.), общественно-профессиональные объединения и т.д.
IV. Актуальные вызовы и целевые ориентиры развития РСНМС
8. Важнейшим элементом РСНМС является учитель, обладающий ключевыми и профессиональными компетенциями, владеющий актуальными образовательными технологиями и вовлеченный в активный процесс поддержания функционирования и развития данной экосистемы.
Полноценной интеграции учителя в образовательную экосистему в настоящий момент препятствуют, в том числе профессиональные дефициты. В ходе процедур региональной и федеральной оценки профессиональных компетентностей было определено, что 30% педагогов имеют предметные дефициты, 42% - метапредметные, 62% - методические. Создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов в рамках функционирования национальной системы профессионального роста педагогических работников - одна из приоритетных задач Корпоративного университета и всей региональной системы научно-методического сопровождения педагогов в целом.
Весомым ресурсом, обеспечивающим профессиональный рост учителя, являются также профессиональные сообщества, практика создания и функционирования которых требует государственной и общественной поддержки, а также современного подхода, учитывающего изменения профессионального портрета учителя настоящего, для становления учителя будущего в соответствии с ФГОС. На основе результатов опроса педагогов Московской области определено, что только 60% педагогов принимают участие в деятельности профессиональных сообществ, не получая ответы на свои профессиональные вопросы и путей решения актуальных вопросов предметных и методических дефицитов.
Важно отметить повышение роли формирования функциональной грамотности. При этом важно понимать, что педагог не может научить ученика тому, чем сам не обладает. В 2021 году проводилось региональное исследование уровня сформированности функциональной грамотности у педагогов, преподающих на уровне основного общего образования. Данные определили, что только 12,5% педагогов обладают базовым, повышенным и высоким уровнем функциональной грамотности. По итогам повторного мониторинга в декабре 2022 года уровень повысился до 62,3%, что свидетельствует о результатах целенаправленной деятельности по повышению уровня развития функциональной грамотности у педагогов.
9. Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин "качество образования" закреплен в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования, включающая на федеральном уровне целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации:
ЕГЭ;
ОГЭ;
национальные исследования качества образования;
всероссийские проверочные работы;
всероссийские сравнительные исследования качества образования.
На региональном уровне этот комплекс дополняется централизованным мониторингом по достижению обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в форме региональных диагностических работ (предметных и метапредметных), состав и содержание которых ежегодно определяется в соответствии с приоритетными целями и задачами системы образования Московской области и утверждается распорядительным актом Министерства образования Московской области.
Оценку знаний обучающихся общеобразовательных организаций дополняют исследования профессиональных компетенций учителей и оценка деятельности руководителей образовательных организаций.
Таким образом, практика проведения оценочных и диагностических процедур в системе образования Московской области позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей и руководителей.
Важнейшим стратегическим направлением развития региональной системы оценки качества образования является обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования.
В условиях, когда количество обязательных оценочных процедур практически достигло максимума, переход к методологии управления качеством образования возможен при смещении акцента на обеспечение объективности и достоверности информации, полученной в ходе оценочных процедур, и системное использование всех результатов оценочных процедур для эффективного управления качеством образования на всех уровнях.
10. Важнейшим направлением работы является сопровождение образовательной деятельности для различных категорий, обучающихся, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, сопровождение мероприятий по развитию талантов и воспитательной деятельности в образовательных организациях, сопровождение проектов, направленных на развитие и повышение эффективности урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования.
11. На основе данных мониторинговых исследований в III квартале 2021 года у 40% педагогов Московской области были определены признаки профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание - совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Синдром профессионального выгорания является следствием влияния на человека целого комплекса факторов. Принято выделять три группы факторов: личностные, статусно-ролевые, корпоративные (профессионально-организационные).
Считается, что определённые черты личности способствуют развитию выгорания специалиста. К личностным факторам риска относят:
мотивы деятельности и оценка её значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста незначимой, то развитие выгорания происходит быстрее);
склонность к интраверсии (это люди с низкой социальной активностью и адаптированностью, социально несмелые, их интересы направлены на внутренний мир);
реактивность (динамическая характеристика темперамента, появляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);
низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
жёсткость и авторитарность по отношению к другим людям;
низкий уровень самоуважения и самооценки;
перфекционизм ("синдром отличника");
излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих.
Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают в себя:
ролевой конфликт ("или семья, или работа");
ролевую неопределенность;
неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;
психологическую несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами;
ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность;
низкий социальный статус;
отверженность в значимой группе.
Организационный фактор сам по себе не является непосредственной причиной выгорания. Его значение зависит от того, как сам сотрудник оценивает обстановку на работе. Организационный порядок, психологический климат, стиль отношений могут восприниматься как вызывающие стресс. К корпоративным (профессионально-организационным) факторам относят:
организацию предметного пространства (жару, холод, отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах);
многочасовую работу (ненормированный рабочий день);
низкий социальный статус профессии;
несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
негативные или "холодные" отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплоченности, слабую организационную культуру;
внутрифирменные конфликты;
дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
неэффективный стиль руководства (излишне жёсткий "мужской" стиль руководства не обеспечивает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищённости;
очень мягкий "женский" стиль руководства - нередко нечёткий и неуправляемо-эмоциональный - поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределённость в требованиях ставит под угрозу реализацию перфекционизма, а значит, целостность личности);
отстраненность от принятия решений, отсутствие необходимой обратной связи от руководства или других подразделений организации.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Возникновение данного синдрома - это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
12. Анализ результатов функционирования РСНМС предшествующего этапа, выявление и рефлексия существующих проблемных зон позволяют сформулировать следующий комплекс актуальных вызовов в контексте развития РСНМС в перспективе до 2024 года:
вызовы в области управления РСНМС:
недостаточная сформированность "гибких" механизмов эффективного управления РСНМС с учетом региональных условий;
отсутствие описанных вариативных процедур и инструментов оценки эффективности функционирования РСНМС в рамках ЕФС с учетом региональных условий;
недостаточная взаимосвязь процессов и результатов функционирования субъектов РСНМС различного уровня;
рассинхронизация отдельных критериев и индикаторов эффективности функционирования различных субъектов РСНМС;
отсутствие автоматизированной системы мониторинга региональных систем ДПО;
вызовы в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в рамках РСНМС:
несоответствие значительного количества программ ДПО, разрабатываемых на региональном уровне, сложившимся единым подходам к управлению качеством ДПО педагогических работников и управленческих кадров;
недостаточный уровень информационной открытости процессов и результатов в системе ДПО;
недостаточность информации о профессиональных - предметных, методических и иных - дефицитах педагогических и управленческих компетенций;
вызовы в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
недостаточный уровень технологизации методической деятельности (в части типовых организационно-методических документов, дорожных карт, стандартов операциональных процедур);
несформированность системы адресного сопровождения РСНМС, а также научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках освоения ими индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных компетенций;
несистемный характер сопровождения и поддержки педагогических работников и управленческих кадров до 35 лет в первые 3 года работы;
несистемный характер выявления, анализа и трансляции эффективных практик:
управления РСНМС, в том числе организации методической работы на региональном уровне;
наставнических практик (в том числе для педагогических работников до 35 лет в первые три года работы);
проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных компетенций;
организации и проведения стажировок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
внедрения результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику;
организации сетевого взаимодействия субъектов РСНМС и субъектов научно-методической деятельности.
13. Целью развития РСНМС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.
Стратегические задачи развития РСНМС:
1) в области управления РСНМС:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РСНМС;
развитие системы "горизонтальных" связей региональных сегментов РСНМС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
2) в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
3) в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РСНМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
Системные эффекты развития РСНМС:
1) для педагогических работников и управленческих кадров:
снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;
повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;
снижение уровня "профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;
2) для системы ДПО:
повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;
повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;
сокращение "разрыва" в показателях эффективности региональных систем дополнительного профессионального образования;
3) для системы образования в целом:
системный подход к управлению качеством образования на уровне субъектов РСНМС Московской области;
повышение качества образования на различных уровнях РСНМС.
V. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития РСНМС
14. Взаимодействие субъектов РСНМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений.
Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1), включая:
стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РСНМС;
координацию взаимодействия субъектов РСНМС;
координацию взаимодействия субъектов РСНМС, деятельности региональных методистов;
оценку эффективности РСНМС, отдельных её субъектов.
Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 1 являются:
на региональном уровне:
концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
семинары-совещания, вебинары;
мониторинговые исследования и т.д.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются: разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РСНМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включая:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в ФР ДПП;
реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 2 являются:
на региональном уровне:
программы ДПО из ФР ДПП;
программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал ДПО.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
1) на региональном уровне:
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
2) на уровне образовательной организации:
разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования" (далее - Направление 3).
Механизмом взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 3 являются:
комплекс типовой организационно-методической документации;
методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РСНМС;
аннотированный каталог научно-методических разработок;
инновационные проекты (площадки);
научно-практические конференции, форумы и т.д.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
1) на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в Московской области, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
2) на уровне образовательной организации: методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
Приложение
к Положению
о функционировании
региональной системы
научно-методического
сопровождения
педагогических работников
и управленческих кадров
Московской области
(в редакции
распоряжения
Министерства образования
Московской области
от 28.11.2023 N Р-1077)
Понятия,
используемые в Положении о функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Московской области
Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования.
Методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников.
Научно-методический центр сопровождения педагогических работников - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования.
Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров.
Неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
Паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - единый федеральный информационно-аналитический ресурс, формируемый посредством заполнения личных кабинетов Московской области, включающий в себя сведения о кадровом составе, программах ДПО, в том числе включенных в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ, региональной инфраструктуре дополнительного профессионального образования, финансовом обеспечении, вовлечении педагогических работников в мероприятия региональной системы научно-методического сопровождения, информационных ресурсах (сайты организаций, системы дистанционного обучения, базы данных и т.д.), результативности работы системы и корреляции с результатами обучающихся общеобразовательных организаций.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в Концепции не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования.
Профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации.
Профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
Региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования.
Региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников.
Субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров.
Стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. В настоящем Положении к управленческим кадрам относятся:
руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность,
руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам, отвечающим современным задачам системы образования.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РСНМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Цифровая экосистема ДПО - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам дополнительного профессионального образования, верификации, учету слушателей и анализу их результатов; включающий в себя следующие модули: паспорт региональной системы дополнительных программ педагогического образования; специализированная обучающая среда, федеральный реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования.
Тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра.
".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Министерства образования Московской области от 28 ноября 2023 г. N Р-1077 "О внесении изменений в распоряжение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.