Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 года вступает в силу глава 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Транспортный налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом в рамках предоставленных полномочий законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации при введении налога устанавливают ставки налога в пределах, установленных статьей 361 главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. Однако в принятом виде законодательство о транспортном налоге имеет отдельные недоработки, которые предполагается устранить данным проектом закона.
Согласно статье 358 главы 28 Налогового кодекса объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, ранее облагавшиеся налогом с владельцев транспортных средств, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, ранее облагавшиеся налогом на имущество физических лиц.
Однако из объектов налогообложения законодателем необоснованно исключены несамоходные прицепы и полуприцепы к автотранспортным средствам на пневматическом и гусеничном ходу. Тяжелые прицепы и полуприцепы бесспорно являются источником повреждения транспортных магистралей, и поэтому их использование налогоплательщиками должно подлежать налогообложению транспортным налогом.
Кроме того, в отношении воздушных транспортных средств, имеющих двигатели, нормами главы 28 Налогового кодекса установлена единая налоговая база, которая определена как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Однако, учитывая технические характеристики воздушных транспортных средств, имеющих двигатели, в настоящее время в рамках главы 28 Налогового кодекса не подлежит определению налоговая база в отношении самолетов, имеющих реактивные двигатели. По данной категории воздушных транспортных средств налоговая база определяется не как мощность двигателя в лошадиных силах, а как тяга реактивного двигателя в килограммах силы. Таким образом, по указанной части воздушных транспортных средств установление налоговой ставки, исчисление и взимание транспортного налога в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, не представляется возможным.
Реализация законодательной инициативы будет способствовать однозначному толкованию норм главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, а также увеличению поступлений средств от данного регионального налога в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Финансово-экономическое обоснование произведено на примере Московской области. На основании регистрирующих органов в Московской области зарегистрировано около 120 тысяч несамоходных прицепов и полуприцепов, а также воздушных транспортных средств, имеющих реактивные двигатели. Налогообложение указанных объектов позволит получить поступлений около 80 млн. рублей в год.
Вместе с тем, на основании данных Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области налоговое администрирование потребует дополнительных расходов федерального бюджета не более 10 млн. рублей в год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, отмены, изменения или дополнения каких-либо нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.