Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 ноября 2023 г. N 03-03-06/3/104836
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, содержащее предложения по уточнению отдельных положений Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), и сообщает следующее.
В части предложения о дополнении статьи 7 Федерального закона N 414-ФЗ частью 4 положением, согласно которому налогоплательщик вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо по налогу на сверхприбыль, также путем зачета в счет исполнения обязанности по уплате единого налогового платежа (подпункт "а" пункта 1 предложений).
В настоящее время в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" для целей Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора заявления о возврате излишне уплаченных сумм в том числе налога на сверхприбыль, - в размере излишне уплаченной суммы налога не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления.
Согласно статье 79 Кодекса налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом статьей 79 Кодекса (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") зафиксировано положение о том, что распоряжение денежными средствами в размере сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется на основании в том числе заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на сверхприбыль, представленного в налоговый орган.
В свою очередь, положения статьи 78 Кодекса устанавливают возможность зачета сумм, изначально формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, соответственно, изначально перечисленных в составе единого налогового платежа, что не соотносится в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 45 Кодекса с налогом на сверхприбыль.
Возможность зачёта сумм излишне уплаченных не в качестве единого налогового платежа иных налогов и сборов Кодексом также не предусмотрена.
Таким образом, реализация рассматриваемого предложения повлечет необходимость внесения изменений также и в Кодекс, в том числе с распространением этого предложения не только на налог на сверхприбыль, но и на иные налоги и сборы, уплата которых осуществляется не в качестве единого налогового платежа, что, с одной стороны, требует формулирования соответствующего уточнения предложений РСПП, с другой - обусловливает отдельную инициируемую Минфином России по линии ФНС России отработку вопроса о наличии/отсутствии у ФНС России возможности реализации рассматриваемого предложения, в том числе за счёт и в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, выделенных ФНС России на осуществление деятельности в установленной сфере.
В части предложения о дополнении статьи 7 Федерального закона N 414-ФЗ частью 8 положением, согласно которому в случае изменения налоговой базы (налоговых баз) по налогу на прибыль организаций в результате подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (уточненных налоговых деклараций), приводящих к возникновению недоимки (переплаты) по налогу на прибыль организаций, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию по налогу на сверхприбыль и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса (подпункт "б" пункта 1 предложений).
Поскольку положения Федерального закона N 414-ФЗ не ограничивают налогоплательщика налога на сверхприбыль в праве представления (при необходимости) уточенных налоговых деклараций в порядке, установленном статьей 81 Кодекса, считаем предлагаемое мероприятие избыточным.
В этой связи данное предложение не поддерживается.
В части предложения об уточнении положения части 11 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ, согласно новой редакции которого в случае доначисления по итогам налоговой проверки налога на прибыль организаций в результате корректировки налоговых баз, относящегося к налоговым базам, учитываемым при исчислении прибыли в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ, сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций за соответствующий год подлежит увеличению на величину, равную изменению налоговой базы по результатам налоговой проверки (пункта 2 предложений).
В настоящее время частью 11 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ установлено, что в случае доначисления по результатам налоговой проверки налога на прибыль организаций, относящегося к налоговым базам по налогу на прибыль организаций, учитываемым при исчислении прибыли в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ, сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций за соответствующий год подлежит увеличению на величину, равную произведению суммы соответствующего доначисления налога на прибыль организаций по результатам налоговой проверки и коэффициента 5.
Вместе с тем установленное положение справедливо только тогда, когда ставка налога на прибыль организаций равна 20%, а доначисление непосредственно связано с занижением налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Однако многие организации имеют возможность применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, а доначисление данного налога может быть обусловлено, как установлением фактов занижения налоговой базы, так и иными обстоятельствами, в частности ошибочно примененной (пониженной) ставкой налога в условиях, когда налоговая база была рассчитана верно.
Следовательно, предложение заслуживает внимания.
В части предложения о дополнении части 9 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ положением, согласно которому для организаций, реорганизованных в форме присоединения после 01.01.2023, средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется без учета данных присоединенной организации в случае если на момент реорганизации присоединенная организация не являлась налогоплательщиком налога на сверхприбыль либо ее средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 млрд рублей (пункта 3 предложений).
Реализация данного предложения приведет не только к постановке аналогичных вопросов в отношении формы реорганизации в форме слияния, но и к сокращению дополнительного дохода федерального бюджета.
В этой связи данное предложение не поддерживается.
В части предложения о дополнении части 3 статьи 8 Федерального закона N 414-ФЗ положением, согласно которому если налогоплательщик по налогу на сверхприбыль, в обязанности которого ранее не входило представление декларации (ввиду "нулевой" налоговой базы), представил такую декларацию после 28.01.2024 в связи с уточнением налоговой базы по налогу на прибыль организаций, указанная налоговая декларация по налогу на сверхприбыль не считается представленной с нарушением срока (пункта 4 предложений).
Вышеприведенное предложение не может рассматриваться как состоятельное, поскольку предложение с такой постановкой вопроса в анализируемых обстоятельствах, очевидно, приведет к нивелированию ответственности налогоплательщика налога на сверхприбыль, установленной положениями статьи 119 Кодекса, что само по себе создает противоречие названной норме Кодекса.
Кроме того, реализация такого предложения создаст предпосылки для создания аналогичной "преференции" остальным налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам, которые подлежат привлечению к ответственности в случае непредставления налоговой декларации (расчёта).
В этой связи предлагаемое мероприятие требует дополнительной проработки.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел ряд предложений по изменению Закона о налоге на сверхприбыль (414-ФЗ).
В частности, Министерство не поддерживает введение положения, согласно которому в случае изменения базы по налогу на прибыль в результате подачи уточненной декларации с возникновением недоимки (переплаты) по налогу плательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию по налогу на сверхприбыль и представить уточненную. Данное положение будет являться избыточным, поскольку 414-ФЗ не ограничивает плательщика в праве представлять уточненные декларации.
Также Минфин против введения нормы, согласно которой для компаний, реорганизованных в форме присоединения после 1 января 2023 г., средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется без учета данных присоединенной организации, если на момент реорганизации присоединенное юрлицо не являлось плательщиком налога на сверхприбыль либо средняя арифметическая величина прибыли за 2021 г. и прибыли за 2022 г. оказалась не более 1 млрд руб. Это приведет к постановке аналогичных вопросов при слиянии и к сокращению дополнительного дохода федерального бюджета.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 ноября 2023 г. N 03-03-06/3/104836
Опубликование:
-